Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2009

Обеспечение устойчивого экономического роста как важнейшая цель государственного регулирования на региональном уровне

Магомедов Эльдар Азизович, Соискатель Факультета Управления экономикой Дагестанского государственного университета, заместитель главного бухгалтера Управления Роспотребнадзора РД, Россия

Sustained economic growth as a major goal of government regulation at the regional level - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
В статье определена роль государственного регулирования социально-экономических процессов на региональном уровне в рамках федеративного государства. Рассматривается возможность использования уровня федерального округа (макрорегиона) в решении конкретных задач социально-экономического развития.
Цитировать публикацию:
Магомедов Э.А. Обеспечение устойчивого экономического роста как важнейшая цель государственного регулирования на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 152-157.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Важным инструментом регионального развития являются целевые региональные программы, разрабатываемые и принимаемые на общегосударственном уровне и содержащие постановку целей и инструментарий для их реализации. Однако с усложнением социально-экономических процессов, особенно в связи с развитием кризисных явлений, возникает немало проблем, для решения которых бывает недостаточно мобилизовать ресурсы даже нескольких соседних регионов – субъектов федерации.

Обеспечение устойчивого экономического роста на всех уровнях современной экономики приобретает особую роль. В большей мере это касается регионов, чье значение в регулировании социально-экономических процессов в современном мире постоянно повышается. В случае с государствами с федеративным устройством, к числу которых относится Россия, значение региона как государствообразующей категории обретает решающий характер для обеспечения социально ориентированного типа современного общественного воспроизводства.

Программа развития макрорегиона

Развитие Российской Федерации, начиная с 90-х годов минувшего столетия, характеризуется, в частности тем, что процесс перехода к рыночной системе хозяйствования усугубил диспропорции в экономике и значительно ухудшил положение многих регионов. С появлением в нашей стране в 2000 году федеральных округов, которые мы можем рассматривать как макрорегионы, проблема во многом стала приобретать общий характер для значительных групп регионов, входящих в тот или иной федеральный округ. Особо остро эта проблема стоит для регионов, входящих в Южный федеральный округ (ЮФО), в том числе для Республики Дагестан.

Встает вопрос об объединении усилий и средств групп регионов в решении конкретных задач социально-экономического развития. Здесь как раз и возникает возможность использования уровня федерального округа (макрорегиона).

Имеющиеся практически во всех развитых странах современного мира программы развития макрорегионов выполняют в основном функции прогнозно-стратегического характера, определяя важнейшие направления развития всей территории макрорегиона и экономических регионов, в него входящих [2]. Применительно к России указанные направления развития взятой в качестве единого целого территории федерального округа (макрорегиона) должны учитываться отдельными субъектами федерации при определении стратегии и подготовке комплексных программ развития регионов.

Следует отметить, что такая роль программ макрорегионов уже получает признание. Например, в Южном федеральном округе действует Федеральная целевая программа «Юг России 2012». Она утверждена в качестве основных направлений развития регионов ЮФО.

Развитие Дагестана

Анализ взаимосвязанных общеэкономических показателей позволяет выявлять основные тенденции экономического развития региона.

Сравнительный анализ различий в социально-экономическом развитии территорий ЮФО показал, что различия между субъектами федерации, входящими в состав этого округа, являются чрезмерными по среднероссийским меркам [4].

За последние годы в Республике Дагестан сохранились позитивные тенденции экономического роста и динамики уровня жизни населения. Среднегодовые темпы роста основных социально-экономических показателей характеризуются устойчиво высоким уровнем. Так, темпы роста за последние годы составили:

– валового регионального продукта – 115,8%;

– промышленного производства – 116,3%;

– инвестиций в основной капитал – 129%;

– строительства – 129,6%;

– оборота розничной торговли – 124,7%;

– платных услуг населению – 118,1%;

– реальных располагаемых доходов населения – 123%;

– реальной начисленной заработной платы – 114 процентов [5].

При этом наблюдалось опережение средних темпов роста большинства социально-экономических показателей по стране и ЮФО.

За три года инвестиции в основной капитал увеличились в 2,1 раза, поступление налогов в консолидированный бюджет республики – более чем в 3 раза, денежные доходы на одного жителя – в 2,5 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения – в 1,9 раза. Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении возросла на 2,6%, или на 68,3 тыс. человек в основном за счет сохраняющегося в Дагестане естественного прироста. Сократилась доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума – до 10,1% против 24% в 2005 году. Снизился уровень безработицы (общей – с 22,3% в 2005 году до 13,4% за 2008 год, зарегистрированной – с 4,3% в 2005 году до 3,7% за 2008 год), выполнялись все бюджетные обязательства [1].

Инвестиционная активность республики

Несмотря на мировой финансовый кризис и вызванный им рост потребительских цен выше запланированных, социально-экономическая ситуация в 2008 году характеризовалась ростом большинства основных экономических показателей, существенным улучшением наполняемости бюджетной системы.

Инвестиционная активность экономики республики сохраняет достигнутые в последние годы высокие темпы (свыше 20%). Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2008 год составил 86 273,2 млн руб., или 129,4% к уровню предыдущего года (за 2007 год – 134,2%). Рост инвестиций обеспечил увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (129,7%), и темп роста в 2008 году незначительно превысил уровень предыдущего года (129,3%).

На финансирование Республиканской инвестиционной программы за прошедший год было выделено 5184,7 млн руб., что больше объема средств 2007 года в 1,6 раза.

В 2008 году продолжалась работа по реализации на территории республики федеральных целевых программ. Принимаются меры по созданию благоприятного инвестиционного климата, привлечению инвестиций и реализации проектов в области развития гидроэлектроэнергетики, машиностроения, промышленности строительных материалов, химической, стекольной, пищевой промышленности. Это позволит продолжить поступательное развитие республики, создать новые рабочие места, обеспечить дополнительные поступления в бюджет, повысить инвестиционный рейтинг региона. В настоящее время инвестиционный пакет Дагестана включает 84 проекта и 55 бизнес-идей на общую сумму 230 млрд рублей.

Необходимо усиление кооперационных связей между регионами

Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации во многом определяется их налоговым потенциалом, существующей налоговой базой и уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Доходы консолидированного бюджета за 2008 год составили по предварительным данным 52 594,2 млн руб., или 135,6% к уровню предыдущего года. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики составил 14 262 млн руб., увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2007 годом. При этом удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета вырос с 21,6% за 2007 год до 27,1% за 2008 год.

Один из показателей, характеризующих эффективность проводимой государственной налоговой политики, – объем собственных доходов консолидированного бюджета в расчете на душу населения – увеличился в 1,7 раза к предыдущему году.

В результате удалось снизить дотационность консолидированного бюджета с 76% в 2007 году до 72% в 2008 году. При этом без учета дополнительно поступивших федеральных инвестиций уровень дотационности определен в размере 69 процентов.

Необходима активизация внутри- и внешнеэкономической деятельности регионов посредством усиления их всесторонних кооперационных связей с соседями по федеральному округу (макрорегиону). Одновременно государству следует наращивать усилия по регулированию социально-экономических процессов в рамках округа как единого целого. Все это позволит наиболее оптимальным образом аккумулировать потенциал входящих в него территорий, сосредоточить совместные усилия регионов по решению наиболее важных задач по преодолению кризиса и последующему выходу на траекторию устойчивого социально-экономического роста. Напротив, отсутствие такого типа регулирования ведет к неиспользованию возможностей, потенциально имеющихся у регионов, способствует дальнейшему снижению темпов экономического развития и самым серьезным образом затрудняет переход на инновационный путь развития.



[1] Рассчитано по данным Дагестанстата.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241