Воздействие профессионального образования на социально-экономическое развитие региона

Курина Л.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Курина Л.И. Воздействие профессионального образования на социально-экономическое развитие региона // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 153-157.

Аннотация:
В статье анализируется взаимосвязь уровня профессионального образования населения с социально-экономическим развитием региона. Сопоставляя регионы по социально-экономическим условиям и показателям деятельности системы профессионального образования, автор выделяет три типа регионов.

Ключевые слова: трудовой потенциал, вуз, профессиональное образование, региональная политика, региональное развитие, образовательный потенциал, индекс образования

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Эффективное функционирование современной экономики в значительной степени зависит от уровня развития и использования ее образовательного потенциала. Развитость сферы профессионального образования страны или региона является решающим фактором конкурентоспособности, экономического роста, повышения уровня жизни населения. Образовательный потенциал является источником новых знаний, идей, информации, которые могут повысить эффективность экономики в целом.

Накопление и применение знаний в условиях глобализации становится основным фактором успешного развития экономики государства. Результаты исследований показывают, что повышение «образованности» на один академический год обеспечивает рост экономики стран Европейского союза на 5% в краткосрочной и на 2,5% в долгосрочной перспективе [5, с. 6].

Другим важнейшим аспектом воздействия профессионального образования на развитие общества является формирование нового «облика» работников. Оно в данном случае выступает как институт воспроизводства знаний, умений, навыков, свойственных различным профессиям, специальностям, как институт подготовки квалифицированных кадров для различных средств и видов деятельности. Это является базовым условием формирования и развития трудового потенциала общества.

Роль образования при этом не замыкается на простом кадровом обеспечении экономики. Именно через кадры все более высокого профессионально-квалификационного уровня образование стимулирует инновационные процессы во всех видах деятельности, развивает новые пути научно-технического обновления производства, порождает новые его направления.

Подготовка и переподготовка кадров

Развитие экономики страны и ее последующий экономический рост в решающей степени зависит от наличия высокопрофессиональных кадров, активных, творческих, ответственных за свои действия, способных к быстрой адаптации в меняющихся производственных и экономических условиях. В этом заключается важная роль профессионального образования как системы подготовки кадров для различных видов преимущественно умственного труда как в производстве, так и в социальной сфере.

Не меньшее значение имеет деятельность профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации работников всех категорий, их адаптации к новому содержанию и условиям труда в рыночных условиях. Уже начальные этапы реформирования экономики показали острую необходимость массовой переподготовки кадров экономистов, организаторов производства, способных работать в условиях жесткой международной конкуренции.

Значительные масштабы должна принять переподготовка инженерно-технического состава и рабочих в условиях развития конкуренции производств, товаров, а также регионов и отраслей, ускоряющихся структурных сдвигов в экономике. Важную роль данное направление играет на первых этапах формирования региональных рынков труда, когда происходит массовая профессионально-квалификационная переструктуризация спроса на специалистов.

Таким образом, в современных условиях профессиональное образование приобретает черты не только важнейшего социального института государства, но и одновременно института рыночной экономики, предоставляющего широкий спектр образовательных услуг.

Регион и вуз

Среди широкого круга проблем, стоящих перед сферой профессионального образования, особое внимание привлекают вопросы территориальной организации. Они так или иначе связаны с влиянием данного сектора на региональное развитие.

Система профессионального образования во многом направлена на решение экономических и социокультурных задач, стоящих перед регионом. Привязанность учреждений к отдельной территории обусловлена территориальной, функциональной и организационной приближенностью к потребителям, востребованностью данного вида образования со стороны местного населения и хозяйственных структур.

Данные обстоятельства формируют высокую зависимость образовательного рынка от регионального рынка труда, определяют возможность формирования образовательных программ с учетом запросов работодателей. Все эти факторы создают условия для повышения результативности профессионального образования по средствам его дальнейшей регионализации.

Важность данного вопроса способствовала активизации исследований в данном направлении. Среди них следует отметить работы С. Берета, Р. Флоракса, Г. Монгейма и др. Р. Флоракс считает, что образование относится к сферам исключительно выгодного приложения капитала. При этом он отмечает, что эффект от развития высшего образования напрямую связан со статусом вуза, и влияние вуза с более высоким статусом на региональное развитие будет более значительным [3, с. 19].

По мнению С. Берета, вузы оказывают политическое, демографическое, экономическое, социальное, культурное, инфраструктурное и образовательное воздействие на процессы, протекающие в регионе. Г. Монгейм отмечает, что создание университета может стать толчком для регионального социально-экономического развития.

Три типа регионов

Для России говорить о достоверном влиянии системы профессионального образования на экономический рост или повышение конкурентоспособности экономики сегодня еще рано. Более целесообразным представляется анализ адаптации региональных систем к изменениям внешнего запроса и условий функционирования.

Автором был проведено исследование взаимосвязи уровня профессионального образования населения региона с его социально-экономическим развитием. Результаты позволяют говорить о том, что различные регионы страны демонстрируют разный уровень профессионального образования. Часть из них обладает той необходимой его «критической массой», которая позволяет продуктам интеллектуального труда значимо влиять на состояние социально-экономической сферы. Уровень профессионального образования остальных субъектов федерации сможет оказывать подобное позитивное воздействие лишь после накопления определенного объема.

Сопоставление по социально-экономическим условиям, показателям деятельности системы профессионального образования, а также характеру и результатам ее совершенствования позволило выделить три типа регионов:

1) регионы с достаточно перспективными условиями социально-экономического развития определенными культурными традициями и ресурсами для успешной реализации региональных программ развития системы профессионального образования. Для данных территорий характерны:

– направленность политики на переход от отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования;

– важное место профессионального образования среди приоритетов социально-экономического развития региона (Центральный, Северо-Западный федеральные округа);

2) регионы с неблагоприятными условиями социально-экономического развития, где проводимые преобразования либо дали пока несущественные результаты, либо привели к значительному снижению уровня жизни населения, поляризации его социальной структуры, социальной напряженности. Главная трудность в функционировании и развитии системы профессионального образования в этих регионах – недостаточное финансирование и невозможность использовать другие средства (Южный и Сибирский федеральные округа);

3) потенциально благополучные регионы, обладающие определенными ресурсам и при условии грамотного, эффективного использования своих наукоёмких технологий, имеющие хорошие перспективы для дальнейшего совершенствования системы профессионального образования (Уральский, Дальневосточный, Приволжский федеральные округа).

Результаты данного анализа полезно учесть при составлении перспективных целевых программ социально-экономического развития региона, где деятельность системы профессионального образования должна играть заметную роль, так как она является важным условием развития всего региона.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 14:57:21