Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2009

Некоторые тенденции трансформации общественного воспроизводства

Антипов Константин Валерьевич, Кандидат экономических наук, Московский государственный университет печати, Заведующий кафедрой Управления рекламным бизнесом, Россия

Some of the trends of transformation of social reproduction - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
Виртуальная деятельность в системе общественного воспроизводства создает виртуальный продукт, принимающий форму товаров или услуг. По мнению автора, следующий шаг – виртуализация системы общественного воспроизводства и превращение знаний в главный фактор развития, сочетаемое со всеобщей компьютеризацией.
Цитировать публикацию:
Антипов К.В. Некоторые тенденции трансформации общественного воспроизводства // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 4-8.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Ключевым явлением, новой научной парадигмой мирового развития последних трех десятилетий ХХ в. стал феномен глобализации, обусловленный расширением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей отдельных личностей и государств в процессах формирования, прежде всего, планетарного информационного пространства, глобальных рынков капиталов, сырья, товаров и рабочей силы, интернационализацией проблем техногенного воздействия на природную среду, обострением межэтнических и межконфессиональных конфликтов и т.п.

Сегодня понятием «глобализация» обозначается обширный спектр событий и тенденций:

— развитие мировых идеологий и борьба за установление мирового порядка;

— скачкообразный рост числа международных организаций и ослабление суверенитета национальных государств;

— появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли;

— интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных сообществ;

— создание глобальных СМИ и экспансия западной культуры во все регионы мира и др.

Ослабление кооперативного движения в конце XX – начале XXI вв.

Глобализационные процессы не могли не затронуть международного кооперативного движения, объединяющего около 800 млн. чел. в 100 странах мира [1] (по состоянию на 8 июля 2008 г.). Сегодня кооперативные организации, функционирующие в новых условиях хозяйствования, существенно отличающихся от условий, характерных для конца XIX в. - начала XX в., адаптируясь к изменчивому внешнему окружению, вынуждены осуществлять постоянный поиск новых возможностей для своего устойчивого роста.

Как известно, в ХХ веке важнейшим для жизнедеятельности мировой кооперации являлся вопрос о ведении неравной борьбы с монополиями, которые, господствуя в экономической и политической жизни общества, пытались ослабить кооперативное движение, уничтожить кооперативы или подчинить их своим интересам. Как следствие, в 1960-е гг. кооперация многих развитых капиталистических стран вступила в состояние затяжного кризиса. Так, в Англии доля кооперативного сектора, составлявшая в 1964 г. 22% общего товарооборота сократилась до 4% розничного товарооборота в 1992 г.; во Франции кооператоры в 1980-е гг. владели лишь 3% рынка [12]. Подобные события сказались на неуклонном сокращении во второй половине ХХ в. членской базы кооперации традиционных видов — потребительской и производственной.

К основным причинам снижения общей численности членов кооперативов специалисты относят:

— существенное улучшение уровня жизни населения и уменьшение притягательности кооперации в развитых странах вследствие общего подъема экономики;

— глобальные структурные изменения в социальном составе общества в сторону сокращения общей доли промышленных рабочих и увеличения доли инженерно-технических работников в связи с переходом к информационным технологиям;

— сужение поля деятельности потребительской кооперации, основанной на массовом спросе, вызванное расширением ассортимента и персонификацией предлагаемых товаров и услуг, использованием информационных сетей, применением наступательной стратегии крупными частными фирмами;

— ухудшение условий конкурентной борьбы с частным капиталом из-за неэффективности управленческого аппарата организаций кооперативного сектора

и др.

Проблемы

Особую роль в процессе реструктуризации международного кооперативного движения продолжает играть его координирующий центр МКА [2] как международной неправительственной организации, объединяющей национальные и региональные союзы кооперативов.

Генеральная Ассамблея МКА (Корея, Сеул, октябрь 2001 г.) указала на наиболее важные области проблем, которые следует решать в наступившем третьем тысячелетии:

— утверждение кооперативной самобытности на основе улучшения информационных кооперативных ресурсов;

— усиление международного присутствия (представительства) кооперативов на международном уровне;

— электронная связь как приоритетная область деятельности кооперативного движения, сводящая воедино отношения между членами кооперативов, их организациями и управляющими структурами;

— экономическое, социальное и политическое развитие мировой кооперации, сориентированное на искоренение бедности.

Сегодня формирование кооперативного менталитета проходит в условиях урбанизации, обострения конкуренции, глобализации экономики, углубления кризисных явлений, расширяющейся дифференциации доходов населения и растущей безработицы. В этой связи важнейшей целью деятельности МКА считает защиту кооперативных ценностей, предусматривающих самоусовершенствование, ответственность, демократию, равенство, солидарность. В условиях глобализации, представляющей реальную угрозу для мировой кооперации, не только требуется качественно обновленная правовая база, но и существенное расширение научных разработок по методологическому обеспечению ее дальнейшего развития.

Обновление и нацеленность на решение социально-экономических проблем

В рамках Генеральной Ассамблеи Международного кооперативного альянса в Картахене (Колумбия, 2005) было особо подчеркнуто, что кооперативы могут разрешить противоречия и противостоять угрозам глобализации только путем всемерного укрепления единства внутри кооперативного сектора национальных и мировой экономик, объединившись в национальные и глобальные союзы. Процессам глобализации должна противостоять новейшая кооперация — кооперация ресурсов, кооперация, обладающая инновационным потенциалом, кооперация, обеспечивающая социально-ориентированное производство и социальную защиту населению.

Кооперация как самобытная социально ориентированная система, имея двойственную природу, способна решать не только хозяйственные задачи, но и социально-экономические проблемы. Очевидно, что в эпоху глобализации особо возрастает ценность кооперативной модели хозяйствования, ее демократических начал и социальной миссии, включающей такие присущие кооперации черты как демократия, главенствующая роль пайщиков, автономия и независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, борьба с бедностью, обеспечение занятости населения, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах, активному вовлечению в работу женщин и молодежи и многие др. Таким образом, сегодня на первое место выходят проблемы приспособления к новым условиям хозяйствования, завоевания на рынке утраченных позиций и усиления значимости социальной направленности деятельности. Потребительские кооперативы оказываются все больше востребованными в сфере социальных и бытовых услуг, образовании, оздоровительном спорте, охране окружающей среды.

Главная тема Генеральной Ассамблеи Международного кооперативного альянса в сентябре 2007 г. — инновации в кооперативном бизнесе. Президент МКА Ивано Барберини и др. выступающие подчеркивали, что стремительные перемены в мире и обществе заставляют человечество переосмыслить идею кооперации, по-новому взглянуть на кооперативную самобытность в контексте современных обстоятельств и потребностей людей. Кооперативы играют конструктивную роль в менее развитых секторах экономики, и глобализация, создавшая возможности для роста бизнеса, позволяет кооператорам генерировать инновационные идеи, которые должны принести выгоду большому количеству людей.

Стратегия и приоритеты

Современная стратегия развития МКА базируется на следующих приоритетах:

— четкое выявление глобальных проблем;

— кооперативная идентичность;

— работа с членскими организациями; развитие;

— международное представительство МКА; защита кооперативного движения.

28-29 апреля 2008 г. в Брюсселе в работе Генеральной Ассамблеи европейской секции МКА, проходившей под девизом: «Кооперативная Европа: Социальные инновации и партнерство во имя развития» (Cooperative Europe: social innovation & partnership for development), приняли участие представители 74 кооперативных организаций из 22 стран Европы.

4-7 июня 2008 г. в Риме состоялась внеочередная Генеральная Ассамблея МКА, на которой присутствовали представители более чем 80 стран мира. Специальная Генеральная ассамблея была посвящена вопросам реструктуризации Альянса, принятию новой редакции Устава, изменениям в системе исчисления денежных взносов со стороны стран-участниц.



[1]На середину июля 2007 г. членами МКА являлись более 250 кооперативных организаций. По оценкам ООН, на кооперативных предприятиях трудятся свыше 100 млн. работников, а их услугами пользуются почти 3 млрд чел. (почти половина населения земного шара) [7].

[2] МКА — сокр. от Международный кооперативный альянс — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241