Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2009

Источники финансирования лизинговых компаний

Забурунов Андрей Витальевич, Аспирант Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Россия

Sources of financing leasing companies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
По итогам 2008 года сумма новых сделок по лизинговым операциям снизилась на 26,5% по сравнению с 2007 годом. Такая ситуация обусловлена резким сокращением возможностей финансирования лизинговых компаний, деятельность которых обусловлена высокой степенью зависимости от объемов, периодичности и доступности заемных средств. На какие источники финансирования рассчитывать лизинговым компаниям в дальнейшем? Статья посвящена поиску ответа на этот вопрос.
Цитировать публикацию:
Забурунов А.В. Источники финансирования лизинговых компаний // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 108-113.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях кризиса в первую очередь пострадали компании, придерживавшиеся рискованной кредитно-денежной политики, с преобладанием заемных средств, рассчитывающие на реструктуризацию пассивов за счет привлечения новых кредитов. Именно они ощутили недостаток оборотных средств для заключения новых лизинговых сделок.

Некоторые организации не прибегали к хеджированию [1] собственных валютных рисков. А резкий рост курса доллара во втором полугодии 2008-го года и как следствие значительное сокращение доходной части активов, вызванное девальвацией рубля, поспособствовали существенной реализации риска ликвидности в деятельности лизинговых компаний.

Источники финансирования российского лизинга

К источникам финансирования российских лизинговых компаний относятся:

– собственные средства;

– средства акционеров;

– выпуск ценных бумаг;

– заемные средства российских банков и иностранных банков;

– коммерческие кредиты поставщиков;

– займы страховых компаний;

– заемные средства сторонних компаний и физических лиц, в том числе авансовые платежи клиентов.

Согласно материалам исследования компании ООО «МФК-Лизинг», проведенного в 2007 году, лизинговые компании получали значительную часть финансирования от российских банков [4].

В рамках исследования, проведенного Российской ассоциацией лизинговых компаний [2] по итогам 2008 года, была найдена структура финансирования лизинговой компании (см. рис.).


Рис. Структура финансирования лизинговой компании

Итак, большая часть финансовых ресурсов российской лизинговой компании — это кредиты российских банков (на их долю приходится порядка 55% финансирования деятельности лизинговой компании), заемные средства зарубежных банков составляют 8%. Значительную часть в структуре капитала составляют авансовые платежи (порядка 19% на конец 2008 года). Собственные средства составляют лишь 7% в структуре финансирования деятельности лизинговой компании. На прочие источники финансирования приходится 11%.

Рассмотрим некоторые источники финансирования лизинговых компаний более подробно, а также тенденции в области финансирования лизинговых сделок в России.

Банковские кредиты

Крупнейшие лизинговые компании, которые занимают большую часть рынка, аффилированы с банковскими структурами [5]. А в некоторых банках существуют негласные корпоративные запреты на финансирование сторонних лизинговых фирм.

Существует ряд ограничений, которые возникают при рассмотрении вопроса о выдаче кредитов банков лизинговым компаниям:

1) отсутствие у лизинговой компании дополнительного обеспечения, кроме предмета лизинга и прав на получение лизинговых платежей;

2) высокая доля заемных средств в структуре пассивов лизинговой компании, а также низкая оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности;

3) невозможность применения обеспечения в целях положения ЦБ РФ № 254-П [2] для минимизации резерва по ссуде в связи с обременением предмета лизинга обязательствами по договорам с третьими лицами;

4) высокие операционные издержки в обслуживании компаний со стороны банка.

Помимо ограничений, у лизинговых компаний в настоящее время появились сложности с банковским финансированием, так как ставки кредитования в рублях с 14% в 2006–2007 гг. подскочили до 28% в 2009 г., при наличии преимущественно краткосрочного кредитования. Наряду с этим возросли опасения банков по части собственных рисков, а требования к заемщикам стали более жесткими, что также сократило величину кредитного предложения. А в ситуации, когда данные российской бухгалтерской отчетности не в каждом случае отражают реальное положение дел на предприятиях – потенциальных заемщиках, круг компаний, соответствующих жестким требованиям банков, заметно сократится.

Несмотря на серьезные экономические трудности, банки неизбежно должны стать преобладающим источником прямого или опосредованного финансирования лизинговых сделок и начать предоставлять банковский лизинговый кредит. Речь идет не о создании дочерних лизинговых структур, а о предоставлении отдельного банковского продукта с привлечением лизинговых компаний для осуществления отдельных операций. Возможно, именно такой продукт предстоит разработать в будущем российским банкам.

Коммерческие кредиты и целевое финансирование

Коммерческий кредит [3] – доступный источник финансирования для любой лизинговой компании, осуществляющей сделки с техникой, оборудованием, автотранспортными средствами и др. движимым имуществом.

В условиях мирового финансового кризиса снижение спроса заставляет производителей техники и оборудования прорабатывать новые каналы сбыта своей продукции и смягчать договорные условия на поставку. С другой стороны, у поставщиков имеются опыт и возможности работы на вторичном рынке, что само по себе препятствует их связям с лизинговыми компаниями.

Ряд опасений во взаимодействии с российскими лизинговыми компаниями наблюдается со стороны иностранных поставщиков техники. Накладные расходы и неопределенность по таким сделкам иногда настолько велики, что делают эти сделки неприбыльными для нерезидентов.

Преимуществом взаимодействия с лизинговыми компаниями для поставщиков является то, что платежи осуществляются гораздо быстрее, чем в случае с конечным потребителем, так как такая компания имеет собственный доступ к источникам финансирования. Лизинговые компании обычно могут внести поставщику большую предоплату, чем лизингополучатель (25–35% от общей стоимости оборудования), что существенно уменьшает риск убытков поставщиков.

В то же время, большинство поставщиков предоставляют гарантию обратного выкупа либо по истечении срока лизинга, либо на случай досрочного изъятия переданного в лизинг оборудования. Это для лизинговой компании существенно снижает коммерческий риск при осуществлении сделок с клиентами.

Ряд лизинговых компаний создан по инициативе Правительства РФ для целевого финансирования важных для страны отраслей народного хозяйства. Крупнейшие из них – ОАО «Росагролизинг» (агропромышленный комплекс) и ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (авиация).

Эти корпорации входят в десятку ведущих лизинговых компаний России и финансируют свою деятельность в основном за счет средств уставного капитала. Последний постоянно увеличивается государством для расширения поддержки важнейших отраслей, которые в силу объективных причин (длительные сроки окупаемости проектов, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей) недостаточно финансируются частным бизнесом. Доля собственных средств в структуре финансирования у таких компаний значительно выше рынка – до 80%.

Тенденции

Среди альтернативных источников финансирования деятельности лизинговых компаний облигации, векселя, средства зарубежных банков, а также секьюритизация активов.

Перспективными направлениями в области привлечения финансирования лизинговых компаний становятся:

— формирование инвестиционных пулов под конкретные крупные лизинговые сделки;

— работа с поставщиками в части получения коммерческих кредитов на условиях рассрочки платежа;

— развитие отношений с западными лизинговыми компаниями по совместным сделкам.

В последние годы некоторые лизинговые компании начали использовать для финансирования своей деятельности выпуск облигаций и собственных векселей. Известно, что выпуск краткосрочных векселей позволяет выстраивать среднесрочные заимствования [1, с. 190].

До недавнего времени это направление представлялось очень перспективным, доля облигаций по отношению к общему объему финансирования лизинга достигла 6% [6]. Опыт пионеров облигационных эмиссий, обеспеченных денежным потоком по договорам лизинга, активно изучался, и в перспективе немало компаний планировало использовать данный инструмент для привлечения финансирования. При достаточно больших объемах эмиссии (примерно от 20 млн долл.) эффективная ставка оказывалась ниже на 2–4% по сравнению с банковским кредитом, и средства привлекались на более долгий срок.

Однако мировой финансовый кризис, вызванный во многом повсеместной продажей или залогом переоцененных ипотечных, кредитных и прочих (в том числе лизинговых) портфелей, для многих надолго отодвинул планы такого вида размещений. Для вос­становления этого сегмента рынка потребуется от одного до трех лет. При этом параметры оценки портфелей будут пересмотрены в сторону ужесточения.

В настоящее время дешевые западные кредиты недоступны, кредиты российских банков дороги, а собственных средств остается все меньше. И из сложившейся ситуации для лизинговых компаний существует лишь два выхода – либо увеличивать авансовые платежи при осуществлении лизинговых сделок, либо искать альтернативные источники финансирования.



[1] Хеджирование (от англ. hedge — страховать) — страхование участников коммерческой сделки от потерь, связанных с возможным изменением цен за время ее реализации — прим. ред.

[2] Речь идет о Положении о формировании кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним деятельности, утвержденном ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П — прим. ред.

[3] Коммерческий кредит — особая форма кредита, предоставляемого продавцами покупателям в виде продажи товаров в рассрочку, с отсроченным платежом — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241