Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2009

Трансформация понятия конкуренции в процессе глобализации

Еремин Антон Витальевич, Аспирант кафедры мировой экономики и таможенного менеджмента Саратовского Государственного Социально-Экономического Университета, Россия

Transformation of the concept of competition in the globalization process - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
В работе раскрывается взаимосвязь процессов глобализации и конкуренции, а также делается попытка ввести новые разновидности конкуренции, связанные с развитием глобализации.
Цитировать публикацию:
Еремин А.В. Трансформация понятия конкуренции в процессе глобализации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 4-9.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Глобализация стала объектом научного интереса только во второй половине XX века и интерес к ней не ослабевает вплоть до настоящего момента. Для того чтобы рассмотреть, как трансформировалась конкуренция в процессе глобализации, мы предлагаем выделить следующие элементы, характеризующие структуру этого понятия, а именно: субъектов и объектов конкуренции.

Традиционно процесс конкуренции принято рассматривать в двух аспектах – микроэкономическом и макроэкономическом.

Конкуренция на микроэкономическом уровне заключается в экономическом соперничестве отдельных хозяйствующих субъектов.

Конкуренция на макроэкономическом уровне заключается в соперничестве государств, регионов, городов. Классическими трудами на тему макроэкономической конкуренции являются работы М. Портера «Конкурентоспособность регионов», «Конкурентное преимущество старой части города».

Итак, рассмотрим, как повлиял процесс глобализации на изменения в субъектах конкуренции на микро- и макроэкономическом уровнях.

Трансформация субъектов конкуренции в процессе глобализации

На микроэкономическом уровне исторически самыми первыми субъектами конкуренции являлись мононациональные предприятия. Они являлись национальными не только по принадлежности капитала, но и по сфере деятельности, так как слабое развитие транспорта и низкая пропускная способность имеющихся транспортных путей ограничивали сферу деятельности только страной, в которой фирма начала свою деятельность.

Исторической предпосылкой глобализации, которая привела к ее бурному расцвету во второй половине XX века, стала промышленная революция второй половины XIX века. Основными результатами этой революции стали:

– дальнейшее развитие наземного и морского транспорта;

– прогресс в автоматизации и станкостроении;

– развитие средств проводной связи.

Это привело к изменению субъектной составляющей конкуренции. Основными субъектами конкуренции стали крупные монополистические мононациональные объединения, которые были ориентированы как на удовлетворение национальных потребностей с определенных видах товаров, так и на интенсивную конкуренцию на внешних рынках. Такие объединения зачастую пользовались поддержкой государств, видящих в них инструмент экономической экспансии.

Развитие средств транспорта и связи позволяло этим новым экономическим субъектам эффективно координировать свою внешнеэкономическую деятельность. Этому же способствовало и политическое развитие, которое в это время характеризовалось окончательным становлением национальных государств и устойчивых связей между ними.

Глобализация и научно-технический прогресс

Предпосылкой следующего этапа глобализации стал очередной скачок в развитии производительных сил. На этот раз локомотивом изменений, пришедшихся на первую половину XX века, стали:

– развитие воздушного транспорта;

– появление контейнерных и модальных перевозок;

– развитие телефонной и беспроводной связи (радио);

– дальнейшая механизация промышленности и сельского хозяйства.

На макроэкономическом уровне конкуренция между национальными государствами постепенно трансформируется в конкуренцию между блоками и интеграционными объединения. Процесс политической и экономической региональной интеграции рассматривается нами как часть процесса глобализации.

Несмотря на то, что процесс глобализации на макроэкономическом уровне идет гораздо медленнее, чем на микроэкономическом уровне, уже наметились серьезные сдвиги в субъектной составляющей конкуренции. Лидером в этой области является, конечно же, Европейский союз, который по многим вопросам, таким как авиакосмическая отрасль, энергетика, выступает на мировой арене как единое целое и составляет серьезную конкуренцию другим странам и объединения в этих отраслях. Другим примером является Организация стран – экспортеров нефти, которая также выступает на мировом рынке как единый конкурент другим странам, не входящим в данную структуру.

Рассмотрим теперь объектную составляющую конкуренции и попытаемся увидеть, как она трансформировалась под влиянием процесса глобализации.

Трансформация объектов конкуренции в процессе глобализации

Под объектами конкуренции обычно подразумевают то, за что ведется борьба между экономическими субъектами.

Объекты конкуренции можно классифицировать на две группы:

1) ресурсы (природные, финансовые, людские, информационные и т.д.);

2) рыночное положение.

На первом этапе объектная составляющая конкуренции была представлена в основном природными ресурсами. Низкий уровень развития производительных сил крайне ограничивал возможности добычи природных ресурсов, необходимых для производства товаров. Недостаточное развитие транспорта ограничивало экспорт-импорт природных ресурсов между странами. К тому же многие природные ресурсы рассматривались как стратегические, и их оборот дополнительно ограничивался враждующими государствами и нациями. По аналогии с субъектной составляющей конкуренции, этот этап соответствовал мононациональным хозяйствующим субъектам и разобщенным национальным государствам.

На втором этапе по мере развития производительных сил, природные ресурсы становятся более доступными. В результате развития науки и техники появляются новые виды топлива и материалов. Как новые, так и более традиционные виды природных ресурсов становятся объектами внешней торговли и перестают быть основными объектами конкуренции из-за интенсификации их добычи и торговли. В результате структурного сдвига в субъектной составляющей конкуренции и появления монополистических объединений на первый план выходит конкуренция за финансовые ресурсы.

Отличительной чертой деятельности монополистических объединений конца XIX – начала XX веков был беспрецедентный масштаб их деятельности. Многократное увеличение оборота и географии деятельности, а также развитие торговых схем, приводили к тому, что таким предприятиям требовались огромные финансовые ресурсы, которые они не всегда в полном объеме и в нужное время могли получить от реализации своей продукции.

Люди и информация

На современном этапе развития глобализации ключевую роль в объектной составляющей конкуренции начинают играть другие силы. Природные ресурсы давно перестали быть основным объектом конкуренции из-за развития добывающей промышленности, международной биржевой торговли сырьевыми товарами. Финансовые ресурсы доступны большинству хозяйствующих субъектов за счет бурного роста фондового рынка и банковской сети. Основными объектами конкуренции становятся людские и информационные ресурсы, без которых невозможно эффективное функционирование современных сложных транснациональных структур.

Основной задачей, стоящей перед новыми субъектами конкуренции – ТНК – является координация деятельности различных функциональных и региональных подразделений. Основным отличием ТНК от мононациональных компаний является то, что ТНК используют поистине глобальную стратегию. Под глобальной стратегией здесь следует понимать то, что деятельность каждого подразделения компании влияет на глобальные результаты ровно настолько, насколько глобальные результаты влияют на деятельность каждого отдельного подразделения.

ТНК может терпеть временную неудачу на одном рынке, чтобы победить на другом, сконцентрировав там все ресурсы. Для того чтобы видеть и реализовывать такие возможности, необходимы, во-первых, люди, обладающие достаточным опытом и компетентностью, чтобы принимать соответствующие решения и просчитывать риски и возможности.

Во-вторых, нужна информация, на основании которой можно делать расчеты и принимать решения. Для большинства ТНК деятельность многих подразделений является «черной дырой», информация из которой может поступать раз в год в виде годового отчета. Для большей части ТНК одной из основных задач является построение действенной и эффективной глобальной информационной сети на базе различных приложений, позволяющих иметь доступ ко всей необходимой информации, касающейся любого подразделения и аспекта деятельности.

Таким образом, мы проследили, как глобализация трансформировала субъектную и объектную составляющие конкуренции: от мононациональных предприятий, ориентированных на внутренний рынок к ТНК, и от конкуренции за природные ресурсы к конкуренции за трудовые и информационные ресурсы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241