Факторы внешней среды, оказываемые прямое влияние на деятельность предприятия сферы услуг

Селезнев А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Селезнев А.А. Факторы внешней среды, оказываемые прямое влияние на деятельность предприятия сферы услуг // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 146-150.

Аннотация:
В статье дается описание внешних факторов прямого влияния на деятельность предприятий сферы услуг и анализируется степень их воздействия.

Ключевые слова: электронная коммерция, финансовая устойчивость, доля рынка, покупательская активность, предприятия сферы услуг, факторы рабочего окружения, кредитование предприятий



Современные методы и инструменты управления, направленного на обеспечение конкурентоспособности и поиска конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг, требуют анализа факторов внутренней и внешней среды.

Предприятия сферы услуг находятся в среде, где различные обстоятельства воздействуют на их функционирование и требуют принятия управленческих решений на устранение либо на адаптацию к ним. Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, можно разделить на внешние – общие экономические и отраслевые факторы (факторы рабочего окружения), а также внутренние, связанные с особенностями конкретного предприятия.

К внешним факторам прямого воздействия относится влияние поставщиков, покупателей, продуктов заменителей (например, услуги, предоставляемые Интернет-магазинами), конкурентов в отрасли и потенциальных конкурентов, а также общественных и государственных организациями. Среду, влияния внешних факторов прямого воздействия, еще называют рабочим окружением предприятия. Данное окружение главным образом включает рынок сбыта, рынок снабжения, рынок капитала и рынок труда. Между предприятием и рынками происходит постоянный прямой взаимообмен.

Поставщики и банки

Глобализация происходит на рынках снабжения. Главная задача у предприятия сферы услуг – выбрать поставщиков, способных обеспечить наилучшее с точки зрения цены, качества и сроков снабжение предприятия необходимыми ресурсами.

Анализируемые факторы – это взаимосвязи с поставщиками и свойства ресурсов, получаемых предприятием сферы услуг, которые представляют собой материалы, товары, технологии, капиталы, трудовые ресурсы, иное.

Для предприятий сферы услуг, торговых компаний большое значение имеет выстраивание отношений с поставщиками товаров. В силу существующей действительности российской экономики, ориентированной на импорт товаров народного потребления, наблюдается проблема у предприятия сферы услуг в выстраивании деловых отношений с поставщиками иностранных государств. Получение ресурсов из других стран выгодно с точки зрения цены, качества или количества, но одновременно необходимо учитывать влияние колебаний обменных курсов и политическую конъюнктуру.

Рынок капитала обеспечивает связь предприятия с инвесторами – поставщиками долгового или долевого капитала. В основном это кредитные организации, предоставляющие финансовые услуги (кредиты).

Привлечение капитала зависит не только от внутреннего финансового состояния предприятия, а также от общей финансово-экономической ситуации в стране и мире.

Сегодня банковская сфера активно кредитует предприятия сферы услуг главным образом на пополнение оборотных активов. Это, с одной стороны, выгодно банкам, так как в данном кредитовании усматривается короткий срок возврата денежных средств, что связано с минимизацией рисков. А с другой стороны, предприятия сферы услуг сами заинтересованы в получении кредитных средств, которые приносят прибыль в течение короткого периода. Данная заинтересованность объясняет низкий уровень финансирования в основной капитал предприятий сферы услуг.

Кадры и налоговая система

Следующий важный рынок для предприятия сферы услуг, который решающим образом влияет на его развитие – это рынок труда. [2].

Профессиональная подготовка работников должна отвечать требованиям рынка предоставляемых услуг.

Предприятия сферы услуг в силу своей специфики вынуждены подбирать персонал по степени активности, ответственности и ориентированности на результат, что в свою очередь обуславливает ряд требований для кадровых агентств, являющихся поставщиками трудовых ресурсов. Фактор – уровень образования, квалификации, этики, личностных качеств (самостоятельность, ответственность, активность) и стоимость трудовых ресурсов оказывает существенное влияние на деятельность предприятия.

Влияние поставщиков на деятельность компании оценивается с позиции стоимости, качества и сроков передаваемых ресурсов.

Косвенное и прямое влияние государства, реализуемое через налоговую систему, бюджет, законодательные акты отражается на деятельности предприятия сферы услуг.

Существенным для деятельности предприятия сферы услуг может являться повышенное внимание со стороны государственных проверяющих органов.

Оценка факторов, обусловленных государственным управлением, производится в соответствии с оценкой правового режима деятельности и уровню накладных расходов, возникающих при налаживании взаимосвязей с государственными органами.

Удовлетворение потребностей покупателя

На рынке сбыта формируется спрос на продукты или услуги от определенной целевой группы покупателей, и задача предприятия – удовлетворить данный спрос. Необходимость удовлетворения потребностей покупателя влияет на взаимодействие предприятия с поставщиками продукции, финансовых услуг, трудовых ресурсов и т.п. Необходимо учитывать такие факторы, как количество покупателей, концентрацию покупателей по отношению к предприятию сферы услуг, доходы покупателя, мотивы принятия решения.

В отношении с покупателем важным является признание цены, различий в товарах конкурентов, узнаваемость бренда и т.п. В отношении покупательской активности необходимо учитывать геодемографические и поведенческие факторы. К геодемографическим факторам относятся:

– пол;

– возраст;

– уровень доходов;

– семейное положение (женатые с детьми, пенсионеры и т.п.);

– место жительства;

– истории недавних покупок.

К поведенческим факторам относятся:

– лояльность;

– осторожность при выборе товара или услуги;

– взыскательность;

– импульсивность;

– готовность к покупке новой услуги (товара) вскоре после приобретения такой же.

Сегодня покупатель имеет доступ к большому объему информации о товаре, о качестве и свойствах этого товара, а также о возможностях его приобретения. Это обусловлено развитием Интернета, а вместе с ним и электронной коммерции. В результате покупатель имеет огромный выбор товаров и услуг, информацию о которых можно получить в кротчайшие сроки. Данные обстоятельства обуславливают появление новых факторов, определяющих влияние на предприятия сферы услуг со стороны продукта-заменителя. В данном случае это продажи товаров через Интернет.

Несмотря на то, что данная услуга новая на рынке, она пользуется спросом у покупателей и имеет динамику роста продаж. Выгода данной услуги в том, что сторона, ее предоставляющая, не несет таких издержек, как компания, осуществляющая деятельность традиционным способом. Поэтому цена на данный продукт-заменитель отличается от цены традиционной компании. Издержки переключения на новый продукт незначительны, поэтому готовность покупателя перейти на новый продукт высока.

Конкуренция в отрасли

Значительное влияние на организацию оказывает конкуренция в отрасли.

Конкуренция между предприятиями представляет собой важнейший рычаг повышения эффективности практически всех форм экономической деятельности. Для оценки факторов необходимо провести анализ между действующими на рынке компаниями-конкурентами и обозначить существенные обстоятельства, определяющие соперничество в отрасли:

– узнаваемость бренда;

– различия между товарными группами;

– концентрация и равновесие компаний в отрасли;

– информационное обеспечение;

– капитализация компании;

– форматы магазинов;

– ценовая политика и т.п.

Данное исследование приводит к выяснению лидеров и последователей в отрасли, а главное выявляет те тенденции развития отрасли, которые оказывают воздействие на структуру отрасли в целом.

В заключение добавим, что под внешней средой понимают все факторы и условия, возникающие независимо от деятельности предприятия, но оказывающие или способные оказывать воздействие на ее функционирование, что способствует адекватному реагированию менеджмента компании и принятию им правильных решений. Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность предприятия сферы услуг различна. В таблице (см. на с. 148) это наглядно продемонстрировано.

Выводы проводимого исследования сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для внутрифирменного управления и управления фирмой как субъектом рынка. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды компании.

Таблица

Факторы внешней среды прямого влиянияна деятельность предприятия сферы услуг


Источники:

1. Кокинз Г. Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 315 с.
2. Биннер Х. Управление организациями и производством: От функционального менеджмента к процессному. / Пер. с нем. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 16:31:07