Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2011

Организационно-экономический аспект оценки качества в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона

Емельянова Галина Александровна, к.э.н., зав кафедрой менеджмента Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Россия

Organizational and Economic Aspect of Quality Assessment in the Conditions of Reforming Housing and Communal Services in the Region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
В статье изложены основные требования к качеству жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению. По мнению автора, качество этих услуг можно повысить с помощью системы их сертификации и контроллинга, применяемого при взаимодействии органов государственной власти и организаций жилищно-коммунального комплекса.
Цитировать публикацию:
Емельянова Г.А. Организационно-экономический аспект оценки качества в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 189-192.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Обеспечение гарантированного качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, является одной из основных задач реформы жилищно-коммунального хозяйства в России и в Чувашской Республике в частности.

К коммунальным услугам относятся услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и услуги по обеспечению работы лифтового оборудования. Договор на управление многоквартирным домом, заключаемый между жильцами дома и управляющей компанией, в котором должны быть зафиксированы объем, качество и порядок учета потребляемых услуг, является главным документом, регулирующим качество оказания жилищно-коммунальных услуг населению. Управляющая компания или товарищество собственников жилья в свою очередь заключают договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.

Нормативы предоставления жилищно-коммунальных услуг населению 

Основные критерии качества предоставления жилищно-коммунальных услуг сформулированы в п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

Пункт 6 Правил устанавливает следующие нормативы предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

Холодное водоснабжение. Должна быть обеспечена круглосуточная подача холодной питьевой воды в объемах, необходимых потребителю.

Холодная вода должна подаваться либо непосредственно в жилое помещение, либо до водоразборной колонки (в случае отсутствия присоединенной сети).

Горячее водоснабжение. Должна быть обеспечена круглосуточная подача потребителю горячей воды в объемах, необходимых потребителю.

Водоотведение. Непрерывный отвод бытовых стоков. 

Электроснабжение. Бесперебойное обеспечение потребителей электрической энергией в объемах, необходимых потребителю.

Газоснабжение. Должна быть обеспечена круглосуточная подача газа в жилое помещение в необходимых объемах. Если в доме нет присоединенной сети, должна быть организована продажа бытового газа в баллонах.

Отопление. Непрерывное отопление жилых помещений в течение всего отопительного сезона с подержанием в отапливаемом помещении необходимой температуры воздуха. Необходимая температура воздуха указана в п. 15 приложения № 1 к Правилам. В случае наличия в доме печного отопления, должна быть организована продажа твердого топлива (угля, дров) населению [2].

Все предоставляемые коммунальные услуги должны быть надлежащего качества. Управление качеством жилищно-коммунальных услуг представляет собой систему государственного и внутрипроизводственного контроля за безопасностью, надежностью и соответствием техническим и санитарным требованиям предоставляемых потребителям услуг.

Качество жилищно-коммунальных услуг

Услуга, и в том числе жилищно-коммунальная, – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя услуг, а также деятельность исполнителя, направленная на удовлетворение потребности потребителя.

Состав задач оценки качества зависит от цели оценки, вида продукции (услуг) и ее специфических особенностей, этапов жизненного цикла, условий производства и потребления, а также вида модели системы обеспечения качества.

В условиях рыночной экономики качество продукта (услуги) является основным критерием в создании и развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг. Проведение единой технической политики в области развития системы качества предоставления жилищно-коммунальных услуг должно осуществляться на государственном регулировании через системы стандартизации этих услуг, которую формируют международные стандарты ИСО серии ЭООО.

Жилищно-коммунальные услуги – это важная часть системы жизнеобеспечения населения. Эта система является важнейшей целью функционирования организации, входящей в систему жилищно-коммунального хозяйства.

Качество предоставления жилищно-коммунальных услуг должно сочетаться с оптимизацией затрат на их предоставление, так как это обусловлено монопольным положением организаций, действующих на рынке жилищно-коммунальных услуг. 

Эффективно построенная система качества является надежным средством в деле оптимизации затрат и управления качеством. Хорошая система качества должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы исполнителя услуги, причем, предоставление качественной услуги должно быть выгодно и способствовать сокращению рисков для здоровья и безопасности людей.

В целом жилищно-коммунальная услуга должна отвечать следующим требованиям:

– строго соответствовать определенным потребностям заказчика (потребителя) и действующим стандартам, техническим требованиям или условиям договора;

– отвечать требованиям общества (требования вытекающие из законов инструкций, правил, кодексов, относящихся к защите окружающей среды, здоровью и безопасности населения);

– строится на основании экономически обоснованного тарифа, который должен быть выгодным для исполнителя и доступной для потребителя.

Система сертификации жилищно-коммунальных услуг Для достижения поставленных целей исполнитель должен держать под контролем все технические, административные, экономические и человеческие факторы, влияющие на качество жилищно-коммунальной услуги. Такой контроль, направленный на сокращение, устранение, на предотвращение отказов и сверхнормативных перерывов в предоставлении жилищно-коммунальных услуги, удачно вписывается в систему контроллинга в данной сфере.

Потребитель услуг должен быть уверен в способности исполнителя представить услугу требуемого качества и постоянно поддерживать достигнутый уровень, а также в способности исполнителя повышать качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Гарантировать потребителю определенное качество предоставляемых потребителю по договору жилищно-коммунальных услуг способна только хорошо структурированная система их сертификации.

Сертификация жилищно-коммунальных услуг – деятельность, направленная на подтверждение требований безопасности, экологических требований, технических требований посредством комплексной оценки системы управления качеством, существующей на данном предприятии [1].

Качество и удовлетворенность потребителя являются важнейшими вопросами в предоставлении жилищно-коммунальных услуг в условиях экономически обусловленного роста тарифов, а также в формировании жилищно-коммунального хозяйства в Чувашской Республике.

Достижение и поддержание качества услуг зависит от системного подхода к общему руководству качеством в организации, предоставляющей услуги.

Достижение качества делает необходимым соблюдение принципов качества на всех уровнях функционирования такой организации, а также требует постоянно анализировать и улучшать созданную систему общего руководства качеством.

Заключение

В посткризисных условиях развития экономики регионов рыночные отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг в полной мере соответствуют системе управления качеством согласно ИСО серии 9000. Несмотря на это, исследования действующих систем управления качеством в Чувашской Республике, позволяют сделать вывод о том, что качество жилищно-коммунальных услуг в регионе является непосредственно результатом взаимодействия органов государственной власти и организаций жилищно-коммунального комплекса.

В этом плане необходимо сформировать систему контроллинга на разных уровнях взаимодействия этих субъектов в Чувашской Республике. По нашему мнению, в регионе остается недостаточной и проработка стандартов в части установления предельно допустимых отклонений технико-экономических и статистических показателей стандарта. В целом, Федеральные стандарты качества жилищно-коммунальных услуг удачно встраиваются в систему управления качеством в Чувашии, как минимальные социальные показатели качества услуг, определяемые уровнем финансирования в регионе, но сами показатели качества, нуждаются в дальнейшей проработке через методику оценки, измерения либо статистического наблюдения.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».
2. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.