Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2010

Стратегия интеграции предпринимательских структур

Новикова Анна Александровна, аспирантка факультета международного бизнеса Омского государственного университета, главный инспектор управления по работе с проблемными активами Сбербанка России, Россия

Strategy for Integrating Entrepreneur Structures - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
В статье рассматриваются этапы интеграции предпринимательских структур и способы определения оптимальных партнеров. При этом учитываются различные виды интеграции.
Цитировать публикацию:
Новикова А.А. Стратегия интеграции предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 84-88.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время все чаще говорится об интеграции и развитии предпринимательских структур. Однако при этом не упоминается о четкой стратегии действий в данной ситуации. Для развития интеграционных процессов в деятельности предпринимательских структур предлагаем рассмотреть стратегию интеграции между предпринимательскими структурами. Ее можно использовать при всех видах интеграции.

Состав партнеров интеграции

Основой стратегии интеграции является процедура интеграции, которая состоит из ряда последовательных этапов (см. рис. 1 на с. 85). Данная стратегия является логическим обобщением теоретических и статистических данных. А теперь остановимся более подробно на каждом этапе.

Рис. 1. Стратегия интеграции для предпринимательских структур

Первый этап можно охарактеризовать как выбор партнера. Данный этап позволяет отобрать наиболее необходимых и выгодных партнеров по интеграции, исходя из общих принципов, а именно наиболее важных для предпринимательской структуры.

Второй этап – это выбор оптимального состава партнеров интеграции на основе экономико-математической модели.

В основу разработанной схемы был положен алгоритм выбора партнера по стратегическому альянсу (см. рис. 2 на с. 86).

Рис. 2. Экономико-математическая модель алгоритма выбора
партнера по альянсу

Выбор партнера, в соответствии с блок-схемой, осуществлялся на основе двух критериев: максимизации прибыли от деятельности альянса и добросовестном выполнении потенциальным партнером своих обязательств, в качестве меры которого выбрана несогласованность поставок необходимых видов ресурсов (недопоставки). В качестве среднего значения недопоставок выбрано стандартное отклонение от оптимальных значений, поставляемых ресурсов.

Предложенная модель позволяет:

– осуществить выбор наиболее подходящего партнера по стратегическому альянсу посредством оценки степени влияния недопоставок ресурсов на прибыль стратегического альянса через коэффициенты чувствительности;

– определить нижнюю границу цены на продукцию стратегического альянса, выше которой прибыль от совместной деятельности будет положительна.

После расчета коэффициентов согласно представленной блок-схеме оптимальный состав следует определять исходя из полученных данных методом сравнения. То есть, у кого данные получились больше, тот партнер является оптимальным.

Интеллектуальный капитал и управление интеграцией

Третий этап – анализ структуры интеллектуального капитала партнера.

Данный этап предусматривает выявление основы интеллектуального капитала – имеющихся в распоряжении партнера нематериальных ресурсов.

В качестве организационно-методического обеспечения автором разработаны типовая форма и перечень примерных вопросов анкеты, позволяющей идентифицировать имеющиеся в распоряжении потенциального партнера нематериальные ресурсы.

Инновационность товара предлагается определять посредством измерения максимального улучшения одной из существующих либо добавления новых потребительских и технологических характеристик товара.

Четвертый этап – разработка механизма управления интеграцией. 

На данном этапе реализуется принцип доверия – органы управления и вся организационная структура управления проектируются на паритетных началах. Непосредственно формирование стратегии интеграции осуществлялось путем проведения предварительного стратегического анализа методом SWOT.

В качестве методологического инструментария механизма управления интеграцией предложено использовать пять базовых функций управления: планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль в сочетании с проектированием, оптимизацией, бюджетированием, целевой направленностью, обратной связью и элементами самоорганизации. Установив логические цепочки между сильными и слабыми сторонами, а также угрозами и возможностями, были сформулированы и согласованы цели и ключевые направления стратегии интеграции во внешней и внутренней среде, а также в менеджменте.

Метод парных сравнений

В целях рационального использования ограниченных ресурсов разработка стратегии предполагает расстановку приоритетов, которая выполнялась с помощью метода парных сравнений.

Целесообразность применения данного метода заключается в том, что он не навязывает экспертам априорных условий. Наоборот, считая предпочтение случайной величиной, он отражает истинное соотношение характеристик сравниваемых объектов. Метод парных сравнений в данном случае, когда требования заинтересованных сторон к стратегии интеграции систематизированы и их количество сведено к минимуму, является наиболее точным и надежным методом выявления предпочтений.

Определением приоритетов и выработкой стратегии интеграции в целом целесообразно заниматься сотрудникам отдела стратегического развития, опираясь на поддержку внешних консультантов.

Разработанная на основе полученных приоритетов стратегия интеграции обладает следующими преимуществами:

– во-первых, реализует все предложенные концептуальные принципы интеграции;

– во-вторых, учитывает конкурентную позицию предпринимательских структур в инновационной сфере;

– в-третьих, стратегические решения обоснованы количественными данными, полученными расчетным путем.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. / Под общ. ред. Г.Б. Клейнера. – М.: Консэко, 1998.