Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2009

Об одном из механизмов распределения инвестиционных ресурсов в бизнес-группах

Сальникова Юлия Константиновна, Ассистент кафедры «Экономика и управление предприятием» факультета гуманитарного и социально-экономического образования Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), Россия

One of the Mechanisms for Allocation of Investment Resources in Business Groups - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые аспекты управления корпоративными инвестиционными ресурсами в интегрированных бизнес-группах. Представлен конкурсный механизм распределения инвестиционных ресурсов с учетом факторов конкурентоспособности. Показаны преимущества и целесообразность его применения.
Цитировать публикацию:
Сальникова Ю.К. Об одном из механизмов распределения инвестиционных ресурсов в бизнес-группах // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 57-61.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время в России существует проблема эффективного инвестиционного уп­равления корпоративным сектором национального хозяйства. В условиях российской действительности применение обширной научно-методической базы инвестиционного управления, разработанной в странах с развитой рыночной экономикой, ограничено из-за нестабильного макро- и микроокружения, а также в связи с нежеланием крупных корпораций делиться опытом с существующими и потенциальными конкурентами [1].

Имеющаяся практика формирования и развития корпораций недостаточно подробно исследована и обобщена, а накопление положительного опыта отечественными корпоративными структурами займет довольно длительный период времени.

Финансовое управление в корпоративных структурах

Широко распространенной формой организации крупного российского бизнеса является интегрированная бизнес-группа (ИБГ). Она представляет собой совокупность экономических агентов, связанных имущественными, договорными или иными, в том числе неформальными, отношениями, с единым центром принятия решений [2]. Предприятия в таких объединениях достаточно самостоятельны, чтобы отвечать по своим обязательствам, но и зависимы, поскольку деятельность их координируется и управляется из единого центра.

Весьма актуальной является задача согласования экономических интересов между участниками бизнес-групп, а именно обеспечения эффективного взаимодействия и координации между ними с целью максимизации интегральной эффективности функционирования.

Финансирование в системе ИБГ в ряде случаев организуется путем создания целевых централизованных фондов. Средства фондов перераспределяются между участниками бизнес-группы с целью освоения новых инвестиционных проектов, выполнения научно-исследовательских работ, маркетинговых программ, строительства объектов социальной инфраструктуры и т.д.

Одной из распространенных проблем финансового управления в корпоративных структурах является задача выбора наиболее эффективного способа распределения ресурсов между предприятиями, входящими в ее состав. Здесь возникает немало сложностей, поскольку каждый участник стремится получить как можно большую долю общих средств, что, как правило, приводит к конфликтам.

Существуют различные механизмы распределения корпоративных инвестиционных ресурсов, описанные в литературе достаточно подробно [3]. Широко распространен прямой конкурсный механизм, основанный на оценке ожидаемого эффекта от конкретного инвестиционного проекта. Победители конкурса определяются в результате непосредственного решения задачи на максимум суммарного эффекта. Применяются также механизмы внутреннего кредитования, механизмы смешанного финансирования и др.

Распределение корпоративных инвестиционных ресурсов

По нашему мнению, при распределении корпоративных инвестиционных ресурсов между участниками бизнес-группы необходимо, помимо оценки коммерческой эффективности проекта, учитывать конкурентоспособность. При этом в первую очередь рассматривать проекты, предложенные и намеченные к осуществлению на наиболее конкурентоспособных предприятиях.

Сущность предложенного механизма заключается в следующем. Разрабатывается система показателей конкурентоспособности  предприятий с учетом ключевых факторов конкурентоспособности и функциональных областей управления. Далее по каждому рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности и присваивается рейтинговая оценка  (), в соответствии с которой предприятия ранжируются.

Корпоративный центр рассматривает в первую очередь заявки наиболее конкурентоспособных компаний. Так, первым рассматривается инвестиционный проект предприятия с наивысшей рейтинговой оценкой. Данный проект финансируется в случае, если он признается экономически эффективным. Если же по каким-либо причинам проект отклоняется, то корпоративный центр переходит к рассмотрению заявки предприятия, занимающего следующее место в рейтинге и т.д.

Ключевой задачей в данном случае является определение состава факторов и показателей конкурентоспособности. Для большинства компаний не существует единственного фактора, который предопределял бы устойчивую конкурентоспособность или отсутствие которого может разрушить бизнес. В зависимости от специфики и отраслевых особенностей производства существует иерархия требований рынка. Некоторые из них достаточно удовлетворять на уровне минимальных стандартов, с другими же нужно уметь справляться на более высоком уровне.

Принципы определения степени конкурентоспособности предприятия

Поскольку конкурентоспособность является многофакторным понятием, при определении степени конкурентоспособности предприятия необходимо опираться на ряд следующих принципов.

1. Принцип системности, в соответствии с которым система рассматривается как взаимосвязанная совокупность частей, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования системы.

2. Принцип функциональной направленности, предполагающий структурирование показателей по различным функциям управления.

3. Принцип комплексной оценки факторов, который заключается в том, что все показатели системы характеризуют влияние определенных факторов на рассматриваемый объект.

4. Принцип информационного обеспечения, в соответствии с которым расчет показателей может быть выполнен на основе имеющейся информации, обладающей достаточной достоверностью.

5. Принцип сопоставимости, согласно которому показатели должны быть предварительно приведены к сопоставимому виду по их характеристикам, единицам измерения.

6. Принцип научной обоснованности, в соответствии с которым все применяемые методы и подходы должны быть научно обоснованы.

7. Принцип непрерывности, обеспечивающий возможность корректировки системы показателей по мере получения новой информации об исследуемом объекте.

Система должна включать ограниченное число показателей (как финансовых, так и нефинансовых), которые существенным образом раскрывают информацию о компании.

Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности, по нашему мнению, наиболее целесообразно применение метода расстояния от эталона, предлагаемого многими аналитиками [4]. При его применении обеспечивается принцип сопоставимости показателей, так как можно использовать различные показатели, имеющие стоимостное, натуральное, относительное измерение.

Алгоритм расчета интегрального показателя конкурентоспособности

Таким образом, алгоритм расчета интегрального показателя конкурентоспособности и определения рейтинговой оценки с использованием метода расстояний выглядит следующим образом.

1. Формирование матрицы исходных данных (), где – номер показателя (), – номер предприятия ().

2. Определение оптимального (эталонного) значения по каждому -му показателю.

3. Вычисление стандартизированного показателя по отношению к соответствующему эталонному показателю по формуле: , где  – оптимальное значение -го показателя.

4. Вычисление интегрального показателя конкурентоспособности по каждому участнику бизнес-группы: , где  - стандартизированные показатели j-го предприятия.

5. Присвоение рейтинговой оценки. Предприятие с минимальным значением  будет иметь наивысший рейтинг.

Безусловно, осуществлять все инвестиционные проекты в соответствии с единой схемой неэффективно, поскольку они обладают разными взаимосвязями, соподчиненностью, стоимостью, вероятностью фальсификации и т.д. Нецелесообразно также создавать для каждого инвестиционного мероприятия индивидуальную систему управления. Поэтому, наряду с уже существующими, конкурсный механизм распределения корпоративных ресурсов на основе фактора конкурентоспособности должен рассматриваться как один из возможных вариантов управления инвестициями.

Преимущество предложенного механизма заключается в том, что его реализация позволит избежать перераспределения средств от «сильных» к «слабым». Этим будет обеспечена поддержка наиболее эффективно функционирующих бизнес-единиц, что позволит корпоративному центру развивать и поощрять создателей наибольшей стоимости и стимулировать наименее конкурентоспособные предприятия к разработке более эффективных стратегий развития и мер по повышению конкурентоспособности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241