Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2010

Теоретические аспекты применения модульного подхода к исследованию предпринимательства

Игнатова Ирина Викторовна, канд. соц. наук, доцент, докторант Тюменского государственного университета, Россия

Theoretical Aspects of Applying a Modular Approach to Studying Entrepreneurship - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
В статье обоснована необходимость разработки единой концепции предпринимательства с использованием модульного подхода. В соответствии с мотивами предпринимательской
деятельности автор предлагает выделять три модуля: институциональный, экономический и психологический.
Цитировать публикацию:
Игнатова И.В. Теоретические аспекты применения модульного подхода к исследованию предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 9-15.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Предпринимательство представляет собой сложно структурированное явление, которое стало объектом пристального внимания исследователей различных областей современной науки. В настоящее время существуют разные направления исследования предпринимательства.

Подходы к определению предпринимательства

Представители поведенческого подхода отождествляют предпринимательство с инновационным типом поведения. Однако здесь не учитывается вынужденный характер современного российского предпринимательства, существование которого подтверждают исследования В.В. Радаева [4, с. 38].

Системный подход подчеркивает системопреобразующий, социально-новаторский характер предпринимательской деятельности. Для него характерен серьезный анализ проблемы применения классической теории предпринимательства к обществу. Но его представители не разработали критериев отличия предпринимательских типов деятельности и форм поведения и отличительных признаков бизнесменов.

Концептуальный подход рассматривает предпринимательство как явление и отражает всю совокупность отношений, связанных с организацией своего дела, с производством товаров и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). 

Применение процессного подхода позволило сформулировать понятие предпринимательства как процесса создания нового объекта, обладающего стоимостью. Предприниматель же – человек, который затрачивает на это необходимое время и силы, берет на себя все финансовые, психологические и социальные риски, получая в награду доход и удовлетворение достигнутым.

Синергетический подход принято выделять в рамках процессного. Его представители определяют предпринимательство как процесс системного самообновления и самоорганизации при развитии действующих предприятий и создании новых.

Ситуационный подход характеризуется своей близостью к социально-психологическим аспектам предпринимательства. В рамках идеологического направления предпринимательство рассматривается как мобилизующая идеологическая схема [3, с. 8–16]. Функциональный подход рассматривает предпринимательство как разновидность социально-экономической деятельности, связанной с реализацией определенных функций экономического и социального развития.

Структурный подход определяет место предпринимателей в социально-экономической структуре и в системе экономических институтов. В рамках этого подхода выделяют социоструктурный подход, где предпринимательство рассматривают с позиции концепции бизнес-слоя [1, с. 21].

Модульный подход к исследованию предпринимательства

Наличие широкого спектра подходов к рассмотрению предпринимательства свидетельствует о значимости данного явления для социума, его актуальности и наличии нерешенных научных задач. 

Одна из них – отсутствие единства среди ученых в понимании и определении предпринимательства. С этой целью автор разработал и применяет модульный подход к исследованию предпринимательства, который позволяет учесть и сгруппировать все более или менее однородные элементы и процессы в рамках предпринимательства. Каждый модуль представлен единством цели, содержания и механизма реализации. Выделяем три модуля: институциональный, экономический и психологический, что обусловлено тремя мотивами данной деятельности.

Отсутствие социального модуля обусловлено тем, что социум – основа любой деятельности, по отношению к которой он выступает условием, ресурсом и средой, оценивающей результаты деятельности. Под социумом мы понимаем сложную, объемную, многоуровневую, открытую органическую систему, основанную на коллективной деятельности людей.

Никакая деятельность не может быть осуществлена вне социума. Предпринимательская деятельность не является исключением, она реализуется людьми и для людей, при этом социум выступает в двойной роли.

С одной стороны, он представляет собой ресурс предпринимательства – это люди, обладающие потенциалом или реально занимающиеся предпринимательской деятельностью, и неудовлетворенные общественные потребности. С другой стороны, результаты предпринимательской деятельности оказывают влияние на социум посредством реализации существующих и формирования новых общественных потребностей.

Таким образом, социум пронизывает, детерминирует и оценивает успешность предпринимательской деятельности, играет соединительную роль между предпринимателем и обществом. При этом обеспечивается объединение экономического интереса, эффективного использования ресурсов и творческой самореализации в процессах воплощения уникальных идей определенным способом.

Модульные цели 

Модульные цели определяются модульными мотивами предпринимательской деятельности. Цель институционального модуля связана с выполнением объективных законов предпринимательской деятельности. Человек имеет сильный внутренний порыв, который не позволяет ему не выполнять установленные законы, правила, нормы и т.д.

Экономическая цель связана с достижением коммерческого успеха, получение прибыли в условиях рыночной экономики, в ходе которой обеспечивается непрерывное обновление общественных потребностей.

Психологическая цель – в процессе предпринимательской деятельности происходит самореализация предпринимателя, развитие его предпринимательского мышления.

В соответствии с модульным подходом, цель предпринимательской деятельности представляет собой триединство модульных целей.

Объединяясь, они направлены на обеспечение развития общества. Содержание предпринимательства не может быть сведено к какому-либо одному из присущих ему модулей. Все они являются свойствами предпринимательства, а доминирование любого из них – это проявление главенствующей роли предпринимательских усилий конкретных хозяйственных ситуаций. 

Выделенные модули предпринимательства имеют самостоятельные цели. В зависимости от сферы предпринимательской деятельности, они достигаются либо полностью, либо частично, либо не участвуют в процессе. Таким образом, цель предпринимательства можно представить в виде декомпозиции целей трех выделенных модулей. Например, цель институционального модуля – приспособление к существующим нормам и правилам, лоббирование нормативных документов различного уровня (от международного до локального) в своих интересах.

Цель экономического модуля – получение прибыли; психологического – развитие потенциальных предпринимательских способностей человека, формирование соответствующего мышления, реализация выраженных предпринимательских наклонностей человека.

Все модули взаимосвязаны. Так, для осуществления предпринимательской деятельности необходима соответствующая законодательная база, обеспечивающая ограниченную свободу бизнеса, легализующая формы и виды предпринимательской деятельности и т.д. Это обеспечивает получение прибыли, необходимой, с одной стороны, для повышения качества и уровня жизни, с другой – как показателя успешности реализуемого проекта.

Пирамида потребностей предпринимателя

Человек как центральная фигура предпринимательства, осуществляя данный вид деятельности, удовлетворяет свои потребности. В соответствии с теорией А. Маслоу [2] – от низших (обеспечение достойных условий жизни, уровня качества жизни) до высших (самореализация, реализация собственного творческого потенциала). Эти потребности выражаются в формулировании предпринимательских идей, которые затем будут реализованы.

Итог этого процесса:

– в рамках институционального модуля – совершенствование законодательства;

– в рамках экономического модуля – получение прибыли, доходов в государственный бюджет, удовлетворение общественных потребностей; 

– в рамках психологического модуля – повышение уровня удовлетворенности человека от своей деятельности.

Таким образом, реализация трех модулей оказывает влияние на развитие социума.

Достижение модульных целей зависит от влияния объективных и субъективных факторов, что свидетельствует о том, что социум выступает базисом для предпринимательской деятельности.

Исходя из изложенного, автор определяет предпринимательство с позиции модульного подхода как целесообразную деятельность людей, реализуемую по трем направлениям (институциональному, экономическому и психологическому) с целью удовлетворения общественных потребностей. С нашей точки зрения, предпринимательство следует рассматривать в широком смысле слова, не ограничиваясь организацией предприятия.

Такие виды деятельности, как создание политической партии, написание диссертации и т.д., также соотносятся с понятием предпринимательства.

Формально бюджетные организации не являются бизнес-структурами, но если они обладают характеристиками предпринимательской деятельности, то, по сути, ими являются.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общественные науки и современность. – 2001. – № 1. – С. 21.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. – М.: Евразия, 1999.
3. Радаев В.В. Предпринимательство как новый российский миф // Знание – сила. – 1996. – № 4. – С. 8–16.
4. Радаев В.В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. – 2004. – № 1. – С. 38.