Кто заплатит за пенсионную реформу?

Ярошенко С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (24), Декабрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ярошенко С.Г. Кто заплатит за пенсионную реформу? // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 12. – С. 32-34.

Аннотация:
В России, как и во многих других странах мира, назрела необходимость пенсионной реформы, заключающейся в переходе от распределительных к накопительным принципам финансирования пенсионного обеспечения. Однако пока немногие страны решаются на ее проведение вследствие высокой стоимости (120-160% ВВП) пенсионной реформы. Главная проблема в финансировании пенсионной реформы состоит в необходимости компенсации нынешнему поколению пенсионеров тех средств, которые с началом перехода отвлекаются в накопительную пенсионную систему. В разных странах по-разному решают эту сложную проблему. В России же, судя по обсуждаемым пенсионным законопроектам, собираются решить эту проблему по-своему – вообще ничего нынешним пенсионерам не компенсировать, тем самым возлагая на них, получающих и без того мизерные пенсии, всю тяжесть пенсионной реформы.

Ключевые слова: Россия, гражданский кодекс, пенсионная реформа

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В России, как и во многих других странах мира, назрела необходимость пенсионной реформы, заключающейся в переходе от распределительных к накопительным принципам финансирования пенсионного обеспечения. Однако пока немногие страны решаются на ее проведение вследствие высокой стоимости (120-160% ВВП) пенсионной реформы. Главная проблема в финансировании пенсионной реформы состоит в необходимости компенсации нынешнему поколению пенсионеров тех средств, которые с началом перехода отвлекаются в накопительную пенсионную систему. В разных странах по-разному решают эту сложную проблему. В России же, судя по обсуждаемым пенсионным законопроектам, собираются решить эту проблему по-своему – вообще ничего нынешним пенсионерам не компенсировать, тем самым возлагая на них, получающих и без того мизерные пенсии, всю тяжесть пенсионной реформы.

Как мы уже писали ранее, 13 июля 2001 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проекты трех федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", внесенные Председателем Пенсионного фонда РФ М. Зурабовым от имени Президента РФ В. Путина. Эти проекты устанавливают организационную, правовую и финансовую основы государственного пенсионного обеспечения. Законопроекты содержат много изменений, скрытым образом существенно ухудшающих положение пенсионеров, но об этом – отдельный разговор. Остановимся на самом главном: государство никаким образом не финансирует пенсионную реформу (более того, ряд предлагаемых изменений приводит к получению государством немалых прибылей от пенсионной реформы!). Суть предлагаемых изменений в пенсионном законодательстве сводится к направлению части пенсионных отчислений в накопительный пенсионный фонд и перераспределению по новой формуле оставшихся средств.

Оценим, сколько же платят нынешние пенсионеры за государственную пенсионную реформу. В табл. 1 приведены ставки отчислений в накопительную пенсионную систему, предлагаемых в обсуждаемых законопроектах.

Таблица 1.

Ставки отчислений в накопительную пенсионную систему

(в % к фонду оплаты труда)

Год
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Ставка
2
3
4
5
6
7
8
9
9
9

Общая сумма отчислений на пенсионное обеспечение (в составе единого социального налога) составляет в 2001 г. 28%. Видимо, эта ставка сохранится по крайней мере в течение ближайших 10 лет. Кроме того, в новых пенсионных законопроектах предлагается начать выплаты из накопительной пенсионной системы только через 10 лет (в накопительную пенсионную систему работники, которым до пенсии осталось меньше 10 лет, отчисления не делают), то есть в 2012 году.

Оценим потери пенсионеров за ближайшие 10 лет. Например, в 2002 г. предлагается на накопление направить 2% из 28% от ФОТ (фонда оплаты труда), следовательно, для выплаты пенсий нынешним пенсинерам будет напрвлено 26%. Значит, по сравнению с ныне действующим пенсионным законодательством, пенсионеры в 2002 г. потеряют 2:26=7,69% своей пенсии. Аналогично проводятся вычисления по другим годам.

Таблица 2.

Потери нынешнего поколения пенсионеров (в % к пенсии)

Год
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Потери
7,69
12,00
16,67
21,74
27,27
33,33
40,00
47,37
47,37
47,37

В сумме получается, что за 10 лет каждый пенсионер потеряет в среднем 300,81% своей ежегодной пенсии, то есть 3 года из 10 ближайших лет пенсионер будет оплачивать пенсионную реформу, в то время как государство не потратит на реформу ни копейки. О какой справедливой социальной политике тут можно говорить?

Такое положение чревато серьезным социальным взрывом. Опыт Казахстана, который первым из стран СНГ решился на проведение пенсионной реформы, это показывает более чем наглядно. Президент В. Путин и его команда, видимо, до конца не представляют, какую мину замедленного действия несет в себе обсуждаемый проект пенсионной реформы, предложенный М. Зурабовым. Численность пенсионеров в настоящее время составляет 37-38 млн. человек, и это – самая многочисленная и дисциплинированная группа избирателей. Что произойдет с рейтингом нынешнего президента, когда пенсионеры поймут, что их интересы столь явным образом ущемляются?


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:39