Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2010

АПК и мегапроекты: развитие вместе

Роднина Наталья Владимировна, канд. экон. наук, начальник департамента экономики товарных рынков, АПК и госзаказа Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), г. Якутск, Россия

AIC and Mega-Projects: Developing Together - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия) в связи с реализацией мегапроектов на территории отдельных зон – в точках роста промышленного производства. Раскрыты резервы регионального агропромышленного комплекса и определены пути его дальнейшего развития.
Цитировать публикацию:
Роднина Н.В. АПК и мегапроекты: развитие вместе // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 166-170.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) тесно связаны с расширением индустриальной базы и реализацией схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики региона до 2020 года. В этой связи необходимо учитывать особенность текущего периода, то есть переход на новую платформу развития с формированием региональных точек роста.

Основным критерием достижения продовольственной безопасности региона является уровень самообеспеченности продовольствием. На сегодня республика способна обеспечить себя продовольствием в объемах от общей потребности населения в мясо-, молоко- и рыбопродуктах соответственно до 60, 70 и 35%, картофеле и овощах – до 50–55%, яйцепродуктах – до 55%.

Аграрный сектор Якутии: проблемы и перспективы

Создание новых промышленных комплексов и возрастающие в результате увеличения численности населения потребности в продовольствии должны обеспечиваться за счет внутреннего производства.

Это должно содействовать реализации государственной аграрной политики, направленной на улучшение социальных условий жизни и деятельности сельского населения, повышения уровня их занятости и доходов.

В последние годы проявились некоторые положительные тенденции в развитии агропромышленного производства Якутии:

– сохранена динамика роста валовой продукции сельского хозяйства;

– наметился рост некоторых видов сельскохозяйственных животных;

– более эффективно стали действовать отдельные инструменты государственного регулирования.

Вместе с тем используемых мер для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора и достижения реального экономического роста во всех отраслях сельскохозяйственного производства оказалось недостаточно. Особенно это характерно для пищевой и перерабатывающей промышленности. 

Слабая работа по расширению ассортимента, улучшению качества продукции и взаимодействию с другими участниками рынка не обеспечивает в требуемых объемах роста производства и стимулирует завоз продукции из-за пределов республики.

Точки роста для агропромышленных зон

Концепцию точек роста можно рассматривать как противоречие комплексности регионального развития. При этом предпочтение отдается развитию территориальных систем с более богатым ресурсным и производственным потенциалом. Вместе с тем, создавая приоритетность отдельным точкам или полюсам развития, способным на основе новых экономических отношений и инноваций обеспечить более быстрый экономический подъем, можно получить импульсы для развития и смежных с ними территорий.

Поэтому в долгосрочном периоде нельзя не учитывать территориально-производственное размещение отраслей агропромышленного комплекса Якутии с учетом пространственной (территориальной) структуры хозяйства. А именно, пяти экономических районов – Южного, Западного, Восточного, Центрального и Арктического, на территории которых намечается реализация крупных мегапроектов. Создание агропромышленных зон в точках роста должно стать на ближайшую перспективу одним из направлений повышения эффективности сельскохозяйственного производства, развития пищевой и перерабатывающей промышленности.

Так, Южный экономический район (Нерюнгринский, Алданский и Олекминский районы) должен специализироваться на производстве продуктов земледелия и животноводства с особым развитием промышленного птицеводства. 

В Западном (Мирнинский, Ленский, Анабарский, Нюрбинский район), Восточном (Томпонский, Усть-Майский и Оймяконский районы) и Аркти ческом экономических районах необходимо создать экономические условия для восстановления производственной активности субъектов, занятых традиционными отраслями хозяйствования.

Центральный экономический район – район с наивысшей плотностью населения и наибольшими объемами потребления продовольствия. Здесь, параллельно с традиционными отраслями животноводства, предстоит усилить специализацию на развитии скороспелых отраслей животноводства, пищевой промышленности с глубокой переработкой сырья и выпуском новых видов продукции с улучшенными вкусовыми качествами.

Мегапроекты мегареспублики

Реализация мегапроектов должна стать основой для технологического прорыва аграрного сектора республики. Это, в первую очередь, будет способствовать росту поголовья сельскохозяйственных животных, как основному стержню агропромышленного производства.

Перспективными направлениями следует определить:

– перевод животноводства на промышленную основу через техническую и технологическую модернизацию скотоводческих ферм;

– повышение доли рентабельных культур в структуре посевных площадей;

– усиление научного обеспечения и внедрения инновационных разработок на предприятиях, расположенных непосредственно в точках роста.

Особая политика должна быть избрана и в отношении сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Амгинского, Мегино-Кангаласского, Сунтарского и Таттинского улусов. Находясь вблизи промышленно-производственных районов, они уже сегодня обеспечивают перепроизводство по сравнению с внутри потребляемыми объемами продукции животноводства и земледелия.

Рост потребности в продовольствии должен обеспечить модернизацию АПК, освоение новых технологий, повышение уровня отраслей особенно связанных с хранением, переработкой и реализацией конечной продукции.

Создание благоприятного инвестиционного климата для специализированных сельскохозяйственных и пищевых предприятий, правильное определение стратегии их развития, должны обеспечить формирование конкурентоспособных товаропроизводителей. Созданию условий для высокоэффективного производства будут способствовать уже начатые строительство и обустройство агрогородков.

Следует учитывать значительный нереализованный потенциал АПК. В дальнейшем при создании благоприятных экономических условий для активизации деятельности успешно могут быть использованы резервы рыбопромышленного комплекса и традиционных отраслей хозяйствования.

Особому вниманию подлежат Аллайховский и Булунский улусы, на долю которых приходится до 40% улова рыбы и степень освоения квот у которых не превышает 75–80%.

Разработка комплексных мер по сокращению непроизводительных потерь и повышению сохранности требуется в Булунском, Томпонском и Усть-Янском улусах, на долю которых от общего оленепоголовья приходится до 30%.

Мороз рыбалке не помеха

Уникальные сырьевые возможности уже в среднесрочном периоде могут дать развитие фармакологии и косметологии на основе применения натурального эндокринно-ферментного сырья. 

Несмотря на суровые природно-климатические условия, Республика Саха (Якутия) может стать лидером в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства. Следует лишь выстроить четкую систему поддержки их конкурентоспособности и определить субъекты индустриально-инновационного развития.

Необходимо создать привлекательные условия для вхождения в этот сектор новых компаний. А для роста производительности и качества продукции, совершенствования технологий и модернизации оборудования – использовать резервы интеграции и развитие кластерных взаимоотношений.

Основные прорывные направления аграрного сектора Якутии должны обеспечить увеличение масштабов производства, объемов продаж и восстановление позиции республиканских товаропроизводителей на внутреннем рынке. Важным моментом является поиск стратегических партнеров и проведение индивидуальной работы с крупными потенциальными инвесторами. В числе форм взаимодействия необходимо использовать программы сотрудничества, картельные соглашения, благотворительность и спонсорство как неотъемлемую часть регламентных соглашений и договоров.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
2. Республиканская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) до 2011 года.
3. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) / Сахастат. – Якутск, 2009.
4. Протокол Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 № 5.
5. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 «О схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года».
6. Роднина Н.В. Экономические, социальные и организационные проблемы продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия). Теория и методы управления. – Якутск, 2010.