Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2002

Место малого бизнеса в развитии экономики страны

Морозов Владимир Александрович, кандидат экономических наук, генеральный директор предприятия “Блок-group”, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Малый бизнес появился около сорока веков назад в восточном Средиземноморье. Не смотря на то, что в распространении цивилизации он сыграл, можно сказать, основную роль, его “биография” никогда не занимала общественного сознания. Обращаясь к истории древних культур египтян, греков, римлян, арабов и других народов, где продукция и услуги нередко отличались низким качеством, можно увидеть, что к малому бизнесу часто относились с презрением. Вместе с тем, еще до нашей эры, например в Вавилонии, существовал кодекс законов о защите потребителей и предпринимателей от мошенничества.
Цитировать публикацию:
Морозов В.А. Место малого бизнеса в развитии экономики страны // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 6. – С. 3-8.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Малый бизнес появился около сорока веков назад в восточном Средиземноморье. Не смотря на то, что в распространении цивилизации он сыграл, можно сказать, основную роль, его “биография” никогда не занимала общественного сознания. Обращаясь к истории древних культур египтян, греков, римлян, арабов и других народов, где продукция и услуги нередко отличались низким качеством, можно увидеть, что к малому бизнесу часто относились с презрением. Вместе с тем, еще до нашей эры, например в Вавилонии, существовал кодекс законов о защите потребителей и предпринимателей от мошенничества.

Российское предпринимательство зародилось в виде промыслов в Киевской Руси. В то время предпринимателями слыли мелкие торговцы и купцы. Развитие торговли превратило разрозненные одиночные поселения в пункты обмена дарами леса и излишками сельскохозяйственных продуктов. Монастыри вели самостоятельную хозяйственную жизнь, где хранили необходимый для торговли инвентарь, складировали товары, сберегали торговые договоры. Церковь брала на себя ответственность за поддержание порядка в торговле, провозглашая всякий обман в сделках грехом. Активно устанавливались торговые связи между северными и южными народами по рекам балтийского бассейна, Волге и Днепру. Торговля велась корпоративно, “миром”, на артельных началах. Большие артели занимались промыслами, купеческие артели ‑ торговыми предприятиями. Таких артелей только в Новгороде были десятки.

В 988 году с помощью первых русских монет-златников зарождались кредитно-денежные отношения. Уже в IX-XII вв. в Руси насчитывалось более 60 видов ремесел. Новые экономические процессы в ХV–ХVI вв. находили отражение в натуральном хозяйстве вотчин, где стали складываться предпосылки рыночных отношений. Выросшие на базе крестьянских промыслов вотчинские мануфактуры, первоначально обслуживавшие внутренние потребности хозяйства, приобретали в ряде случаев значительные масштабы с выходом на уровень регионально-национального рынка. Развитие мелкотоварного производства выдвигало из среды мастеровых удачливых ремесленников, ставших впоследствии владельцами крупных промышленных предприятий в Туле, Ярославле, Вологде и других городах.

В 1653 г. была подтверждена Торговая уставная грамота о замене мелких налогов: подушного, житного, свального, статейного, мостового, гостиного и др. – единой пошлиной в размере 10 денег с рубля цены товара, отменены проезжие пошлины. Также новоторговый устав содержал разделы, касавшиеся стимулирования торговой деятельности русских купцов. Возникло купеческое сословие трех групп: высшее московское купечество, гостиной и суконной сотни. Черная сотня – низший слой купечества и посадские люди – мелкие городские торговцы.

В XVII веке создается система мер и весов, как необходимое условие торговли. За  петровский период из 30 мануфактур образовалась промышленность, включающая 200 мануфактур и заводов. Во втором десятилетии XVIII века получила распространение практика передачи казенных предприятий в частные руки. Такие производства работали, как правило, на Государственный заказ и правительство строго следило за качеством продукции и соблюдением технологии производства.

В 1699 г. был издан Указ о торговых компаниях. В послепетровский период существовало безраздельное господство монополий, и назрела необходимость городских реформ и совершенствование регламентаций предпринимательской деятельности с расширением ее социальной базы.

В 1775 г. указ Екатерины разрешал “всем и каждому” заводить производство. Последняя треть XVIII века характеризовалась мощным переливом торгового капитала в промышленность., в т.ч. фабрик Грачева, Гарелина, Морозова. Большое развитие получили кустарные промыслы и рассеенские мануфактуры, быстро реагирующие на изменение спроса, с лучшим учетом традиционных вкусов и привычек крестьянства губерний.

Следует отметить, что иностранцы находили русскую промышленность конца XVIII – начала XIX вв. весьма развитой, что развенчивает миф о ее вековой отсталости, распространенной в Советской литературе. Новые явления в денежно-кредитной политике (государственные займы банков для дворянства и купечества) в XVIII веке стали важным этапом первоначального накопления капитала. Структура предпринимательского слоя  стала более разнообразной. Предприятия все больше нуждались в законодательном оформлении своего статуса, что нашло отражение в законодательных актах 1805-1807 гг., где были обозначены порядок регистрации, права и ответственность владельцев предприятий, таким образом? в начале XIX века выделились определенные организационно-правовые формы предприятий:

‑ единоличные (частно-индивидуальные фирмы);

‑ торговые дома;

‑ акционерно-паевые общества.

Различались также два вида торговых домов: так называемые полные товарищества и смешанные товарищества на вере. В настоящее время обе формы предусмотрены законодательством, т.е. мы наблюдаем явное стремление авторов современного Гражданского кодекса следовать историческим традициям.

Пореформенные 1860-1900 гг. называют периодом промышленного капитализма, так как характерной чертой этого времени стало динамичное развитие промышленной предпринимательской активности на основе свободной конкуренции, не скованной условиями крепостного права и сословными ограничениями. По темпам роста производства Россия, опережая ведущие западные станы, занимала третье место после США и Германии.

Все прогрессивные перемены были связаны с резко возрастающей активностью частного капитала. Отпала необходимость уплаты денежной ренты, расходования капитала на выкуп личной свободы и обход законодательства при заведении фабрик на имя помещика. С развитием железнодорожного строительства 1866-1873 гг. 66% акционерного капитала было вложено в железные дороги, который за десятилетие увеличился примерно в 4 раза. Это послужило изменению промышленной структуры российской экономики, развитию отраслей тяжелой промышленности и укреплению сырьевой базы.

В девяностых годах XIX в. развернулось движение предпринимателей, направленное на изменение акционерного законодательства с целью выделения в качестве особой организационной формы товариществ с ограниченной ответственностью, но вопрос не был решен. Эта форма позволяла привлекать долгосрочные банковские кредиты под залог собственных и приобретенных паев.

Последнее десятилетие XIX в. охарактеризовалось подъемом учредительства. В 1892 г. прирост основного капитала в акционерных обществах почти достиг отметки 25 млн. рублей в год, а в 1899 г. – 431 млн. руб. в год. В это время было зарегистрировано 1146 акционерных обществ, в том числе иностранные фирмы.

В начале ХХ в. экономический кризис 1900-1903 г. ускорил процесс монополизации. Тресты и синдикаты контролировали рынки отдельных товаров. Синдикаты осуществляли свою деятельность через продажные конторы (акционерные общества или торговые дома). Эта форма позволяла сохранять самостоятельность и контролировать рынок.

Октябрьская революция сыграла роль шлагбаума в развитии рыночных экономических связей, в результате которой экспроприировали предприятия и имущество частных владельцев, несмотря на оживление предпринимательской деятельности во времена НЭПа.

В девяностые годы, в период образования Союза Независимых Государств, началось восстановление основ частного предпринимательства. Издание ряда законов и постановлений в поддержку малого бизнеса послужили созданию малых предприятий, развитию малого бизнеса в стране, усилению его поддержки со стороны государства, а также эффективности работы малых предприятий. Были приняты: Закон СССР “О кооперации в СССР” (1988 г.), Закон СССР “О предприятии в СССР” (1990 г.), Постановление Совета Министров РСФСР “О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий” (1991 г.), Закон РСФСР “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (1991г.), Постановление Правительства РФ “О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ” (1993 г.), Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” (1995 г.) и другие. С введением в действие законов, постановлений, положений об организации деятельности началось развитие товариществ, закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и других форм деятельности.

В соответствии с законодательными документами к субъектам малого предпринимательства относятся организации, где в уставном капитале доля участия РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не превышает 25%, такая же доля – 25% не должна превышать для одного или нескольких юридических лиц (не являющихся субъектами малого предпринимательства). Здесь средняя численность работников в промышленности не превышает 100 человек в аграрном секторе и научно-технической сфере – 60 человек, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30, в других отраслях и видах деятельности – 50 человек. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также относятся к субъектам малого предпринимательства.

Вместе с этим малый бизнес трудно поддается простому определению. Как правило, термин “малый бизнес” применяется к, так называемым, магазинам и ресторанам, а термин крупный бизнес – к таким успевшим сформироваться в России компаниям как “Русское Золото”, НК “Лукойл”, НК “Юкос”, НК “Сургутнефтегаз”, АК “Сибур”,ОАО “Газпром” и др. Имеется ряд распространенных и принятых критериев различия малого и крупного бизнеса, а именно:

‑ активы, включающие недвижимость, товарно-материальные запасы, машины и оборудование, другие ресурсы;

‑ собственные капитальные вложения, сделанные инвесторами;

‑ численность работающего персонала;

‑ годовой оборот предприятия.

Для развитых зарубежных государств, таких как США, Япония и ряд Европейских стран, малый бизнес является жизненно-важным критерием экономики, так как в нем занята приблизительно половина трудовых ресурсов этих государств. С точки зрения автора, вопрос занятости населения России и повышение его благосостояния через развитие малого бизнеса должен являться элементом национальной идеи Российской федерации. Для этого необходимо для каждого гражданина создать широкие возможности выбора профессии, а это значит – необходимо иметь разветвленную сеть новых свободных рабочих мест. Кто кроме малого бизнеса способен решить эту проблему?


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241