Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2010

Содействие занятости населения в субъектах Российской Федерации

Ефимова Екатерина Андреевна, канд. экон. наук, докторант Совета по изучению производительных сил, г. Москва, Россия

Promoting Employment in the Regions of the Russian Federation - View in English

 Читать текст

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема финансирования мероприятий по борьбе с безработицей в субъектах Российской Федерации. На основе рассчитанных коэффициентов эластичности величины государственных расходов по численности безработных в регионе автором доказано, что государственные расходы на содействие занятости населения не связаны с глубиной кризисных явлений на рынке труда.
Цитировать публикацию:
Ефимова Е.А. Содействие занятости населения в субъектах Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 15-20.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На регулирование рынка труда субъектов Российской Федерации ежегодно выделяются значительные суммы в бюджетах всех уровней. Однако далеко не всегда эти средства расходуются эффективно. Причины этого явления сводятся к следующему:

1) неправильный выбор методов регулирования (один и тот же результат может быть достигнут разными методами, требующими разных затрат);

2) разветвленный бюрократический аппарат, из-за чего часть денежных средств, выделяемых на конкретное мероприятие, расходуется на обеспечение работы аппарата, а не на само мероприятие.

Согласно Закону РФ «О занятости в Российской Федерации» на региональном рынке труда за счет средств федерального бюджета на соответствующий год финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий, мероприятия по содействию трудоустройству населения, организация и проведение общественных работ, ярмарок вакансий, организация профессионального обучения безработных граждан и профессиональная ориентация граждан, содействие самозанятости безработных, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения [1]. Таким образом, часть денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, расходуются на непосредственную помощь безработным гражданам, но часть средств идет на содержание, оснащение и обеспечение работы государственного аппарата и территориальных бирж труда, разработку программ занятости и информационных баз данных, облегчающих поиск подходящей вакансии для незанятых граждан.

Государственные расходы на безработных

Согласно Методике определения общего объема средств, предусмотренных в виде субвенций бюджетам субъектов федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, в качестве главного критерия при выделении средств регионам выступает численность зарегистрированных безработных [2].

На основе данных об общем объеме выделенных средств регионам из федерального бюджета в области содействия занятости населения [3, 4, 5] и данных Росстата об общей численности зарегистрированных безработных [6, с. 138-139; 7, с. 293-298] нами была определена величина государственных расходов в расчете на одного безработного по субъектам федерации.

На основе проведенных расчетов было установлено, что в большинстве субъектов федерации расходы на одного безработного в 2009 году составили от 5 до 7 тыс. руб. (см. табл. 1 на с. 17).

Наибольший объем финансовых средств на содействие занятости населению получает Центральный федеральный округ, а наименьшее – Дальневосточный федеральный округ.

Таблица 1

Распределение субъектов Российской Федерации по величине
государственных расходов в области содействия занятости населения
в расчете на одного безработного за 2009 год, руб.

 

 

 

Коэффициент эластичности государственных расходов

Как уже отмечалось, размер выделяемых из федерального бюджета средств на содействие занятости населения зависит от численности зарегистрированных безработных в субъекте федерации.

Поэтому для определения эффективности расходования данных средств возможно использование коэффициентов эластичности, рассчитываемых как отношение процентного изменения величины государственных расходов к процентному изменению численности безработных:

,

где EY/U – коэффициент эластичности государственных расходов в области содействия занятости населения по численности безработных;

Yi – величина государственных расходов в год i;

Ui – численность безработных в год i.

Данный показатель эластичности позволяет определить, насколько процентов изменилась величина государственных расходов при изменении численности безработных в регионе на 1%.

Бюджетные средства должны расходоваться в соответствии со сложившейся ситуацией на региональном рынке труда. Так, увеличение численности безработных в регионе требует дополнительных средств на содействие занятости, и, наоборот, если численность безработных в регионе снизилась, то финансирование можно сократить.

Иными словами, если величина государственных расходов на содействие занятости населения в регионе меняется в той же пропорции и в том же направлении, что и численность безработных, то такую организацию финансирования можно считать сбалансированной и эффективной. О неэффективном расходовании бюджетных средств может свидетельствовать ситуация, при которой:

– изменение государственных расходов на содействие занятости значительно опережает рост численности безработных в регионе (ситуация перефинансирования);

– когда рост государственных расходов существенно отстает от роста численности безработных (ситуация недофинансирования).

Перефинансирование и недофинансирование

Ситуации перефинансирования и недофинансирования возникают в случае, когда состояние рынка труда в течение года существенно меняется, например, из-за действия экономического кризиса. Однако при этом средства в бюджете на очередной финансовый год были запланированы, исходя из прежних тенденций развития рынка труда. В таком случае государству приходится пересматривать объемы выделяемых средств субъектам федерации.

При сбалансированном (эффективном) финансировании мероприятий в области содействия занятости населения коэффициент эластичности величины государственных расходов по численности безработных равен единице: EY/U = 1. Для целей нашего исследования мы будем считать эффективно организованной систему государственных расходов в регионе, если 0,9 ≤ EY/U ≤ 1,1.

В ситуации недофинансирования коэффициент эластичности находится в пределах от 0 до 1:

0 < EY/U < 1. В ситуации перефинансирования он либо меньше нуля, либо больше единицы:


.

В таблице 2 (см. на с. 19) представлено распределение регионов по эффективности государственных расходов на рынке труда в 2009 году, полученное по результатам расчетов коэффициентов эластичности.

Для более эффективного финансирования мероприятий в сфере содействия занятости населения возможно использование ряда мер, а именно:

- усиление общественного контроля за финансовыми расходами государственных органов на рынке труда посредствjм привлечения общественных организаций (объединений работников и работодателей) к разработке программ занятости населения и планированию расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в сфере содействия занятости;

- усиление гласности в работе государственных органов и служб занятости через публикацию в средствах массовой информации отчетов о результатах реализации программ занятости населения с указанием объемов финансирования по проделанным мероприятиям.

Таблица 2

Распределение субъектов Российской Федерации по эффективности
государственных расходов в области содействия занятости населения
в 2009 году

 

 

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241