Особенности управления производством наукоемкой машиностроительной продукции

Романов Ю.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Романов Ю.Р. Особенности управления производством наукоемкой машиностроительной продукции // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – С. 74-79.

Аннотация:
В своем послании Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 года в качестве приоритетного направления экономической политики России Президент РФ подчеркнул необходимость развития наукоемких производств. Однако реализация этого генерального направления промышленной политики в значительной степени осложняется тем, что современное машиностроительное производство России переживает серьезную структурную перестройку, связанную с переходом к рыночным отношениям. Особенно это отразилось на разработке и создании наукоемкой продукции, поэтому необходимо проведение дополнительных исследований и соответствующей адаптации традиционных принципов и методов управления к новым рыночным условиям. Это, прежде всего, требует выявления специфических особенностей функций управления машиностроительным предприятием на каждом из этапов “жизненного цикла” существования наукоемкой машиностроительной продукции: разработка (освоение) – производство – сбыт (эксплуатация).

Ключевые слова: машиностроение, наукоемкие предприятия, машиностроительное наукоемкое предприятие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В своем послании Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 года в качестве приоритетного направления экономической политики России Президент РФ подчеркнул необходимость развития наукоемких производств. Однако реализация этого генерального направления промышленной политики в значительной степени осложняется тем, что современное машиностроительное производство России переживает серьезную структурную перестройку, связанную с переходом к рыночным отношениям. Особенно это отразилось на разработке и создании наукоемкой продукции, поэтому необходимо проведение дополнительных исследований и соответствующей адаптации традиционных принципов и методов управления к новым рыночным условиям. Это, прежде всего, требует выявления специфических особенностей функций управления машиностроительным предприятием на каждом из этапов “жизненного цикла” существования наукоемкой машиностроительной продукции: разработка (освоение) – производство – сбыт (эксплуатация).

Специфические особенности наукоемкой продукции.

Особенности реализации функций управления наукоемким машиностроительным производством объективно обусловлены спецификой наукоемкой продукции. Наиболее существенным с точки зрения проблемы управления производством особенностями наукоемкой продукции являются:

‑ техническая сложность и новизна наукоемкой машиностроительной продукции, сложность моделирования процессов функционирования и создания образцов наукоемкой продукции, отсутствие достаточного объема статистических данных для проведения технико-экономических расчетов и, как следствие, высокий уровень неопределенности в оценке коммерческого, научно-технического, экологического и социального эффектов. Например, первоначально планировавшиеся затраты на разработку такой наукоемкой продукции, как авиационно-космическая система “Энергия-Буран” в 25 млрд. руб. возросли до реально затраченных 100 млрд. руб. Фактические затраты на разработку и создание ракеты-носителя Ariane (Франция), первоначально оцениваемые в 5 млрд. долл. США, составили 8,68 млрд. долл. США, что связано с задержкой в освоении космической системы вследствие уточнения проектных параметров в процессе летных испытаний. При этом погрешность в оценке сроков разработки и создания составила 2 года.

‑ необходимость значительных временных и материальных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке и создании наукоемкой продукции. Очевидно, что создание продукции на базе новых достижений научно-технического прогресса требует проведения значительного объема исследований (в том числе фундаментальных исследований). Известно, что доля затрат на НИОКР для производства такой машиностроительной продукции, как авиакосмическая продукция, создание которой сопряжено с исследованиями в области аэродинамики (летно-технические характеристики), астрономии, географии (системы навигации), химии (компоненты топлива) и т.д., составляет 40-60%.

‑ большие объемы потребных ресурсов, высокая степень кооперации (в том числе и международной) необходимые для разработки и создания наукоемкой продукции. Например, создание такого образца наукоемкой продукции как международная космическая станция (МКС), обеспечивается на базе международной кооперации предприятий России, США и стран Европы, Японии, Канады и др.;

‑ вовлечение в процесс разработки и создания наукоемкой продукции большого числа смежных и поддерживающих отраслей;

‑ наличие наряду с целевым коммерческим эффектом сопутствующего научно-технического, экономического, экологического и социального эффектов.

Особенности реализации этапов разработки и создания наукоемкой машиностроительной продукции.

Рассмотренные выше специфические особенности наукоемкой машиностроительной продукции, главной из которых является высокая степень неопределенности технико-экономических показателей разрабатываемого изделия, в свою очередь определяют особенности реализации этапов разработки и создания подобной продукции.

К наиболее важным с точки зрения совершенствования системы управления производством особенностям реализации этапа разработки (освоения) наукоемкой продукции следует отнести: возрастание важности маркетинговых и патентных исследований; необходимость тесного контакта с существующими и потенциальными заказчиками уже на стадии разработки ТЗ; необходимость обеспечения максимальной унификации конструкции.

К особенностям производственно-товарного этапа, формирующим содержание задач управления можно отнести: возрастание роли НИОКР, направленных на улучшение свойств продукции путем модернизации базовой модели; возрастание роли технологии в конкурентоспособности наукоемкой продукции; возрастание роли патентозащищенности и сертификации наукоемкой продукции для обеспечения её конкурентоспособности.

На этапе сбыта (эксплуатации) наукоемкой машиностроительной продукции особенное значение приобретает решение задач технического обслуживания, ремонта, обучения персонала и других задач, связанных с изделием. Как и все рассмотренные этапы создания машиностроительной продукции, этот этап имеет некоторые специфические особенности, связанные с возрастанием наукоемкости изделий. Для сложной, наукоемкой продукции важным инструментом конкурентной борьбы, во многом предопределяющим выбор товара потребителем, является обеспечение техобслуживания, ремонта, обучения, поставки запчастей и приспособлений (ЗИП). То есть главной задачей управления на этапе эксплуатации наукоемкой машиностроительной продукции является обоснованное формирование комплекса услуг, товарного ассортимента и товарной номенклатуры. Следствием рассмотренной особенности этапа эксплуатации наукоемкой продукции является то, что наукоемкие машиностроительные предприятия являются многопрофильными (многопродуктовыми), в особенности крупные предприятия.

Приоритетные задачи управления наукоемким машиностроительным производством.

Исходя из проведенного анализа особенностей этапов разработки и создания наукоемкой продукции, можно сформулировать приоритетные задачи управления наукоемким машиностроительным производством. К ним относятся: а) разработка прогнозов по основным направлениям тематики машиностроительного предприятия; б) выбор и обоснование тематики научных исследований, направленных на создание наукоемкой продукции; текущее планирование разработки наукоемкой продукции; в) подготовка кадров и повышения профессиональных знаний руководителей.

Особая роль вопросов прогнозирования, как средства повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции, обусловлена тем, что в условиях значительной конкуренции на рынке машиностроительной продукции новая техника, наукоемкая продукция должна формироваться не путем простого совершенствования уже существующих технических средств, а путем разработки принципиально новых изделий. Для этого на машиностроительном предприятии необходим инструментарий, с помощью которого можно будет получать новые, тщательно обоснованные проектные решения, более высокий уровень информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений.

Из проведенного выше анализа специфики этапов разработки и создания наукоемкой машиностроительной продукции, особенностей реализации задач управления машиностроительным предприятием следует, что базовая организационная структура машиностроительного предприятия наряду с подразделениями и службами, обеспечивающими решение традиционных для любого производства задач (финансовое планирование, управление персоналом, юридическое обеспечение и т.д.), должна включать ряд подразделений обеспечивающих решение специфических задач, обусловленных наукоемкостью продукции. Эти подразделения и службы должны обеспечивать: привлечение и контроль инвестиционных потоков; разработку модификаций базовой модели; привлечение предприятий-соисполнителей; анализ потентозащищенности; сертификацию продукции; прогнозирование и информационное обеспечение.

Оптимизация системы управления машиностроительным предприятием с учетом степени наукоемкости продукции.

Степень наукоемкости машиностроительной продукции, сложность конкретного изделия, обусловленная концентрацией научно-технических достижений, в значительной степени влияет на практическую реализацию общих принципов управления. Возникает важная задача, состоящая в том, чтобы, используя количественные показатели наукоемкости машиностроительной продукции, попытаться оценить, как изменение степени наукоемкости влияет на реализацию функций управления. Результаты решения этой задачи позволят говорить об адаптации системы управления машиностроительным предприятием к условиям выпуска продукции, обладающей различной степенью наукоемкости.

Рассмотрим один из возможных путей оптимизации структуры управления машиностроительным предприятием с учетом наукоемкости продукции. В качестве объекта анализа рассматривались предприятия аэрокосмической отрасли, разбитые на группы по признаку сходства организационно-правовой формы и структуры управления. Были выделены следующие группы предприятий: 1) предприятия, обеспечивающие разработку и создание наукоемкой продукции на основе межгосударственных соглашений; 2) предприятия, ориентированные на разработку и создание наукоемкой продукции в результате госбюджетного финансирования; 3) государственно-акционерные предприятия, обеспечивающие создание наукоемкой машиностроительной продукции в результате смешанного финансирования (с привлечением частично акционерного капитала, а частично госбюджетного финансирования); 4) предприятия, обеспечивающие создание наукоемкой машиностроительной продукции в результате самостоятельной финансовой и хозяйственной деятельности; 5) малые наукоемкие предприятия.

Для каждой из таких групп машиностроительных предприятий были получены усредненные оценки относительной доли затрат на НИОКР, используемой в качестве показателя степени наукоемкости. Целью анализа являлось выявление корреляции между организационно-правовой формой, структурой предприятия и степенью наукоемкости машиностроительной продукции. В результате проведенного анализа выяснилось, что существует взаимосвязь между реализацией задач управления и степенью наукоемкости продукции, а значит возможность адаптации системы управления машиностроительным предприятием с учетом степени наукоемкости продукции.

Один из возможных способов подобной адаптации, заключается в использовании базовой, опорной модели управления машиностроительным предприятием, продукция которого может рассматриваться в качестве наиболее близкого прототипа для изделия, выпуск которого предполагается осуществлять. Последующая корректировка функций и структуры управления осуществляется в зависимости от того, как соотносится наукоемкость прототипа и реализуемого нового образца наукоемкой продукции.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:32