Конкурсы студенческих проектов в контексте идеи проектирования карьеры выпускников

Мацуй Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (24), Декабрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мацуй Н.В. Конкурсы студенческих проектов в контексте идеи проектирования карьеры выпускников // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 12. – С. 41-46.

Аннотация:
Московский Центр труда и занятости молодежи “Перспектива” на протяжении нескольких лет проводит ставший традиционным городской конкурс “Лучший предпринимательский проект молодежи г. Москвы”. Конкурс способствует проявлению предпринимательской творческой инициативы, содействует формированию деловых качеств и созданию молодежных предприятий. В этом году университет Российской академии образования впервые принял участие в этом конкурсе. Наш ректор не только поддержал саму идею участия в творческом соревновании молодых интеллектуалов в сфере бизнеса, но и “подбросил” несколько предложений, сыгравших решающую роль в принятии окончательного решения о том, какой бизнес-план будет выставлен на конкурс.

Ключевые слова: карьера, Москва, выпускники



Московский Центр труда и занятости молодежи “Перспектива” на протяжении нескольких лет проводит ставший традиционным городской конкурс “Лучший предпринимательский проект молодежи г. Москвы”. Конкурс способствует проявлению предпринимательской творческой инициативы, содействует формированию деловых качеств и созданию молодежных предприятий. В этом году университет Российской академии образования впервые принял участие в этом конкурсе. Наш ректор не только поддержал саму идею участия в творческом соревновании молодых интеллектуалов в сфере бизнеса, но и “подбросил” несколько предложений, сыгравших решающую роль в принятии окончательного решения о том, какой бизнес-план будет выставлен на конкурс.

Конкурс есть конкурс! В нем всегда бывают проигравшие. Интеллектуалам университета, успешно занимающимся на своем родном “экономфаке” (факультете экономики и бизнеса) повезло. Фортуна улыбнулась, победа на окружном этапе конкурса была одержана. В декабре студенты-экономисты предстоит защищать честь Центрального административного округа и родного университета на городском конкурсе. Как показал опыт проведения конкурса в прошлые годы, Департамент федеральной службы занятости населения по г. Москве оказывает финансовую поддержку победителям и лауреатам конкурса в реализации проектов. Потенциальные инвесторы “замерли” в ожидании результатов этого интереснейшего состязания умных и талантливых молодых людей.

Что привлекательно для всех участников любого конкурса? Очевидно, и признание экспертами заявленной и прошедшей защиту работы, и здоровый ажиотаж, сопереживание однокурсников, и пристальное внимание преподавателей кафедр к дальнейшему продолжению студентами исследовательских изысканий в любой форме. Эти и другие факторы способствуют повышению мотивации будущих специалистов к участию и успеху в конкурсных программах различных фондов.

Осознанное и подчеркнутое внимание, постоянно уделяемое вопросу сохранения и развития традиций университета, созданию уникального уклада современной университетской жизни в условиях такого мегаполиса, как Москва, с учетом всех реалий нашего образовательного пространства, не могло не сказаться на особой атмосфере сотрудничества, творчества, доброжелательности, воцарившейся в университете. Признание приоритета ценности личности студента и преподавателя и “команды” в целом – главное в ежедневной деятельности всех “заинтересованных” сторон.

Следует особо отметить ‑ этический компонент содержания профессиональной подготовки специалиста, в том числе и в сфере экономических отношений, находит свое отражение и в содержании авторских курсов, и в планируемой самостоятельной деятельности студентов, и в характере заданий, и в тщательно продуманном методическом инструментарии учебников, учебных пособий и учебного процесса в целом.

Казалось бы, частный вопрос об организации участия студентов в конкурсах, на наш взгляд, демонстрирует именно такой – “деятельностный” – подход к выстраиванию профессионального обучения. Нравственная составляющая решения, которое, к примеру, принимает студент, решая профессиональные задачи любого типа и вида, различной степени сложности, не возникает сама по себе. Построение обучения таким образом, чтобы формировалась и претерпевала позитивные изменения готовность студента к этически адекватному преодолению любых коллизий, дилемм, проблемных ситуаций в процессе осуществления профессиональной деятельности – подобная задача сложна для достижения, но стремление к этому, как нам представляется, отличает систему работы в университете со студентами и в учебном процессе, и вне его.

Система этой работы по проектированию содержания собственной деятельности в соответствии с этическими нормами не только своего профессионального сообщества, охватывает все уровни управления: студент, преподаватель, декан, профессор, сотрудник службы или подразделения. Эта система включает в себя и все этапы работы со студентами по организации и проведению, например, КВН между университетскими командами, и научное руководство студенческими проектами в рамках открытой конкурсной программы негосударственного экологического фонда им. В.И. Вернадского на тему “Миссия России в развитии цивилизации”. Продолжая этот перечень, следует выделить и проведение отборочного тура в университете по определению проекта, который будет представлять УРАО на конкурсе студенческой рекламы, организованном международным институтом рекламы. Студенты совместно с преподавателями кафедр в настоящее время готовят проект УРАО по Федеральной программе “Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг.” (конкурс объявлен Министерством образования России, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российской академии наук). Наиболее перспективным для нас было выбрано направление, связанное с организацией и проведением школ, научных конференций, семинаров для студентов, аспирантов, преподавателей.

Содержание, технологии, формы организации и участия в конкурсных испытаний – внутриуниверситетских и внешних – выстраивается с ориентацией на планируемый результат, с четким представлением о составляющих этого результата, осознанием критериев оценки успешности. Этический компонент планируемого результата совместной деятельности студента и преподавателя, сотрудников университета, например, в ходе подготовки к защите своих конкурсных проектов выражен не только и не столько в актуализации усвоенных студентами норм трудовой морали, этического кодекса предпринимателей, алгоритмов этически адекватного поведения, но и в создании отношений сотрудничества, уважения, ответственности в совместной работе с научными руководителями, преподавателями, оппонентами, экспертами.

Для специалиста в любой сфере деятельности значимо и в личностном и профессионально плане не только стремление, осознание, мотивация на нравственное преодоление объективных затруднений и коллизий, но и теоретическое, креативное начало, социальная готовность, технологическая, деятельностная, поведенческая.

Презентация студентами своих работ – с нашей точки зрения, исключительно важный в воспитательном плане этап становления профессионализма и компетентности специалиста. Преодолевается инфантильное отношение к своей профессиональной карьере, осваивается одна из технологий поиска работы, повышается мотивация к стабилизации успеха, проявляются волевые качества, постигается ценность организованности и собранности.

В связи с этим уместным видится обращение к опыту (пусть небольшому!) созданной в 2001г. Службы оказания содействия в трудоустройстве выпускникам и студентам университета. Не случайным является процесс активной реанимации опыта прежних лет в распределении выпускников вуза. Конечно же, сейчас другие условия, другие технологии работы, совершенно иное понимание результата… Подчеркнем индивидуальность подхода к оказанию этого содействия именно тем, для кого трудоустройство является проблемой.

Безусловно, обратная связь с выпускниками и студентами, частично занятыми в период обучения, с работодателями дает ценнейшую информацию для организаторов учебного процесса о качестве подготовки специалистов, о ситуации на рынке труда, о направлениях целесообразной коррекции содержания образования в вузе. Притягательна не только идея проведения системного мониторинга динамики профессиональной карьеры выпускников, но, прежде всего, возможность оказания действенной методической, информационной, технологической поддержки. Сам факт создания службы студенты воспринимают как проявление внимания к ним, к их проблемам, как одно из свидетельств ответственного отношения университета к своим выпускникам, заинтересованности в их профессиональной и личной судьбе, признание приоритета именно интересов личности и общего университетского дела.

Как действительно научить студента быть успешным? Каким образом обеспечить условия, необходимые и достаточные для того, чтобы студент в процессе учебы овладевал технологией не только поиска работы, но и того, что делает работу стабильной, успешной, престижной? Как научить выстраивать профессиональную карьеру, преодолевая различные объективные трудности? Возможно ли обучение проведению выпускниками и студентами в период обучения, во время стажировки, на этапе осуществления студентом квазипрофессиональной деятельности, в период практики и другой рефлексии успешности собственной деятельности?

У нас нет готовых ответов на все эти и другие вопросы. Во многом помогает провести профессиональный анализ ситуации с трудоустройством выпускников и эффективностью обучения построению карьеры общение с коллегами из других вузов, сотрудниками аналогичных служб в округах г. Москвы. Участие в работе выставок “Образование и карьера”, 3-его Международного студенческого форума в Москве “Молодежь – занятость – карьера” представляются нам исключительно полезной практикой профессионального общения для организаторов высшей школы. Уникальный опыт коллег, интереснейшая информация для сотрудников и студентов, выпускников, возможность проведения маркетингового исследования представителями кадровых служб, центров социально-экономической адаптации молодежи. Плюсов много.

Конкурс – творческий и любой другой, например, при поступлении на работу – это не только признание. Участие студента в конкурсе работ, проектов с присущими ему элементами творческого соревнования – неотъемлемая составляющая многофакторной и системной программы подготовки специалиста.

Как оптимальнее построить процесс подготовки специалистов в области бизнеса – особый предмет для разговора. Факультет экономики и бизнеса нашего университета – своего рода полигон для апробации научно обоснованных, выверенных с точки зрения лучших образцов отечественного и мирового педагогического опыта идей в области проектирования экономического образования. Не является случайным то обстоятельство, что выпускники и студенты этого факультета активно проявляют себя в различных конкурсных программах и удачно реализуют смоделированную в процессе обучения карьеру.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:40