Проблемы оценки эффективности управления социально-экономическими системами

Жура С.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Жура С.Е. Проблемы оценки эффективности управления социально-экономическими системами // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 11-16.

Аннотация:
На современном этапе много внимания уделяется понятию эффективности управления социально-экономическими системами. Эффективность является достаточно сложной категорией, которая в самом общем виде отражает соотношение результатов и затрат функционирования любой системы. Тем не менее, не существует единого подхода к понятиям эффективности функционирования системы и эффективности управления ею, что требует дальнейшей разработки данной проблемы.

Ключевые слова: управление предприятием, эффективность управления, функции управления, оценка эффективности, социально-экономическая система, социальная эффективность, количественные критерии



На современном этапе большое значение уделяется оценке эффективности управления социально-экономическими системами.

Социально-экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых социальных и экономических институтов и элементов, работающих в направлении распределения, потребления и обмена различных видов ресурсов, товаров и услуг.

Можно выделить три типа социально-экономических систем:

1) систему на уровне государства;

2) систему на уровне региона;

3) систему на уровне предприятия.

На каждом уровне осуществляется управление системой. Следовательно, должен быть представлен набор критериев, позволяющих оценить эффективность принимаемых решений с учетом специфики возникающих взаимоотношений в конкретной системе.

Несмотря на очевидность этих фактов и повышенное внимание к данной теме, следует отметить, что до конца не разработан ряд основополагающих понятий и терминов в этой области, нет единого подхода к их определению и использованию.

Функции управления и система управления

Не вызывает сомнений утверждение, что управление любым социально-экономическим субъектом и на любом уровне должно быть эффективным.

Между тем, понятия «качество управления», «эффективность управления» используются тождественно таким понятиям, как «эффективность деятельности», «отдача от вложенных ресурсов».

Управление на любом уровне представляет со бой целенаправленную деятельность, которая включает различные функции и процессы. Основополагающими являются планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование традиционно направлено на постановку целей и определение действий, необходимых для их достижения. Организация предполагает создание организационной структуры, позволяющей достичь поставленных целей.

Мотивация способствует созданию условий для побуждения к действию как для достижения личных целей работников, так и для достижения целей предприятия. Достаточно важным этапом является контроль, так как он позволяет оценивать эффективность проделанной работы, и обычно включает в себя количественную и качественную оценку плановых и фактических показателей деятельности.

Достаточно часто выделяют и такие элементы, как координация, коммуникация, регулирование. Но, на наш взгляд, они служат выполнению дополнительных, конкретизирующих функций.

Управление можно рассмотреть и с точки зрения системного подхода. В системе управлении можно выделить:

– субъект управления (кто управляет);

– объект управления (на что направлена деятельность);

– сферу управления (где осуществляется взаимодействие субъекта и объекта управления).

Поскольку управление является с одной стороны процессом, а с другой – системой, то возникает необходимость оценить его эффективность как целиком, так и на отдельных стадиях.

Разные стороны экономической эффективности

Эффективность – это достаточно сложная категория, которая в самом общем виде отражает соотношение результатов и затрат функционирования любой системы. Для расчета эффективности обычно используют следующие формулы:

Э = Р – З, в абсолютном выражении,

Э = Р/З, в относительном выражении.

где

Э – эффективность;

Р – результат (эффект);

З – затраты всех видов ресурсов (материальных, денежных, трудовых и т.д.).

Можно использовать несколько другую формулу в относительном выражении:

Э = (Р – З)/З.

В данном случае эффективность считается нулевой, если затраты и результаты равны между собой.

Если же затраты выше результата, то эффективность отрицательна. На наш взгляд, данные формулы можно применять в следующих ситуациях.

Если затраты и результат соизмеримы, то для оценки эффекта от вложения целесообразно определение разности между ними (Р – З). Если же затраты и результат несоизмеримы, например, затраты выражаются в сумме вложенных средств, а результат – в увеличении количества рабочих мест, то следует использовать отношение результата к затратам (Р/З).

Необходимо различать различные виды эффективности.

Эффективность может быть проектная и реальная.

Проектная (расчетная) эффективность определяется на стадии планирования объекта или процесса. Реальная (практическая) эффективность определяется на основе достигнутых результатов. Теоретически они должны быть равны, но на практике чаще всего реальная эффективность меньше расчетной.

Следует также различать экономическую и социальную эффективность.

Экономическая эффективность выражает экономическую природу ситуаций и применяется к таким показателям, как доход, прибыль, выручка от продаж, валовой продукт и т.д. Данные показатели оцениваются количественно и удобны в использовании.

Сложнее оценить социальную эффективность, так как она применяется к социальным процессам: обеспечение занятости, доступности общественных благ, экологической обстановке и т.д. В данном случае чаще всего прибегают к методу экспертных оценок, что носит субъективный характер и снижает качество оценки социальных процессов и явлений.

Критерии оценки эффективности

Затраты в социально-экономических системах могут осуществляться в форме инвестиционных проектов. При оценке их эффективности используют различные критерии, позволяющие оценить реальность инвестиционных проектов и процессов. К данным показателям можно отнести нормативные критерии (или правовые). Они позволяют оценить нормы применения отечественного и зарубежного права, требования национальных и международных стандартов, т.д. Отдельно выделяют группу ресурсных критериев, которые раскрывают показатели эффективности использования научно-технических, технологических, финансовых возможностей системы.

Группа количественных критериев позволяет оценить целесообразность реализации проекта или процесса. Например, насколько цели проекта соответствуют стратегическим целям развития компании или региона.

Финансово-экономические критерии являются обязательными для оценки функционирования системы, так как, позволяют выбрать из имеющихся инвестиционных проектов и процессов те, реализация которых более целесообразна с точки зрения финансовой стабильности предприятия.

К таким критериям относятся: стоимость проекта, период окупаемости, чистая текущая стоимость, внутренняя норма прибыли, размер прибыли, рентабельность и т.д.

При оценке эффективности могут быть использованы и такие критерии, как относительная дешевизна проекта, минимизация риска, меньший срок окупаемости, частота поступлений, высокая учетная рентабельность и рентабельность дисконтированная, отсутствие более выгодных проектов.

Раньше в большинстве случаев использовали критерии, основанные на учетных оценках, таких, как показатели рентабельности инвестиций и срок их окупаемости. В последнее время большое внимание уделяется показателям, основанным на дисконтированных оценках. К ним относятся методы чистой приведенной стоимости, внутренней нормы доходности, индекса доходности, дисконтированного срока окупаемости инвестиций.

Следует отметить, что данные подходы отражают в большей степени оценку эффективности объектов или процессов в социально-экономических системах, а не в системе управления.

Отдельные авторы предлагают возможность рассчитать эффективность управления системой, как соотношение ее экономического и социального результата за определенный период времени, достигаемый за счет управления к общей величине расходов на управление системой, обеспечивших получение результата [1]. Применение данного метода носит в большей степени формальный характер, так как сложность состоит в вычленении результата отдельных принимаемых решений от общего результата функционирования системы.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что в экономической и управленческой литературе происходит отождествление понятий эффективности функционирования объекта или деятельности социальноэкономической системы и эффективности управления социально-экономической системой. Хотя данные понятия являются разными как по значению, так и по смыслу.

Особенно актуальной проблема оценки управления является для социально-экономических систем государственного и регионального уровня, так как объекты и процессы в них носят более массовый характер и включают большое количество внешних и внутренних факторов и показателей, влияющих на функционировании системы, а, следовательно, и на качество принимаемых управленческих решений. На наш взгляд, вопросы разработки критериев оценки управления социально-экономическими системами нуждаются в дальнейшем изучении и углубленной разработке.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:40