Татарстан: жилищная политика, ориентированная на потребности населения

Гареев И.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гареев И.Ф. Татарстан: жилищная политика, ориентированная на потребности населения // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 184-188.

Аннотация:
Одним из новых достижений некоммерческих жилищных организаций в Республике Татарстан является запуск центров жилищного консультирования населения. Автор статьи анализирует ситуацию, связанную с проведенными в Республике опросами молодых семей по выявлению оптимального механизма их господдержки, направленной на улучшение жилищных условий. Проведенное исследование послужит материалом для регулирования изучаемого вопроса на республиканском уровне.

Ключевые слова: Республика Татарстан, жилищные условия, улучшение жилищных условий, потребность в жилье, опрос населения, малоэтажное жилье

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современных условиях активизация жилищного строительства всеми уровнями государственной власти рассматривается как один из главных инструментов повышения деловой активности в регионе. В социальной политике это позволяет существенно повысить благосостояние населения, в том числе снять напряженность в жилищном вопросе.

Реализация жилищной политики в Республике Татарстан характеризуется насыщенностью предлагаемых населению мероприятий. Прежде всего, это широкий перечень жилищных программ для различных категорий. Вместе с этим, благодаря удачному выбору операторов данных программ – а эту функцию выполняют некоммерческие организации – в настоящее время осуществляется активное развитие обратной связи с населением.

Одним из новых достижений некоммерческих жилищных организаций является запуск пилотных проектов жилищного консультирования населения. Ранее нами приводился детальный анализ запущенного проекта, основной целью которого является просвещение молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий [1]. Следует отметить, что реализация проекта стала возможной благодаря проявлению социальной ответственности бизнес-структур. В частности, участие общественной организации «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» в конкурсе социальных и культурных проектов ОАО «РИТЭК» в 2010 году позволило получить финансовое обеспечение на реализацию проекта «Молодой семье – доступное жилье» в г. Набережные Челны Республики Татарстан.

«Молодой семье – доступное жилье»

Основной задачей данного проекта является реализация эффективных механизмов информационно-разъяснительной деятельности. Ключевым направлением информационно-разъяснительной деятельности является создание центра жилищного просвещения консультирования «Молодой семье – доступное жилье». Запуск данного центра потребовал организации взаимодействия со всеми операторами жилищных программ, подготовки раздаточных материалов (информационных буклетов) о реализуемых жилищных программах и обучение сотрудников основным положениям жилищных программ.

Вместе с этим, второй по важности задачей выступает мониторинг потребностей молодых семей в области механизмов улучшения жилищных условий.

Благодаря информационно-аналитической поддержке управленческих решений молодых семей, целенаправленной и систематической работе по разъяснению жилищного законодательства в области улучшения жилищных условий, удалось собрать мнения молодых семей о наиболее востребованных механизмах и подготовить предложения по развитию данной системы.

В Республике Татарстан для молодых семей есть несколько жилищных программ, основными среди которых являются Закон РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» от 21.10.1999 № 2443 и действовавшая по 2010 год программа «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2008–2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 20.07.2007 № 315 от (в настоящее время ожидается разработка и утверждение нового этапа подпрограммы) [2].

Результаты исследования по выявлению механизмов обеспечения жильем

Для получения мнения молодых семей были выполнены работы по сбору первичной информации («полевые» исследования), прежде всего, посещение предприятий, где в работает значительное число молодых семей. Также опросы молодых семей проводились во время посещения ими центра жилищного консультирования и через рассылку анкет на их электронные адреса.

Проведение опроса осуществлялось преимущественно среди молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рассмотрим обобщенные результаты проведенного исследования.

Выяснение периода времени, в котором молодые семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в получении государственной поддержки на улучшение жилищных условий, позволило разделить молодых семей на две категории:

– семьи, которые состоят на учете не более 3 лет, в случае если срок ожидания государственной поддержки растянется до 5–7 лет и более, готовые самостоятельно улучшить жилищные условия;

– семьи, состоящие на учете 3–5 лет, при таком развитии ситуации не готовые самостоятельно приобрести жилое помещение.

Полученные результаты позволяют предположить, что необходимо увеличивать финансирование. Для молодых семей, состоящих на учете непродолжительное время, это необходимо делать для сохранения «веры» в государственные жилищные программы, а для молодых семей, состоящих на учете более продолжительное время – как повышение социальных стандартов обслуживания населения.

Вместе с этим, отвечая на вопрос о наиболее приемлемом сроке ожидания получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий, большая часть семей однозначно ответили, что она не должна превышать 3 лет, учитывая то обстоятельство, что семье необходимо накопить средства на первоначальный взнос.

Доходы молодых семей и размер необходимой поддержки

Следующим при изучении мнения молодых семей был вопрос о максимальном размере государственной поддержки в рамках Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий». В настоящее время он составляет 300 тысяч рублей. Абсолютное большинство семей указали на необходимость увеличения размера государственной поддержки, и ее величина должна составлять не менее 600 тысяч рублей.

Вместе с этим молодые семьи планируют обратиться к банковскому кредиту, что позволит им компенсировать нехватку собственных средств при покупке жилого помещения. Наиболее востребованная сумма – от 400 до 600 тыс. рублей.

При этом для молодых семей должна быть предоставлена возможность возвращать государственную поддержку на протяжении длительного периода времени – не менее чем на 10 лет. Дело в том, что наиболее комфортной величиной для семейного бюджета является сумма, не превышающая 4–6 тыс. рублей в месяц.

Одним из объяснений данного коридора цен является существующее жилищное положение молодой семьи – проживание на наемной квартире. Наиболее распространенной величиной арендной платы для г. Набережные Челны являются сумма в 5–6 тыс. рублей.

В подтверждение реалистичности заявленных молодыми семьями сумм является средняя величина их доходов – около 20 тыс. рублей в месяц. При этом размере доходов ежемесячное обслуживание ранее предоставленной государственной поддержки в 5–6 тыс. рублей является приемлемым и вкупе с платежами за жилищно-коммунальные услуги позволяет семье планировать развитие семьи.

Фонд наемного жилья и индивидуальное недорогое домостроение

Одним из направлений, перспективных для развития при решении жилищного вопроса, является формирование фонда наемного жилья.

В связи с этим перед семьями был поставлен вопрос: «Согласитесь ли вы проживать в наемном жилье, если оно будет предоставлено вам в рамках государственной программы и по приемлемым ценам, что позволит вам накопить капитал на первоначальный взнос для покупки собственного жилья?». По предварительным оценкам, молодые семьи разделились на две одинаковые группы. Часть из них приветствует создание фонда наемного жилья, так как это поможет накопить им на покупку собственного жилья. Остальная часть придерживается традиционного подхода, т.к. хочет сразу проживать в собственном жилье.

При этом для молодых семей, согласившихся на проживание в наемном жилье, потребуется некоторый срок аренды по льготной цене, что позволит семье «встать на ноги» в финансовом плане. Наиболее востребованный срок – 2–3 года.

В настоящее время от молодых семей, в том числе проживающих в городской черте, поступает много вопросов о возможности строительства индивидуального дома вблизи от города. В связи с этим особое внимание было уделено оценке предпочтений молодых семей в части технических решений малоэтажного жилья. В частности, молодые семьи выразили готовность проживать в доме, построенном по современным быстровозводимым каркасным технологиям, если это позволит удешевить стоимость жилья и стоимость проживания в нем.

Вместе с тем присутствует значительное количество молодых семей, категорически отказавшихся проживать в таких домах.

Жилищная проблема и демографический вопрос

Интересная зависимость была выявлена в ходе изучения демографического поведения молодой семьи. В частности, практически большинством семей были развеяны представления о том, что государственная поддержка в улучшении жилищных условий положительно повлияет на их решение обзавестись ребенком.

Так, к настоящему времени достаточная большая часть молодых семей не ставит свое демографическое поведение в зависимость от решения только жилищной проблемы. Другими словами, ряд других социальных и экономических факторов обуславливают рождение детей, среди которых можем отметить доходы семьи, трудовая стабильность. Вместе с этим, сохранение демографической проблемы в Республике Татарстан предопределяет потребность в дальнейшем развитии элементов стимулирования в рождении детей.

Также молодым семьям была предоставлена возможность самостоятельно сформулировать предложения по развитию системы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий. Наиболее часто встречающиеся предложения касались ускорения решения жилищной проблемы, увеличения механизмов государственной поддержки, снятия ограничений в связи с местом регистрации членов семьи.

Полученная информация позволила выдвинуть более обоснованные подходы относительно особенностей поведения и жилищных потребностей молодых семей, причинно-следственных связей и процессуальных характеристик этого поведения.

В настоящее время для повышения охвата молодых семей, разрабатывается план мероприятий по изучению мнения молодых семей в других городах и районах Республики Татарстан.


Источники:

1. Гареев И.Ф. Организация центров жилищного просвещения в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. – 2010. – № 11 (2). – С.159– 164.
2. О государственной поддержке молодых семей в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 21.10.1999 г. № 2443. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:10:43