Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2009

Проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг

Кара Анна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», Россия

Problem of competitiveness in the formation of strategies for service businesses - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 36

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг. Анализируются уровни конкурентоспособности и взаимосвязь экономических категорий «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество», «стратегия реализации конкурентных преимуществ».
Цитировать публикацию:
Кара А.Н. Проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 84-90.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На практике разработка и внедрение стратегий по реализации конкурентных преимуществ должны базироваться на результатах диагностики финансового состояния предприятий сферы услуг и их потребительской привлекательности, проводимой в рамках оценки конкурентоспособности. Однако в настоящее время это сопряжено с рядом проблем:

– в научной литературе не отражена модель, характеризующая взаимосвязь и взаимозависимость конкурентоспособности и инструментов ее достижения;

– отсутствует комплексная количественная методика ее оценки, что затрудняет исследование преимуществ и недостатков по сравнению с конкурирующими предприятиями;

– не определены рекомендации по повышению конкурентоспособности, обусловленные выявлением конкурентных преимуществ;

– не сформированы профессиональные навыки предприятий сферы услуг по разработке и реализации мероприятий, направленных на ее обеспечение.

Все вышеизложенное указывает на необходимость продолжения исследований в данном направлении: обоснования теоретических положений обеспечения конкурентоспособности, разработки комплексной количественной методики ее оценки и рекомендаций по формированию стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность услуги

Глобализация мировой экономики и усиление конкурентной борьбы на международных и национальных рынках привели к тому, что проблеме оценки и обеспечения конкурентоспособности стало уделяться значительное внимание.

В настоящее время российская экономика характеризуется приоритетным развитием сферы услуг, сопровождающимся не менее интенсивным конкурентным противостоянием взаимодействующих на данном рынке предприятий. Эффективность деятельности предприятий сферы услуг, обусловленная их конкурентоспособностью, зависит от множества факторов и, в первую очередь, умения рационально использовать собственные преимущества и возможности.

Под обеспечением в экономике (в том числе конкурентоспособности) понимается совокупность принимаемых мер и используемых средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов [1].

В научных трудах конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится. Так, А.М. Кротков и Ю.Я. Еленева рассматривают три уровня конкурентоспособности:

– оперативный, характеризуемый показателем конкурентоспособности услуг;

– тактический, представляемый комплексным показателем состояния предприятия;

– стратегический, отражающий рост стоимости предприятия, оцениваемый соответствующим показателем [4, 5].

Необходимо, однако, отметить, что ни один из ученых, занимающихся данной проблемой, не исследует конкурентоспособность предприятий сферы услуг и конкурентоспособность услуг как самостоятельные экономические категории, оперируя понятиями «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара» или «конкурентоспособность продукции». В этом отношении следует указать, что если рассматривать товар с позиции маркетинга, то он представляет собой все то, что может быть предложено рынку для продажи, а, следовательно, это не только материальные объекты, но и услуги, идеи и т.д. [6].

Иными словами, услуга – это специфический товар, который помимо отличительных признаков (неосязаемость, неспособность к хранению и транспортированию, неотделимость от источника, одновременность процесса производства и потребления) характеризуется теми же параметрами, что и обычный товар в материально-вещественном воплощении (экономические, нормативные, технические и маркетинговые параметры).

Резервы конкурентоспособности

При изучении экономического содержания конкурентоспособности предприятий сферы услуг могут быть использованы те же подходы, что и при исследовании конкурентоспособности товара, поскольку оценке подвергаются аналогичные показатели.

Проблема исследования конкурентоспособности предприятий сферы услуг направлена, в первую очередь, на поиск возможностей ее повышения, а именно: выявление ее резервов и направлений формирования и реализации конкурентных преимуществ.

Резервы конкурентоспособности это специфические потенциальные возможности предприятия (планируемые запасы товарно-материальных ценностей, возможности совершенствования технологических процессов и обеспечения их гибкости, улучшение использования основных производственных фондов и оборотных средств) [7].

Конкурентоспособность предприятий сферы услуг определяется тем, насколько качественно они способны удовлетворить самые разнообразные потребности своих клиентов. Это, в свою очередь, непосредственно связано с формированием и реализацией конкурентных преимуществ, обусловленных специфическими возможностями того или иного предприятия, в том числе в области научно-исследовательских разработок.

В этом отношении необходимо пояснить, что конкуренция и достижения науки являются элементами одной и той же функции – стимулирования экономического развития на основе реализации конкурентных преимуществ предприятий и удовлетворения спроса населения.

Следовательно, конкурентное преимущество предприятия – это сложное и многоаспектное понятие. При этом иногда даже один и тот же исследователь не имеет однозначного суждения, что связано со спецификой подхода, применяемого автором к исследованию данной проблемы.

Решение одной из самых актуальных задач современной экономики – обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг – напрямую зависит от выбранной стратегии по реализации конкурентных преимуществ.

Отметим, что категории «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества» и «стратегия предприятия сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ» являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.


 

1. Стратегический

                                                           


  

 


Рис. Модель обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг

Обеспечение конкурентоспособности

Исходя из представленной модели (см. рис.) обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, можно сделать следующие выводы:

– непосредственный источник конкурентоспособности и в то же время базовый элемент стратегии, направленной на ее обеспечение, – конкурентные преимущества, то есть конкурентоспособность – это результат реализации конкурентных преимуществ;

– конкурентные преимущества и конкурентоспособность, а также возможность их разработки и реализации подвержены влиянию различных факторов, и степень этого влияния определяет вероятность достижения поставленных целей;

– формирование конкурентных преимуществ и стратегии по их реализации осуществляется на основе выявленных в результате оценки соответствующих резервов конкурентоспособности.

Оценка конкурентоспособности позволяет выявить резервы ее повышения, исходя из которых предприятие в рамках формирования стратегии по реализации конкурентных преимуществ может разработать конкретные мероприятия, направленные на усиление своей позиции на рынке. Следует указать, что направления формирования конкурентной стратегии должны быть классифицированы, исходя из конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.

На наш взгляд, обязательной для оценки является такая важная составляющая деятельности предприятия, как эффективность маркетинга. Она отражает не только результативность производственной деятельности предприятия, связанной с оказанием услуг, но и сбытовой, сервисной, рекламной и других его политик, без осуществления которых оказание услуг является нерациональным.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241