Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2009

Финансовая отчетность и инвестиции в Российской Федерации

Новиков Максим Григорьевич, Аспиранты экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

Тамбиев Омар Хаджидаутович, Аспиранты экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

Financial statements and investment in the Russian Federation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 15

Аннотация:
В статье рассматривается проблема нехватки информации для пользователей финансовой отчетности российских предприятий. В частности, отсутствие в отчетности данных, представляющих интерес для определенного круга лиц, в том
числе инвесторов и кредиторов. Определены причины, из-за которых возникла такая ситуация, и направление, в котором необходимо двигаться для ее решения.
Цитировать публикацию:
Новиков М.Г., Тамбиев О.Х. Финансовая отчетность и инвестиции в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 75-80.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Серьезные потрясения, которые затронули сначала глобальный финансовый рынок, а затем и мировую экономику в целом, повлияли и на Россию и показали тем самым высокий уровень интеграции нашей экономики в мировое экономическое пространство.

В условиях усилившейся конкуренции за получение финансирования еще большее значение приобретают требования к информационной прозрачности компании, предъявляемые со стороны заинтересованных лиц. Особо актуальными в этой связи становятся вопросы расширения функциональных возможностей института отчетности в целом и коммуникативных функций финансовой отчетности в частности, что продиктовано расширением круга её пользователей.

Связи

В процессе операционной, инвестиционной, финансовой и любой иной деятельности организация устанавливает различные деловые связи, которые образуют её внешнюю и внутреннюю среду. По этой причине в отечественной и зарубежной финансово-экономической литературе пользователи информации чаще всего разделены на две группы – внешних и внутренних пользователей.

К внутренним пользователям информации относятся: управленческий персонал, руководство организации, акционеры, члены наблюдательных советов. К внешним относятся:

– инвесторы;

– кредиторы;

– деловые партнеры;

– налоговые органы;

– законодательные и правительственные организации;

– аудиторские и консультационные фирмы;

– фондовые биржи и их регуляторы;

– информационные агентства и др.

Особое место в рамках темы данной статьи в группе внешних пользователей занимают инвесторы.

С точки зрения инвестиционного законодательства выделяются несколько групп инвесторов, которые отличаются друг от друга в силу разного правового статуса. Так, согласно Закону «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [1], инвесторы являются субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающими их целевое использование.

Инвесторы

В ст. 3 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2] инвестиции определяются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Следовательно, под определение субъекта инвестиционной деятельности подпадает широкий круг лиц, правовой статус которых конкретизируется в отдельных нормативно-правовых актах. Например, инвесторы как «физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги» [5, ст. 1], либо как лиц, которые «осуществляют капитальные вложения» [2, ст. 4, п. 2].

В результате того, что объектом инвестирования являются либо эмиссионные ценные бумаги, либо основной капитал, следует приобретение тех или иных прав по отношению к организации. Таким образом, согласно ст. 31 ФЗ «Об акционерных обществах» [3], ст. 67 ГК РФ в случае инвестиций в акции инвестор приобретает юридический статус участника (собственника) организации, согласно ст. 307, 323 ГК РФ – юридический статус кредитора. Следовательно, в состав инвесторов с точки зрения инвестиционного законодательства попадают и третьи лица (контрагенты).

Однако группы инвесторов отличаются не только правовым статусом, но и целями, мотивами присутствия в организации, характером получаемых выгод. Это приводит к обязательному разграничению группы собственников, инвесторов и деловых партнеров.

Причиной обособления категории собственников является обладание исключительным набором прав. Собственник владеет специфическим ресурсом в виде права на остаточный доход, то есть на распределение чистой прибыли или получение дивидендов и право голоса, влияющее на принятие управленческих решений.

Информация

Общим и для инвесторов и для собственников является то, что они предоставляют организации капитал на довольно длительный срок. Данный критерий, в свою очередь, является отличительной чертой инвесторов от других деловых партнеров.

На практике внутренние пользователи информации имеют возможность удовлетворять свои информационные потребности не только из финансовой отчетности организации, но и из управленческой отчетности, которая по ряду причин недоступна для внешних пользователей. Вследствие этого возникает информационная асимметрия, что приводит к неудовлетворенности внешних пользователей. Именно поэтому, на взгляд авторов, усиление коммуникативных функций отчетности должно быть направлено, прежде всего, на удовлетворение потребностей внешних пользователей, а именно инвесторов, кредиторов, деловых партнеров и др.

Анализу степени удовлетворенности потребностей внешних пользователей информации в современной отечественной и зарубежной литературе посвящено немало научных работ и исследований. Они показывают, что пользователи в наибольшей степени озабочены качеством и полнотой отражения данных о достоверности чистой прибыли, источниках финансирования предприятия и эффективности их использования, текущей и прогнозной акционерной стоимости, рисках организации, реальной стоимости нематериальных активов.

Эти данные позволяют инвесторам и заинтересованным пользователям составить реальную картину о финансово-экономическом положении дел на предприятии, определить справедливую стоимость этого предприятия и принять более взвешенное инвестиционное решение.

Очевидно, что в целях максимального учета интересов всех участников справедливая стоимостная оценка необходима не только заинтересованным пользователям и инвесторам, но и самой компании и её текущим акционерам.

Риски и гудвилл

Бухгалтерская отчетность раскрывает, как правило, информацию только лишь о уже свершившихся событиях. Однако положительная или отрицательная динамика основных отчетных показателей в прошлом вовсе не означает её продолжение в будущем. Именно поэтому не меньший интерес представляют данные прогнозного характера, раскрывающие информацию о перспективах бизнеса, как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе.

Для представления данных о прогнозной стоимости предприятия необходимо сначала спрогнозировать объемы доходов и расходов организации в будущем.

Поскольку вся деятельность предприятия постоянно сопряжена с определенными рисками, влияющими на стоимость предприятия в будущем, в рамках финансовой отчетности также необходимо представить отчет о рисках. В отчете о рисках необходимо раскрыть информацию о возможности существенного изменения законодательства, влиянии макроэкономических показателей, конкурентном окружении, производственных и управленческих рисках.

На основании данной информации определяется прогнозная (стратегическая) стоимость предприятия. Она представляет собой стоимость будущих экономических выгод компании с учетом влияния факторов риска.

В то же время стратегическая стоимость состоит из двух основных частей:

1) чистая стоимость материальных активов;

2) гудвилл (деловая репутация, нематериальная составляющая стоимости).

Гудвилл (деловая репутация) – нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Включает в себя нематериальные активы и иные трудно определимые «неосязаемые» факторы.

Исходя из вышеизложенного видно, что, имея данные о стратегической стоимости предприятия и чистой стоимости материальных активов, можно определить гудвилл организации. Все перечисленные параметры имеют важное значение и необходимы пользователям финансовой отчетности для принятия решений, следовательно, они должны быть отражены в отчетности хозяйствующего субъекта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241