Управление экономически несостоятельным предприятием

Обухов В.Н., Левина В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Обухов В.Н., Левина В.А. Управление экономически несостоятельным предприятием // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – С. 50-55.

Аннотация:
Продолжение. Начало в 7, 8, 9, 10, 11, 12/2001. Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом. Этот процесс в условиях рыночной экономики включает в себя: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Ключевые слова: антикризисное управление, антикризисный менеджмент

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом. Этот процесс в условиях рыночной экономики включает в себя: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Антикризисное регулирование – это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

К основным направлениям государственного антикризисного регулирования относится:

1. Совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве).

2. Осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий.

3. Принятие мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей.

4. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников.

5. Создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

ФСДН предприятий выполняет следующие функции:

1) Анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

2) Проводит работу по формированию принципов, критериев оценки платежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

3) Выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

Технология работы ФСДН с неплатежеспособными предприятиями.

На рис. 1 представлена технология работы ФСДН и ее территориальных агентств с неплатежеспособными предприятиями. Из представленной схемы видно, что оценка финансово-экономической деятельности неплатежеспособного предприятия должна проводиться на двух этапах:

‑ на этапе оценки структуры баланса для установления неплатежеспособности;

‑ на этапе выбора антикризисной процедуры.

Межведомственная балансовая комиссия.

Цель создания межведомственной балансовой комиссии – проведение анализа финансового состояния предприятий-должников и принятие решений о возможных антикризисных процедурах: реструктуризации задолженности, предоставлении отсрочки по фискальной задолженности или об обращении в арбитражный суд.

Организацию подготовки материалов на рассмотрение балансовой комиссии, в том числе и оценку финансового состояния осуществляют эксперты ФСДН. По результатам рассмотрения на комиссии принимается решение о реализации в отношении предприятия-должника одной из следующих процедур:

  • предоставление предприятию в соответствии с представленным им планом-графиком погашения фискальной задолженности отсрочки (рассрочки) платежей;
  • обращение налоговой полицией взыскания на имущество предприятия в соответствии с Указами Президента РФ 14.02.96 г. №199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” и “О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам”, подписанным в мае 1998 г.;
  • обращение в арбитражный суд с иском о признании предприятия банкротом и введении внешнего управления.
  • 4. обращение в арбитражный суд с иском о признании предприятия банкротом и продажей его имущества через открытие конкурсного производства.

    Этапы антикризисного управления

    Антикризисный процесс- применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур - начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния.

    Рис.1. Технология работы ФСДН и ее территориальных агентств с неплатежеспособными предприятиями

    Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

    Основными этапами антикризисного управления являются:

    ‑ диагностика финансового состояния и оценка перспектив развития производственного потенциала;

    ‑ разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

    ‑ регулирование процесса финансового оздоровления;

    ‑ оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия

    ‑ выбор и реализация антикризисных процедур.

    Структура бизнес-плана оздоровления предприятия

    Задачи бизнес-плана:

    1) сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;

    2) определить конкретные направления деятельности предприятия;

    3) спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов;

    4) разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению дебиторской задолженности;

    5) провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов, технологического оборудования и незавершенного строительства;

    Содержание бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.

    В целях повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий подготовлена типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления предприятия-должника, установленная ФСДН №98-р от 05.12.94.

    План финансового оздоровления включает следующие разделы:

  • Общая характеристика предприятия.
  • Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
  • Анализ финансового состояния предприятия.
  • Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
  • Рынок и конкуренция.
  • Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
  • План производства.
  • Финансовый план
  • Общая характеристика предприятия.

    В первом разделе бизнес-плана приводятся данные общего характера:

    ‑ полное и сокращенное название предприятия;

    ‑ дата регистрации предприятия;

    ‑ наименование органа, зарегистрировавшего предприятие;

    ‑ почтовый и юридический адреса;

    ‑ коды по различным классификаторам;

    ‑ вид деятельности;

    ‑ организационно-правовая форма;

    ‑ форма собственности;

    ‑ банковские реквизиты;

    ‑ организационная структура предприятия;

    ‑ перечень дочерних компаний;

    ‑ перечень основных менеджеров с краткой характеристикой каждого;

    ‑ результаты финансово-хозяйственной деятельности последние 1-2 года;

    ‑ текущие финансовые обязательства и состояние с кредиторской задолженностью.

    Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

    В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются: срок реализации плана; общая сумма средств, необходимых предприятию; требуемая государственная помощь; финансовый результат реализации плана (погашения просроченной задолженности, восстановление платежеспособности и т.п.); наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществить финансовую поддержку предприятия.

    Анализ финансового состояния предприятия.

    В этом разделе бизнес-плана финансового оздоровления:

    а) дается подробная характеристика учетной политики, применяемой предприятием;

    б) приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия, к которым относятся:

    ‑ коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);

    ‑ коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и др.);

    ‑ коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных частей – готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);

    ‑ коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности).

    Данный раздел бизнес-плана включает проведение анализа состояния предприятия, и на основе анализа делаются выводы.

    Оценка эффективности деятельности производственного предприятия осуществляется по показателям трех групп: 1) объема производства и реализации продукции; 2) эффективности затрат и ресурсов (рентабельность, прибыль, фондоотдача); 3) ликвидности баланса.

    Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

    В этом разделе бизнес-плана приводится перечень мероприятий, проводится анализ их эффективности. Приводятся сроки их реализации; эффект, который получит при этом предприятие. В состав таких мероприятий рекомендуется включить:

  • инвентаризацию имущества;
  • сокращение дебиторской задолженности;
  • снижение издержек производства;
  • продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других предприятий;
  • продажу незавершенного строительства;
  • оптимизацию количества персонала;
  • продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
  • конверсию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
  • внедрение прогрессивных технологий, автоматизации, механизации производства;
  • совершенствование организации труда;
  • проведение капитального ремонта, модернизации основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
  • Продолжение следует.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:19:19