Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2009

Организационная культура как фактор повышения эффективности предпринимательских структур

Абулханова Гузелия Азатовна, Аспирант факультета Менеджмента и маркетинга ИЭУП. Ст. преп. кафедры менеджмента ИЭУП г. Казани, Россия

Organizational culture as a factor of effectiveness increase in entrepreneur structures - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
В последнее время становится актуальным переосмысление подхода к проблеме внутренней культуры и идеологии коллектива, так как эти составляющие являются одними из важнейших слагаемых эффективности предпринимательства. Влияние организационной культуры заключается в уменьшении негативных факторов путем признания ценностных смыслов функционирования предприятия. Необходимость такого подхода диктуется интенсивным развитием и повышением конкурентных сил в сфере деятельности любого бизнеса.
Цитировать публикацию:
Абулханова Г.А. Организационная культура как фактор повышения эффективности предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 70-76.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Актуальность исследований предпринимательской деятельности обусловлена социальной значимостью развития предпринимательства, той ролью, которую оно играет в экономическом благополучии страны.

Одним из ключевых источников экономического развития и повышения конкурентоспособности, диверсификации и развития инновационного потенциала экономики России является развитие предпринимательства в различных отраслях.

Воззрения ученых на предпринимательство [1, 2, 4] актуальны и сегодня. В то же время следует отметить неоднозначность толкования исследуемой категории, что подтверждает наш взгляд о рассмотрении предпринимательства как сложной открытой экономической, социальной и финансовой системы.

Культура традиционных и предпринимательских компаний

Организационно-экономические условия формирования и развития предпринимательства в России представлены на рис.1

В условиях развития предпринимательства в России первостепенную важность, с нашей точки зрения, приобретает организационная культура, как главный инструмент управления для повышения конкурентоспособности предприятий. Предприниматель призван решать задачу создания такой атмосферы, которая соответствует высоким требованиям, предъявляемым конкурентной средой.

Следует создать модель экономических и социокультурных условий для благоприятствования развития комплекса взаимозависимых, взаимодополняющих друг друга характеристик и предпринимательских качеств работников, для достижения конкурентных преимуществ предприятий на рынке. Речь идет о формировании организационной культуры предприятия, ориентированной на результат.

Организационная культура в предпринимательстве – система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятие ее обществом [3, c.35].

Организационная культура, вживленная в предпринимательство, несет в себе систему ценностей, дух, стиль руководства и межличностных отношений, новаторство, инициативу, ориентирующих бизнес на достижение высоких результатов. На основании продуктивного анализа научных публикаций видных авторов-экономистов можно утверждать, что организационная культура компаний предпринимательского типа отличается от культуры традиционных предприятий, что показано в разработанной нами табл.


Таблица

Характеристика организационной культуры традиционных и предпринимательских предприятий

Составляющие организационной культуры

Описание

Традиционные предприятия

Предприятия предпринимательского типа

Ценности и цели

Сохранение стабильности

Новаторство, поиск новых возможностей

Система мотивации

Власть, сохранение работы, вознаграждение за рутинный труд, четкая перспектива

Самоактуализация, развитие, стремление к риску, достижение богатства через инновационную деятельность

Система управления

Иерархическая, жестко структурированная, многоступенчатая

Горизонтальная, линейная, матричная, способствующая взаимодействию отделов, подразделений

Стиль управления

Командно-административный, жестко регламентирующий деятельность персонала

Либеральный, создающий возможности творческого поиска и т.п.

Взаимоотношения персонала

На основе конкуренции и соперничества

На основе взаимодействия и взаимопомощи для достижения общих целей

Характер планирования карьеры

Долгосрочное продвижение по служебной лестнице

Достижение успеха и высоких должностей за счет творчества и реализации нововведений

Требования к сотрудникам

Дисциплина, субординация, высокий профессионализм

Инициативность, ответственность, широкая эрудиция, профессионализм

Система вознаграждения за труд

Поощрение выполнения заданий, планов, распоряжений, стимулирование жесткой дисциплины и исполнительства

Поощрение инициативы творчества, выдвижения новых идей, подходов, решений

Модель управления на базе организационной культуры

В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам организационной культуры в предпринимательстве, задача которой заключается в придании бизнесу гуманного социально ориентированного и культурно опосредованного характера. Организационная культура рассматривается нами как действенный инструмент в управлении, способствующий достижению бизнесом поставленных целей.

Организационная культура находит свое отражение в поведении работников и их отношении к труду. Система ценностей, которые разделяют работники, их умения и навыки, сложенные в индивидуальные и коллективные усилия, приводят фирму к намеченным результатам, как это показано на разработанной нами модели управления на базе организационной культуры (см. рис. 1).


Рис. 1. Модель управления на базе организационной культуры в системе предпринимательства

Как видно из рис. 1, цели предпринимательской деятельности задаются в зависимости от миссии предприятия. Существующая организационная культура формирует поведение работников и их отношение к труду. Усилия работников приводят к тем или иным результатам деятельности: финансовым, производственным, маркетинговым и социальным результатам.

По системе обратной связи результаты сопоставляются с намеченными целями, что позволяет определить эффективность произведенных затрат. В зависимости от эффективности деятельности осуществляется вознаграждение работников за труд, что формирует степень удовлетворенности или неудовлетворенности результатами труда и вознаграждением и влияет на дальнейшие усилия работников.

Предприниматель и организационная культура

Организационная культура оказывает влияние на предпринимательство, заключающееся в уменьшении негативных последствий предпринимательской деятельности посредством применения к ней нравственных критериев и признания необходимости ценностных смыслов деятельности предприятия.

Особенностью организационной культуры в системе предпринимательства является то, что она формирует образ предпринимателя в окружающей и внутренней среде. Мы предлагаем подразделить все качества предпринимателя на две группы (см. рис. 2).


Рис. 2. Характерные черты предпринимателя

Мы полагаем, что в личности предпринимателя должны прийти к равновесию те качества, которые, с одной стороны, отвечают за достижение делового успеха, а с другой стороны, служат ограничительными рамками безудержному стремлению к наживе. Это противоречие говорит о явном вмешательстве организационной культуры, ориентированной на результат, поскольку иначе трудно объяснить, зачем предпринимателю следует культивировать качества, которые с точки зрения достижения экономического успеха, тормозит его.

В этом проявляется еще одна особенность организационной культуры в предпринимательстве: она выполняет воспитательную функцию. Она показывает те требования к бизнесмену и его работникам, а также те пути, которые не позволяют стать беспринципным, обезличенным экономическим механизмом.

По нашему мнению, современная система предпринимательства должна исходить из возрастающей роли организационной культуры. Это позволит переориентировать систему менеджмента на долгосрочные перспективы развития, нацелит компанию на повышение эффективности труда персонала.

Новая система управления предполагает сильную организационную культуру, стимулирующую инициативу, творческие и организационные нововведения, открытость обсуждения проблем, атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя. Это даст возможность осуществить переход к концепции эффективного управления предприятием.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241