Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2009

Приоритетные направления финансирования социальных мероприятий компаниями нефтегазодобывающей отрасли

Данилова Светлана Витальевна, Соискатель, кафедра «Финансы, кредит и денежное обращение», Тюменский государственный университет, Руководитель группы отдела внутрипроизводственного анализа и планирования СНГДУ-2 ОАО «СНГ», Россия

Priorities for the social actions financing by the companies of oil and gas industry - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 70

Аннотация:
В условиях кризисного состояния экономики приоритетным направлением развития общества является формирование социальной стабильности. В северных регионах Западной Сибири функция ключевого участника в создании и развитии социальной инфраструктуры изначально закрепилась за градообразующими предприятиями – нефтяными компаниями. И на сегодня весьма актуальна проблема финансового обеспечения социальной среды, поиска новых источников для ее развития.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Данилова С.В. Приоритетные направления финансирования социальных мероприятий компаниями нефтегазодобывающей отрасли // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 77-82.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Региональная социальная сфера включает в себя не только государственные социальные объекты или мероприятия, но и социальные программы отдельных коммерческих организаций. В северных провинциях Западной Сибири нефтегазодобывающие предприятия играют ключевую роль в создании инфраструктуры, в том числе и социальной. Это определяется объемами денежных средств, выделяемых на социальное строительство и удовлетворение социальных потребностей персонала.

При этом необходимо учитывать тот факт, что создание социальной инфраструктуры на предприятии само по себе не приносит прибыли, но именно полномасштабно развитая социальная сфера представляет собой один из показателей благополучия работников. Проблема финансирования социальных объектов и мероприятий в настоящее время – одна из самых актуальных.

Социальная ответственность и эффективность хозяйственной деятельности

Особенность социального развития хозяйствующих субъектов в последнее время состоит в разработке и реализации различных социальных мероприятий. Социальные программы предприятий реального сектора экономики относятся к важнейшим инструментам социального развития регионов, повышения производительности труда, укрепления дисциплины, а также решения экономических задач общества.

Компания Waddock & Graves произвела социологическую оценку в 1997 году в сфере воздействия социальных мероприятий на финансовые итоги функционирования корпораций. Изучалось 22 хозяйствующего субъекта, в том числе 11 реализовывали масштабную, продуманную социальную политику. В остальных корпорациях уровень социальной ответственности был крайне низок. Исследование выявило, что у компаний с эффективной социальной политикой и мероприятиями результаты деятельности выше, чем у предприятий с недостаточным уровнем социальной ответственности. Так, доход на инвестированный капитал выше на 9,8%, доход с активов – на 3,55%, доход с продаж – на 2,79%, прибыль – на 63,5% [2].

Консалтинговая компания Towers Perrin в 1999 году изучала влияние социальной ответственности корпораций на эффективность хозяйственной деятельности. В выборку включили 25 предприятий с разноплановыми социальными программами. Анализ выявил, что доход акционеров социально ответственных корпораций был в два раза выше среднего (43% и 19%) [2].

Социальная политика нефтегазовых компаний

Нефтяные компании, функционирующие в серверных регионах Западной Сибири, проводят активную социальную политику в отношении своих работников. Она затрагивает большинство направлений социальных потребностей персонала, начиная от негосударственного пенсионного и добровольного медицинского страхования, оказания материальной и шефской помощи, заканчивая проведением культурно-массовых мероприятий.

Нефтегазодобывающему предприятию при формировании социальной политики следует определить источник финансирования и выявить результативность социальных затрат. Создание детально продуманной социальной политики требуется для достижения оптимального уровня эффективности.

В части финансирования социальных программ предприятий выделим два различных подхода:

– финансирование на безвозмездной основе полностью за счет средств работодателя;

– финансирование на основе долевого участия работодателя и работника.

Работодатель полностью финансирует, как правило, только те программы, которые нацелены непосредственно на производственный процесс. К ним относятся, например:

– развитие кадрового потенциала, включающее создание и развитие систем внутрипроизводственного обучения работников;

– добровольное медицинское страхование;

– строительство социальных объектов производственного назначения [3, с. 479].

Источники финансирования и социальные затраты

Социальные расходы коммерческих организаций производственного направления могут финансируются за счет прибыли, а в некоторых законодательно установленных случаях включаются в себестоимость производимой продукции. Например, содержание столовых и здравпунктов, а также пунктов горячего питания. Кроме того, включаются расходы, связанные с оплатой льготного проезда работников.

Источником финансирования социальных программ непроизводственного характера, например таких, как детский отдых или культурные мероприятия, выступает прибыль. Социальные мероприятия, обеспечиваемые прибылью, требуются компаниям для создания стабильной и здоровой рабочей атмосферы, так как они удовлетворяют личные потребности сотрудников в социальных благах.

Прибыль – это универсальный источник для обеспечения широкой номенклатуры социальных расходов, и без этих затрат социальная политика предприятия была бы не полной и не приносила должного эффекта.

Именно прибыль является основным источником финансирования социальной политики нефтегазодобывающих компаний, так как большинство социальных расходов по российскому законодательству не может отражаться в себестоимости. Но данные расходы востребованы, поскольку нередко оказывают решающее воздействие на результаты труда, создавая «здоровый» климат в коллективе. Из той части прибыли, остающейся у предприятий, организуют фонды целевой направленности, в том числе и фонды социального развития.

Социальными затратами, обеспечиваемыми прибылью, могут быть:

– оплата льготного проезда членам семей работников и переезд из районов Крайнего Севера;

– жилищная программа;

– приобретение санаторно-курортных путевок;

– расходы в виде премии к юбилейным датам, праздникам;

– оплата культурно-массовых и спортивных мероприятий;

– проведение смотров-конкурсов профессионального мастерства.

Конструктивное удовлетворение потребностей

В международной практике нормальным явлением считается, когда компании выделяют на социальные программы порядка 1% прибыли. Акционеры следят за тем, чтобы финансирование не стало чрезмерным, так как это может негативно сказаться на показателях инвестиций в основной капитал и конкурентоспособности бизнеса [1]. В России в условиях кризиса использование прибыли на укрепление социальной сферы сохраняется в пределах от 0,1% до 0,5% (по данным бухгалтерской отчетности нефтяных компаний, функционирующих на территории ХМАО-Югры).

Амортизация, как источник финансирования капитальных вложений, используется и при реализации инвестиционных программ непроизводственного назначения. За счет амортизации производится финансирование проектов, связанных с капитальными вложениями социального характера, например:

– содержание, капитальный ремонт объектов соцкультбыта;

– улучшение быта на месторождениях;

– приобретение основных средств для объектов соцкультбыта.

Рассмотренные источники финансирования социальных программ достаточно активно применяются в практике нефтегазодобывающих предприятий. Следовательно, финансирование социальных программ нефтяными компаниями образует две группы. Во-первых, финансирование за счет ресурсов предприятий (собственных, заемных, привлеченных) и средств работников (заработная плата). Во-вторых, через финансирование индивидуальное, то есть программа реализуется только за счет ресурсов работодателя, и совместное (социальные мероприятия обеспечиваются  средствами двух и более участников, которыми могут стать как сами нефтяные предприятия, так и работники).

Конструктивное удовлетворение социальных потребностей персонала, с использованием различных схем финансирования, позволит нефтяным компаниям повысить производительность труда, что обусловит формирование финансовой устойчивости всего производства.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241