Таможенные аспекты развития и усиления внешнеэкономического потенциала России

Курников Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (160), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Курников Е.В. Таможенные аспекты развития и усиления внешнеэкономического потенциала России // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 21-26.

Аннотация:
Актуальным для развития и усиления внешнеэкономического потенциала России, обеспечения ее национальной и экономической безопасности является оптимизация системы таможенного администрирования экспортно-импортных операций. В статье рассказывается о том, какие изменения происходят в этой системе.

Ключевые слова: внешнеэкономический потенциал, электронное декларирование, таможенно-логистические терминалы, склады временного хранения, таможенно-информационные технологии, организационно-институциональная оптимизация, таможенно-транспортная инфраструктура

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Укрепление внешнеэкономической сферы любой страны связано с активизацией ее мирохозяйственного взаимодействия в рамках глобализирующейся мировой экономики, а также с развитием ее внешнеэкономического потенциала. Таможенные аспекты имеют ключевое значение как при определении парадигмы и параметров развития таможенно-транспортного потенциала страны, так и при формировании его инфраструктурно-логистического каркаса. В том числе в части внешнеэкономической направленности, в первую очередь за счет реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее – Концепция).

Основными целями Концепции являются:

– обеспечение экономической безопасности страны и устойчивого развития российской экономики;

– создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;

– максимальное содействие внешней торговле, благодаря совершенствованию ее таможенного администрирования в условиях инфраструктурно-логистического развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города страны, что позитивно скажется на развитии и усилении ее внешнеэкономического потенциала.

Внутренняя таможня

Концепция начала осуществляться и предусматривает поэтапный перевод таможенного оформления и таможенного контроля товаров в приграничные субъекты страны: первый этап (2008–2010) – подготовка, второй (2011–2020) – непосредственно сам перевод.

Следует отметить, что сейчас на внутренних таможнях оформляется до 90% импорта и весь экспорт, вдали от границы расположено и большинство складов временного хранения.

Полное таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через Государственную границу РФ, с уплатой причитающихся таможенных пошлин, налогов и сборов, осуществляется на таможнях внутри страны. А на внешних (пограничных) осуществляется ограниченный контроль, и перевозчики товаров, как правило, оформляют лишь транзитную таможенную декларацию.

Очевидно, что созданная в последние годы таможенная и транспортно-логистическая инфраструктура, ориентированная на внутреннюю переработку экспортно-импортных грузов, должна фактически развернуться в обратную сторону.

В начале 1990-х годов в силу сложившихся тогда в стране обстоятельств, в том числе в связи с необустроенностью новых российских границ, она сместилась в центр страны. Такой была прежде мировая практика, и российские таможенные органы последовательно работали над тем, чтобы максимально к ней приблизиться [1].

Таможенное оформление на границах

Теперь внешнеэкономические ориентиры и таможенно-транспортные технологии изменились, в связи с рекомендациями Всемирной таможенной организации, заключенными таможенными соглашениями между Россией и ЕС, формированием Таможенного союза между Белоруссией, Казахстаном и Россией. А таможенное оформление и таможенный контроль с применением предварительного уведомления и электронного декларирования должен осуществляться на их границах [2].

Их реализация актуализировала ряд других важных проблем, к которым относятся:

– модернизация инфраструктурно-логистической составляющей транспортного потенциала страны, в том числе водно-портовой и железнодорожной;

– усиление координации их взаимодействия с таможенными структурами, что обуславливает необходимость учета не только новых запросов национальной экономики и усиления ее внешнеэкономического потенциала в условиях активной интеграции в мировое хозяйство, но и все более возрастающую значимость экологической безопасности, снижения вредного воздействия транспорта, особенно автомобильного, на окружающую среду и создания качественных условий обитания населения страны.

Это трансформируется как в масштабные социально-экономические проекты, с перераспределением международных экспортно-импортных и транзитных грузовых и пассажирских потоков, так и в таможенно-транспортные логистические инновации, кардинально влияющие на развитие и усиление внешнеэкономического потенциала страны.

Транспортно-логистическаяпроблематика мегаполисов

Проведенный нами анализ показал, что это в значительной степени относится к крупным городам-агломерациям (таким как Москва, Санкт-Петербург и др.). Они являются одновременно не только крупными международными транспортно-таможенными логистическими центрами переработки мирового грузопотока, но и опорными звеньями транспортной инфраструктурно-каркасной системы страны.

Это диктует необходимость реализации на их и аналогичных территориях (например, Новосибирск, Оренбург и др.) активных организационно-управленческих мер по созданию оптимальных условий функционирования их транспортно-логистических сетей, не только как крупнейших национальных, но и международных таможенно-транспортных инфраструктурных центров. Это значительно усиливает транспортно-логистический и внешнеэкономический потенциал страны (см. табл. на с. 24).

В связи с этим следует отметить, что основой аналогичных действий по организационно-институциональной оптимизации размещения таможенных органов, осуществляемой в других субъектах Российской Федерации, является формирование сети таможенно-логистических терминалов. Они представляют собой комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, расположенных в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу России [3].

Использование в них новейших таможенно-информационных технологий (интернет-декларирование, режим «удаленного выпуска» и др.) позволяет [4]:

– значительно уменьшить затраты и время участников внешнеэкономической деятельности на таможенные формальности;

– ускорить внешнеторговые операции и увеличить их объемы, что существенным образом повысит внешнеэкономический потенциал страны.


Источники:

1. Заикина О. Ностальгия по «границе на замке» // Эксперт. – 2008. – № 43. – С. 61.
2. Чайка К.Л. Концепция начинает действовать // Таможня. – 2009. – № 15. – С. 4.
3. На дальнем пограничном. // Таможня. – 2010. – № 3. – С. 15.
4. Приказ Федеральной таможенной службы № 2233 от 10.12.2009 «Об утверждении Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».

Страница обновлена: 28.03.2024 в 12:02:39