Человеческий капитал: инвестиции и институты накопления

Фахрутдинова Л.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фахрутдинова Л.Р. Человеческий капитал: инвестиции и институты накопления // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 64-68.

Аннотация:
В статье выявлена сущность человеческого капитала с учетом имеющихся концепций различных экономических школ и направлений; определены противоречия в инвестировании в человеческий капитал, связанные с отсутствием роста основных макроэкономических показателей, и особенности их проявления в российской экономике.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, человеческий капитал, качество образования, институциональная среда, институты

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Изменение роли человеческого капитала, расширение его структуры и функций, превращение из затратного в основной производительный и социальный фактор развития и функционирования современного общества привело к необходимости формирования новой концепции, в соответствии с которой инвестициям в воспитание, образование, здоровье, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу человека принадлежит ведущее место в динамике национального богатства государства.

Целевые программы по повышению социально-экономического развития

Препятствием на пути российского государства к информационной экономике, основанной на разумном сочетании государственных и рыночных регуляторов и обеспечивающей высокое качество жизни населения, выступает низкий стартовый уровень человеческого капитала, что находит отражение в остаточном принципе финансирования отраслей социальной сферы. Недостаточный объем и низкая эффективность инвестиций в человеческий капитал находят отражение в динамике индекса развития человеческого потенциала (67 место среди 175 стран в 2006 г., 64 место в 2005 г.1). Попыткой переломить негативную тенденцию социально-экономического развития выступают реализуемые в Российской Федерации целевые государственные программы, призванные ускорить модернизацию ключевых отраслей, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала – системы образования, жилищного обеспечения, здравоохранения – на основе необходимых системных изменений, что предполагает выявление и приоритетную поддержку «точек роста» нового качества социального пространства, а также внедрение в массовую практику элементов управленческих инноваций. Среди мер, которые могли бы способствовать улучшению ситуации, выделяют повышение мобильности населения (высокие транспортные тарифы вызвали эффект «провинциализации», что усилило неравномерность распределения квалифицированных специалистов по территории), реформирование механизма функционирования социальной сферы – образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры, изменение характера взаимоотношений работников и работодателей и др.

Формирование новых, трансформация действующих и адаптация импортных институтов, обеспечивающих накопление человеческого капитала, в совокупности выступают одним из ключевых направлений восстановления поступательной макроэкономической динамики. Готовность государства последовательно осуществлять меры, направленные на активизацию социального инвестирования, наличие существенных материальных и финансовых возможностей российского предпринимательского сообщества, восприимчивость значительной части российского сообщества к реформам – все это предопределяет высокий мультипликационный эффект вложений в человеческий капитал и роль социальных инвестиций в системе мер антикризисного регулирования.

Потребность в реформировании действующих и создании новых институтов, направленных на накопление человеческого капитала и повышение его качества, требует разработки теоретико-методологических подходов к проблемам функционирования институциональной среды в отраслях, в рамках которых осуществляется накопление и умножение интеллектуального потенциала нации. Изучение закономерностей накопления человеческого капитала, институциональной матрицы его воспроизводства позволит приблизиться к Парето-оптимальному состоянию распределения ресурсов в российском обществе, реализовать инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов в условиях качественной структурной трансформации, обеспечить социализацию факторов поступательной макроэкономической динамики.

Инвестиции в человека и институты накопления человеческого капитала

Анализ эволюции представлений о человеческом капитале позволил определить его как долгосрочные идиосинкразические, малоспециализированные или стандартные активы (запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность), по поводу которых возникают контрактные отношения между экономическими агентами с целью извлечения будущих доходов и выгод. Человеческий капитал воплощается в личности своего носителя, может уменьшаться под воздействием морального или физического износа и увеличиваться (накапливаться) в зависимости от инвестирования. К основным типам инвестиций в человека относятся образование, профессиональная подготовка, здравоохранение, рождение и воспитание детей и др. В структуре человеческого капитала имеют место: 1) образование (знания общие и специальные); б) профессиональная подготовка (навыки, опыт, квалификация); в) умение воспроизводить и обновлять знания; г) способности и тип личности; д) здоровье и генофонд; е) мотивации, ценности; ж) способность к миграции; з) обладание экономически значимой информацией.

Институтами накопления человеческого капитала являются формальные правила (законы, подзаконные акты, судебные прецеденты, эволюционно-стабильные стратегии, системы образования, здравоохранения, научно-инновационная система, система международной миграции человеческого капитала), сложившиеся в форме спонтанного побочного результата взаимодействия экономических агентов (традиции, обычаи делового оборота) неформальные ограничения, а также санкции (формальные (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная формы ответственности) и неформальные (остракизм)), обеспечивающих их выполнение. Данные ограничения устанавливаются и сознательно поддерживаются государством с учетом индивидуальных, групповых и общественных интересов, что обеспечивает экономию трансакционных издержек, создает условия для преодоления асимметричности информации, формирует условия для заключения и реализации контрактов по поводу человеческого капитала, используемого в процессе воспроизводства частных и общественных благ.

Государство, будучи одновременно субъектом контрактных отношений по поводу человеческого капитала и элементом институциональной среды, обеспечивает ее эффективность, что предполагает закрепление вновь приобретенных или импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах институтов и организаций, которые принимают легальную или нелегальную форму и обеспечивают систему экзогенных ограничений для хозяйствующих субъектов. Это ведет к ограничению возможностей оппортунистического поведения экономических агентов, создает предпосылки для снижения уровня асимметричности информации.

Как улучшить институциональную среду?

В условиях макроэкономической нестабильности в качестве мер, направленных на повышение эффективности институциональной среды накопления человеческого капитала, выступают:

1. Достижение оптимального объема общественных благ в результате снижения неопределенности институциональной среды современной экономики. Это предполагает использование неполных контрактов с последующей возможностью их контрактируемости по результатам дополнительных переговоров; интеграцию как распределение остаточных прав контроля, ориентированное на изменение вектора оппортунистического поведения экономических агентов; дифференцированное закрепление трансакций за специализированными структурами управления (Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социального развития РФ).

2. Повышения качества образования. Целевая составляющая вектора эффективности отношений взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда характеризует функциональный аспект процесса регулирования социально-экономических отношений на рынке образовательных услуг и трудовых отношений, тем самым отражает качество реализации данных отношений. Социально-экономическая составляющая вектора эффективности характеризует количественный аспект реализации данных отношений, что находит отражение в системе показателей-индикаторов (интегральный показатель уровня жизни населения региона, индекс развития человеческого потенциала, величина интеллектуальной ренты как разность между индивидуальной ценностью (полезностью) интеллектуальных ресурсов и продуктов, предложение которых неэластично, и их общественной (рыночной) ценностью (полезностью).

3. Усиление инновационной составляющей человеческого капитала. Под влиянием инновационных процессов, протекающих в современной экономике, происходит трансформация в системе функционирования и воспроизводства человеческого капитала, чем обусловлено возрастание значимости его инновационной составляющей. В числе новых условий следует выделить замещение труда знаниями, опережающее развитие живого знания по сравнению с овеществленным, переход от технократической к антропоцентрической организации производства, демократизация экономических отношений, новая этика или социализация труда, деструкция основ частной собственности, новый тип экономической власти, формирование новых приоритетов личности и социума. При формировании и развитии инновационной составляющей человеческого капитала определяющую роль играет мотивация труда, которая также должна соответствовать новым требованиям инновационной экономики. Формирование эффективной системы мотивации возможно на основе принципов надежности, безопасности (физической, правовой, социальной), нацеленности на результат, справедливости вознаграждения, самореализации, обратной связи.

4. Упорядочение процесса международной миграции человеческого капитала.

Реализация предложенных мер, направленных на повышение эффективности накопления капитала домохозяйств, предпринимательских организаций и государства, позволит повысить общественное благосостояние и обеспечит поступательное развитие российской экономики.


Источники:

1. Маркович Дж. Глобальные проблемы и качество жизни // Социологические исследования. – 1998, №4.
2. Суринов Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. – М.: Финансы и статистика, 2000.
3.Тодоров А.С. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. – М.: Прогресс, 1980.
4. Данные программы развития ООН // http://www.undp.org/procurement/training.shtml.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 19:46:41