Логистика: самостоятельность или опыт провайдера?

Кузнецова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (144), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кузнецова О.В. Логистика: самостоятельность или опыт провайдера? // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 90-94.

Аннотация:
Как рационально организовать выполнение логистических функций на предприятии? Всегда ли их нужно выполнять силами предприятия или есть смысл прибегнуть к логистическому аутсорсингу? Об этом пойдет речь в статье.

Ключевые слова: логистика, транспортно-складские расходы, логистическая служба, логистический аутсорсинг, оптимизация логистических процессов, провайдер

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Ситуация финансового кризиса начинает все сильнее сказываться на всех сферах предпринимательской деятельности. Руководство компаний обращает пристальное внимание на возможности сокращения издержек. И во многих случаях логистическая цепь скрывает в себе большие резервы оптимизации.

Но отрегулированной и эффективной работы требуют все процессы. Их нерациональная организация увеличивает логистические издержки российских компаний в общем объеме до 25%, в то время как эксперты называют оптимальной их величину в размере 10–12%.

На сегодняшний день оптимизацию логистических процессов на предприятии можно осуществлять двумя путями.

Выполнение логистических функций своими силами

Первый – это развитие логистики на предприятии своими силами, самостоятельно. Как правило, основная доля логистических затрат приходится на транспортно-складские расходы. Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на организацию транспортировки.

Простой собственного и клиентского транспорта может являться причиной потери клиентов. Необходимым для предприятия является создание единого информационного пространства, позволяющего менеджерам, логистам и диспетчерам учитывать и оптимально управлять доставкой товара производственных, торговых и экспедиторских предприятий. Автоматизированная система управления перевозками позволит планировать перемещение грузов и выявлять отклонения от установленных нормативов, что поможет ликвидировать проблемные участки грузоперевозок.

В дальнейшем предприятию необходимо активизировать усилия в области создания полностью автоматизированных складских комплексов. В период кризиса время становится одним из важнейших логистических параметров. Поэтому все складские операции должны выполняться максимально быстро.

Также необходимо обратить внимание на более эффективное использование складских площадей. Для управления складом важна его планировка, которая определяет размещение зон хранения, погрузки и разгрузки, а также используемое оборудование [3].

Логистический аутсорсинг

Второй возможный вариант оптимизации логистических процессов – использование услуг сторонних компаний для выполнения собственных задач, то есть аутсорсинг. Идея аутсорсинга в логистике заключается в том, что необходимые для организации логистических операций ресурсы предприятие может доверить своим партнерам.

Избавление от неэффективных или непрофильных бизнес-процессов (таких, как распределение, наем персонала, ремонт оборудования и т.п.) позволяет высвободить капитал для развития основных видов деятельности, сократить сроки разработки продукции и повысить скорость адаптации к изменениям как во внешней среде, так и на рынке. Таким образом, компании могут передать свои полномочия логистическим провайдерам.

Логистические провайдеры – это коммерческие организации, которые частично или полностью берут на себя организацию логистического процесса, а также осуществляют управление цепями поставок предприятия-клиента.

Как правило, на аутсорсинг передаются следующие логистические функции:

– сбор информации об управлении перевозками;

– таможенное декларирование и таможенная очистка грузов;

– подготовка экспортно-импортной документации;

– складское хранение;

– организация закупок и координация работы с поставщиками;

– выбор перевозчика [2].

Таким образом, практически все направления логистики имеют возможность для применения аутсорсинга. Кроме того, у логистических провайдеров имеется опыт в управлении логистическими процессами. У них работает высококвалифицированный персонал и существует развитая инфраструктура (склад или транспортно-распределительная сеть, парк разнообразных транспортных средств, также сотрудничество с международными транспортными компаниями и т.п.) [1].

Аргументы в пользу собственной логистической службы

Таким образом, развитие логистических процессов самостоятельно или использование услуг логистических провайдеров – это два принципиально разных пути развития. Выбор в пользу одного из них каждая компания делает исходя из своих возможностей и стратегии на рынке. Какие основные выгоды получает компания, если она развивает собственную логистическую службу и если отдает всю логистику на аутсорсинг?

Выбор в пользу самостоятельности, во-первых, означает значительную экономию на издержках. Однако тут следует оговориться: компания должна располагать значительным объемом свободных средств для инвестирования в непрофильную инфраструктуру. (например, строительство современного логистического комплекса площадью 10 тыс. кв. м стоит примерно 5–10 млн долл. в зависимости от места расположения и типов оборудования. Также компания должна быть готовой к значительному увеличению количества персонала и связанных с этим фактором проблем, быть готовой эффективно управлять бизнес-процессами в непрофильной для себя области.

Во-вторых, компания накапливает бесценный опыт в новой для себя области и получает дополнительные степени независимости от внешних поставщиков услуг. Наличие собственной логистической инфраструктуры также повышает капитализацию бизнеса. Собственная логистика позволит оказывать клиентам персонализированный сервис (в случае с аутсорсингом можно получать качественный, но стандартизированный сервис).

И, наконец, существует возможность со временем диверсифицировать бизнес. Многие компании изначально строили складские комплексы, превосходившие их потребности, в расчете на будущий рост бизнеса. Однако бизнес рос не такими темпами, вследствие чего оказалось, что можно успешно оказывать логистические услуги сторонним компаниям и зарабатывать дополнительные деньги.

Плюсы логистического провайдера

Передавая свои логистические процессы в управление профессиональному логистическому провайдеру, компании в целом ряде случаев имеют экономию на издержках и рациональное распределение ресурсов предприятия (например, инвестирование тех же 10 млн долл. в открытие новых торговых точек, выход на новые рынки и т.п.), а также возможность концентрации на собственном бизнесе.

Немаловажным фактором в российских условиях является гарантированное отсутствие потерь. Все проблемы, связанные с утерей товаров в результате криминального воздействия, несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п., являются проблемой провайдера, который, в свою очередь, перекладывает эти расходы на свою страховую компанию.

На сегодняшний день одна часть крупных компаний передает или рассматривает возможность передачи своих логистических процессов на аутсорсинг сторонним компаниям, специализирующимся на логистике. Другая часть развивает свои собственные логистические проекты. Соответственно решение о том, какой путь выбрать, принимается в первую очередь исходя из экономической целесообразности. Если при сравнительном анализе затрат какой-то из вариантов оказывается дешевле и перспективнее, этот вариант и следует выбрать.

Достаточно сложно провести четкую грань между тем, когда компании выгоднее заниматься логистикой самостоятельно, а когда лучше полностью передать эту составляющую бизнеса на аутсорсинг. И тот, и другой путь развития логистики может быть эффективным и позволять предприятиям занимать сильные позиции на рынке, что подтверждает возможность существования обеих моделей.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:14:11