Стратегическое управление стабильным развитием региональной экономики в период мирового финансово-экономического кризиса

Трифонов А.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Трифонов А.Ф. Стратегическое управление стабильным развитием региональной экономики в период мирового финансово-экономического кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 148-152.

Аннотация:
Статья посвящена разработке способов стратегического управления стабильным развитием региональной экономики в период мирового финансово-экономического кризиса. Рассмотрены возможные последствия кризиса для региональных экономик и методология антикризисной составляющей регионального управления.

Ключевые слова: финансовый кризис, антикризисное управление, региональная экономика, системообразующая база, антикризисный механизм, профилактические мероприятия



Антикризисное региональное управление (АРУ) выступает как совокупность информационно-аналитических, нормативных, методических и организационных механизмов регулирования всей региональной экономической системой. В узком смысле АРУ определяется как система тех же механизмов, но в отношении системообразующей базы региона.

Таким образом, различие трактовок антикризисного регионального управления лежит в плоскости его объекта. В первом случае речь идет обо всей региональная экономика, ее подсистемах. Во втором – это системообразующая база, то есть одна из подсистем региональной экономики. В целом можно сформулировать, что АРУ – это особый вид управленческой деятельности.

Разработка принципов и методов антикризисного механизма

Кризис на региональном уровне будет проявляться в масштабном возникновении предприятий-банкротов в системообразующем секторе региональной экономики. К ним должны быть применены антикризисные процедуры, предусмотренные законом – как санационные, так и реорганизационные.

Следует отметить, что в современной антикризисной политике государства акцент в большей степени смещен в сторону регулирования в условиях, когда предприятие уже находится в разбалансированном состоянии и не способно продолжить финансовое обеспечение производственного процесса.

Антикризисная деятельность на профилактическом уровне в значительной степени основывается на способности выявлять сигналы грядущих кризисных изменений и находить тот или иной выход из сложившейся ситуации. Значительную роль в этой работе могут сыграть органы власти субъектов федерации путем формирования информационных, кадровых, организационно-правовых условий, способствующих стабилизации хозяйственной деятельности в системообразующем секторе региональной экономики.

В конечном счете, речь идет о разработке принципов и методов антикризисного механизма региональной экономики. С его помощью могут комплексно и целенаправленно решаться проблемы управления предприятиями и организациями системообразующего сектора в условиях кризиса.

Таким образом, антикризисное региональное управление – это регламентированная нормами права деятельность органов местной власти, базирующаяся на специфических воздействиях на кризисные ситуации в социально-экономической системе региона. Объектом АРУ выступают кризисные процессы и явления в развитии системообразующего сектора региональной экономики.

Цели и задачи антикризисного управления

Традиционно под антикризисным управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод из кризисного состояния, в котором экономическая система находится уже долго.

Целью АРУ является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на предотвращение и преодоление последствий наиболее опасных факторов, приводящих к кризисному состоянию. Она предполагает стремление к оптимальной степени стабилизации в системообразующей сфере регионального хозяйства посредством широкого использования антикризисных мероприятий.

Конкретные цели АРУ могут относиться к определенным условиям хозяйствования в системообразующем секторе региональной экономики, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п. В качестве конкретных целей антикризисных мероприятий могут быть указаны:

– снижение негативных воздействий отдельных процессов и явлений;

– повышение эффективности хозяйствования;

– стабилизация рынков;

– обеспечение социальной стабильности.

Для антикризисного регионального управления в качестве подцелей можно выделить следующие направления:

– обеспечение стабильности коммерческой деятельности в системообразующем секторе в условиях изменчивой экономической ситуации;

– улучшение инвестиционного и предпринимательского климата;

– улучшение качества работы органов экономического регулирования;

– повышение степени взаимодействия государственных органов;

– усиление доверия граждан к деятельности региональных органов власти;

– формирование новых механизмов регионального экономического самоуправления.

Методические задачи по формированию комплекса антикризисных мер

Для достижения целей антикризисного регионального управления необходимо решить следующие методические задачи по формированию комплекса антикризисных мер:

– произвести разработку методик диагностики кризисного состояния;

– сформировать комплексные целевые программы, определяющие меры воздействия на экономические системы для преодоления кризисных явлений, а также формирующие условия для предотвращения их появления;

– определить единую систему показателей кризисного состояния предприятий и отраслей системообразующего сектора региональной экономики;

– обеспечить единство и достоверность формирования информационной базы антикризисной деятельности;

– разработать методику прогнозирования и планирования поступлений в региональный бюджет с учетом возможных кризисных состояний региональной экономики или отдельных ее секторов;

– сформировать эффективные механизмы взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур по преодолению кризисов;

– разработать формы поддержки предприятий и организаций в кризисных ситуациях;

– определить изменение порядка и правил осуществления хозяйственной деятельности в регионе при наступлении кризиса и др.

Безусловно, воздействие властей субъектов федерации на изменение указанных факторов довольно опосредованное. Но вместе с тем оно присутствует в региональной управленческой практике. Поэтому можно с определенной уверенностью говорить о том, что при проведении ряда антикризисных мероприятий (резервирование ресурсов, организационная, информационная поддержка и т.д.) влияние указанных факторов (производственных, финансовых, управленческих и т.д.) снижается.

Мероприятий против возникновения кризисных явлений

Выявление и оценка кризисных процессов в функционировании системообразующего сектора региональной экономики позволяет сформировать комплекс организационно-экономических мероприятий по противодействию их возникновения.

Каждое из мероприятий для реализации требует определенных затрат: кадровых, информационных, организационных, финансовых. Основу последних составляют средства регионального бюджета, но могут использоваться и внебюджетные источники.

Действенность проводимых мероприятий должна оцениваться с точки зрения достигаемого эффекта, который выражается в некотором процентном снижении вероятности возникновения кризисных явлений в системообразующем секторе региона. То есть, экспертно сравниваются вероятности развития кризиса в регионе до проведения антикризисных мероприятий и после. В случае успешного проведения мероприятий оценки вероятности кризиса по каждому из факторов должны быть сведены к минимуму.

Применение указанных мер позволяет достичь определенного снижения кризисной ситуации. При сопоставлении масштабов снижения с существовавшей ранее обстановкой и соотнесении этой оценки к сумме затрат можно определить эффективность антикризисных мероприятий.

На практике органы антикризисного управления обладают ограниченными возможностями по противодействию неблагоприятным явлениям, и умение руководителя заключается в том, чтобы полностью реализовать имеющиеся средства. В рассматриваемом случае это выражается в том, что мероприятия могут быть профинансированы только частично и не в полном объеме.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что использование совокупности мер рыночного характера значительно повышает эффективность всей антикризисной деятельности. Выбор наиболее адекватного варианта распределения средств для складывающейся кризисной ситуации является одним из важнейших условий для ее преодоления. Для осуществления этого выбора могут быть использованы методы линейного программирования и оптимизации.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:51:29