Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2010

Проблематика определения начальной (максимальной) цены государственного и муниципального контракта

Геллер Александр Яковлевич, Аспирант экономического факультета НОУ «Институт экономики, управления и права» (г. Казань) Руководитель службы поддержки официального сайта Российской Федерации zakupki.gov.ru, Россия

Problems of Estimating the Initial (Maximum) Price of State and Municipal Contracts - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
Определение начальной (максимальной) цены контракта, в том числе и при размещении заказов для государственных нужд – один из самых сложных и дискуссионных вопросов. При проведении конкурса в конкурсной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При ее установлении заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
Цитировать публикацию:
Геллер А.Я. Проблематика определения начальной (максимальной) цены государственного и муниципального контракта // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 56-60.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) возложил обязанность формировать начальную цену контракта на государственных (муниципальных) заказчиков и уполномоченные органы власти и самоуправления.

Законодатель явно исходил из понимания того, что, несмотря на предполагаемый недостаток компетентности заказчиков в вопросах ценообразования, подробно и полно прописанные в законе процедуры проведения конкурентных закупок позволят рыночным механизмам определить справедливую (рыночную) цену контракта и оптимизировать расходы бюджета при закупках товаров, работ и услуг. 

И в самом деле, существует точка зрения, что при проведении анонимных, равнодоступных и прозрачных торгов, в условиях, характерных и близких к условиям совершенной конкуренции, вне зависимости от начальной цены контракта определится действительно рыночная цена контракта, с учетом индивидуальных условий исполнения, определенных требованиями заказчика. В то же время значительное количество государственных контрактов заключается с единственным исполнителем. В том числе и по итогам несостоявшихся торгов.

Госзаказ и конкурс

Положениями Закона № 94-ФЗ не предусмотрена разработка универсальной методики определения начальной цены государственного контракта.

Фактически формирование объема и предельной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд происходит при формировании государственными заказчиками бюджетных заявок на соответствующий (плановый) период в процессе бюджетного планирования.

Отсутствие методики и универсальных правил определения начальной цены контракта заставляет Министерство экономического развития Российской Федерации неоднократно возвращаться к разъяснениям по этому вопросу.

Особое значение государственного оборонного заказа послужило причиной принятия соответствующих актов Правительства РФ [5]. В настоящее время проходят апробацию Методические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта [6]. В целом они могут быть использованы и до издания соответствующего распорядительного документа, причем теми заказчиками, которые стремятся к действительному обоснованию предстоящих расходов на приобретение товаров, работ и услуг на базе формирования заявки бюджетных расходов планируемого периода как интегрированной суммы начальной цены котрактов.

Однако с сожалением приходится отмечать, что опыт и анализ проведенных торгов, в первую очередь открытых аукционов в электронной форме, не подтверждает предполагаемое стремление заказчиков к расчету начальных цен контрактов на базе имеющихся знаний конъюнктуры рынка и использования создаваемых инструментов. Таких инструментов, которые позволяют на базе предложений поставщиков формировать объективные начальные цены при размещении заказов.

Электронный аукцион

Автор на базе наблюдений за проведением торгов на электронных торговых площадках и работы Электронной товарно-информационной системы Республики Татарстан предлагает решение проблемы определения начальной цены контракта. Путем обеспечения равного доступа заказчиков и участников размещения заказов к информационным и торговым ресурсам, обеспечивающим, с одной стороны, создание базы знаний о действующих ценах на рынке на момент формирования начальной цены контракта, а с другой стороны – обеспечение добросовестной конкуренции предложений путем проведения анонимных, равнодоступных электронных аукционов.

По результатам мониторинга результатов проведения электронного аукциона проблема формирования начальной цены торга и перерасхода бюджетных средств наглядно иллюстрируется. Так, по результатам открытых аукционов в электронной форме на электронной торговой площадке с установленной заказчиком начальной ценой средняя экономическая эффективность, то есть снижение начальной цены в результате торгов, превышала 50%.

Например, электронный аукцион 17.06.09-4622-ЭА на закупку лота «Масло сливочное». Начальная (максимальная) цена была установлена в размере 135 000 руб. за 1000 кг. По результатам торгов, в которых принимало участие 7 поставщиков, цена контракта составила 65 998 руб. То есть экономическая эффективность составила 51%.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе величины экономической эффективности торгов лежат не столько рыночные механизмы выявления лучшей цены, сколько незнание заказчиком рыночной ситуации и оторванности от рыночных цен. Это приводит к ошибкам при разработке плана-графика закупок и при формировании извещения с неправильной начальной/стартовой ценой открытого аукциона в электронной форме и означает ошибки на стадии планирования и формирования бюджетных потребностей организации.

Конкурс и аукцион

Данную ситуацию можно спроецировать на другие способы размещения заказа государственными и муниципальными заказчиками путем проведения торгов, а именно конкурс и аукцион  [1]. В результате можно сделать вывод о подобности размеров экономической эффективности, основываясь на предположении, что для формирования начальной цены государственные и муниципальные заказчики используют одни и те же инструменты и методики как для открытого аукциона в электронной форме, так и для открытого конкурса и открытого аукциона.

Однако проверить это утверждение не представляется возможным, так как, например, по Республике Татарстан более 90% торгов, размещенных способом открытого аукциона и открытого конкурса, не состоялись. То есть было подано менее 2 заявок. 

Следовательно, рыночный механизм выявления конечной цены закупки в конкурентной борьбе, имеющий в основе гласность, анонимность и доступность, в данных процедурах не работает и снижение цены не происходит либо снижение не превышает 1%. На открытый конкурс и открытый аукцион приходится 80% всех средств бюджетных организаций Республики Татарстан, или порядка 53,6 млрд руб. Учитывая это, нетрудно посчитать, основываясь на данных мониторинга закупок на Электронной торговой площадке, что из-за неправильно определенной начальной/стартовой цены торга бюджет лишается до 27 млрд руб. сэкономленных средств.

Электронное товарно-информационное сообщество Республики Татарстан

Решением данной проблемы должно стать широкое применение государственными и муниципальными заказчиками такого инструмента, как Электронное товарно-информационное сообщество Республики Татарстан (ЭТИС РТ), и ресурс системы «Межрегиональная выставка – продажа», где поставщики выставляют свои предложения – оферты. Эти цены и есть первые предложения цены участников торгов, которые, как показал мониторинг Электронной торговой площадки, на 10–12% превышают рыночную цену продукции.

Государственные и муниципальные заказчики при составлении плана закупок и формировании начальной/стартовой цены торга могут руководствоваться этой информацией из первых рук. При этом существенно уменьшится перерасход бюджетных средств в закупках, у которых высок риск быть несостоявшимися, то есть в открытых конкурсах и открытых аукционах.

Вторым инструментом уменьшения перерасхода бюджетных средств должен стать открытый аукцион в электронной форме. Значительная часть продукции будет выведена из торговых процедур с повышенным риском быть несостоявшимися, то есть в открытых конкурсах и открытых аукционах.

Очевидно, до перехода большинства закупок на способ анонимного, равнодоступного электронного аукциона необходимо введение администрирования начальной цены контрактов при формировании проектов извещений о размещении заказа. Это позволит оптимизировать расходы бюджета.

Таким образом, при подходе к проблеме начальной цены и перерасхода бюджетных средств с двух позиций: вывод части номенклатуры из торгов с повышенным риском быть несостоявшимися в торги способом открытого аукциона в электронной форме, а также внедрения в методику определения начальной/стартовой цены инструмента ЭТИС РТ на стадии разработки плана-графика закупок и формирования извещения, можно добиться существенного снижения уровня перерасхода бюджетных средств и более рационального их использования.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
2. Письмо Минэкономразвития РФ от 16.02.2006 № Д07-291.
3. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.06.2009 № Д05-3115.
4. Постановление Правительства Москвы от 25.07.2006 № 563-ПП «Об утверждении Методики формирования начальной цены государственного контракта на строительную продукцию государственного заказа».
5. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 656 «Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)».
6. Методические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта.
7. Электронная торговая площадка. [Электронный ресурс]: konkurs.agzrt.ru.
8. Электронная торговая площадка. [Электронный ресурс]: ieservice.ru.
9. Электронное товарно-информационное сообщество Республики Татарстан. [Электронный ресурс]: tattis.ru.