Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2009

Системные признаки, формирующие конкурентный потенциал судостроительно-судоремонтных предприятий

Мостовая Юлия Владимировна, Соискатель кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства» Астраханского Государственного Технического Университета, Россия

Systemic signs, forming a competitive capacity of shipbuilding and shiprepair business - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Российское судостроение является высоко трудоемкой отраслью. Это обусловлено совокупностью экономических, административных и других факторов. К важнейшим из них можно отнести высокий уровень налоговой нагрузки, отсутствие высокотехнологичного оборудования, повышенные затраты энергоресурсов и т. д. В статье рассмотрен вопрос формирования конкурентного потенциала в этой отрасли.
Цитировать публикацию:
Мостовая Ю.В. Системные признаки, формирующие конкурентный потенциал судостроительно-судоремонтных предприятий // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 137-142.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Судостроение относится к отраслям, обладающим большим научно-техническим и производственным потенциалом, способным влиять на развитие технологий в смежных секторах промышленности. Современные методы хозяйствования в отрасли носят нестабильный характер, что выражается:

– в снижении эффективности капитальных вложений;

– значительном удельном весе ручных работ и операций (особенно на процессах сборки судовых корпусов и монтажа оборудования);

– низком уровне отдачи средств труда из-за несоответствия их качественных характеристик современным требованиям, предъявляемым к новой технике. Это также обусловливает низкий уровень механизации труда в отрасли и его резкие колебания по различным видам производств.

Причины этого:

— во-первых, в том, что эти работы и операции с трудом поддаются механизации и автоматизации по сравнению, например, с процессами механообработки;

— во-вторых, отсутствие денежных средств на покупку новых технологий и соответствующих видов оборудования, являющееся результатом действия затратного механизма отраслей, производящих средства производства.

В связи с этим конкурентный потенциал судостроительно-судоремонтных предприятий должен характеризовать их конкурентные преимущества с двух позиций: в чем они должны проявляться и перед кем. Формирование наиболее общего перечня таких преимуществ предполагает необходимость их подразделения на количественные и качественные признаки конкурентного потенциала.

Количественные признаки

Количественные признаки конкурентного потенциала судостроительно-судоремонтных предприятий характеризуются конкурентоспособностью предлагаемого ими товара или услуги. В составе потребительско-стоимостных параметров должны учитываться параметры качества, объединенные в три группы:

– классификационные параметры (параметры назначения) используются в исследовании для характеристики свойств товара (продукции), определяющих его основные функции и обусловливающих область применения;

– нормативные параметры (экологические, эргономические, эстетические, параметры безопасности и др.) служат для определения соответствия товара стандартам и законодательству;

– технико-экономические параметры (параметры надежности, технологичности, унификации, транспортабельности и т.д.) характеризуют свойства товара, от которых зависят издержки производства и качество получаемого на основе или при использовании данного товара продукта.

В отличие от двух первых групп, технико-экономические параметры определяют экономический эффект производственного потребления товара и имеют, как правило, косвенное, стоимостное выражение.

Изучение количественных признаков конкурентного потенциала должно вестись систематически и непрерывно, чтобы своевременно улавливать момент снижения показателя и принимать соответствующие решения.

Качественные признаки

Качественные признаки конкурентного потенциала судостроительно-судоремонтных предприятий выступают характеристиками процессов производства и реализации продукции. Следовательно, они должны учитывать внутренние условия, относящиеся к организации деятельности и регулируемые через систему управления, в т.ч. определяющие состояние производственного аппарата, уровень организации и управления, финансовые возможности предприятия.

Будучи признаками конкурентного потенциала предприятия, качественные признаки несут в себе элементы полезности для потребителя благодаря тому, что влияют на качественные и стоимостные параметры товара (продукции).

Вне зависимости от содержания признаки конкурентного потенциала могут проявляться как реальные, свойственные предприятиям в текущий момент времени, так и как потенциально возможные в перспективе. Исходя из этого можно сделать вывод о конкурентном потенциале данного предприятия на основе оценки его преимуществ перед конкурентом.

Таким образом, структуру конкурентного потенциала предприятия представляют его отдельные элементы, находящиеся между собой в определенной зависимости. Эта зависимость может быть горизонтальной и вертикальной (иерархической). Это обуславливается следующим:

1) каждый из элементов является относительно самостоятельным, то есть развивается по своим законам и прави­лам, с определенной динамичностью;

2) темпы развития каждого элемента, в силу ряда причин объективного и субъективного характера, неодинаковы. Один элемент, в результате проры­ва в развитии науки и накопленного опыта, может резко «уйти» вперед в своем развитии, другие несколько приотстать и ждать своего часа. В конечном сче­те, это есть не что иное, как реализация в управлении принципа «ведущего звена» или приоритетности.

Иерархическая структура

Неравенство отдельных элементов конкурентного потенциала предприятия вытекает из присущей ему иерархии. Начало иерархии есть естественное свойство потенциала как системы, поскольку он не является однородной структурой или суммой отдельных частей, а является сложным целым, части которого выполняют определенную функцию в этом целом.

Иерархическая структура конкурентного потенциала вытекает из его единства. Для того чтобы множество могло быть единым целым, в рамках его структуры должен присутствовать характер подчиненности составляющих общему единству, таким образом, чтобы единство выступало как иерархическая высшая координирующая инстанция. Поэтому конкурентный потенциал как единство имеет иерархический характер.

Понимание этого положения имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Так, неравномерность развития формирующих конкурентный потенциал элементов предопределяет выделение главного из них на данный момент времени и сосредоточение на его развитии основной части имеющихся ограниченных ресурсов [2].

Добившись запрограммированного уровня развития этого элемента, который на данном этапе является определяющим не только среди себе равных, но и всего потенциала, необходимо «подтягивать» к нему остальные. При этом вполне реальна ситуация, когда догоняющие элементы конкурентного потенциала могут не толь­ко стать адекватны ведущему, но и сделаться основным, определяющим весь конкурентный потенциал как единое целое.

Таким образом, рассматривая конкурентный потенциал как систему, можно выделить в качестве ее составляющих отдельные частные потенциалы, образующие в сумме социально-экономическую способность судостроительно-судоремонтных предприятий. При этом, сравнивая ее с показателем конкурента, можно отразить уровень конкурентоспособности, используя следующие потенциалы:

– трудовой;

– производственный;

– экономический;

– финансовый;

– инвестиционный;

– инновационный;

– информационный;

– пассионарный;

– маркетинговый;

– экологический.

Каждый из перечисленных элементов характеризуется количественным и качественным состоянием соответствующих ему видов ресурсов. Последним присущи такие свойства, как взаимодополняемость и взаимозаменяемость.

Согласно свойству взаимодополняемости повышение количества одного ресурса в системе предполагает одновременное повышение количества другого ресурса [3]. При взаимозаменяемости увеличение или уменьшение в рамках систе­мы одного ресурса может быть компенсировано в определенных пропорциях другим ресурсом.

Таким образом, при эффективном менеджменте рост конкурентного потенциала судостроительно-судоремонтных предприятий может быть обеспечен за счет:

– оптимального сочетания количественных и качественных признаков и возникающего при этом эффекта синергии;

– результативности деятельности функциональных подразделений;

– личных и профессиональных качеств руководителей и организационных форм управления, на основе которых они строят свою работу;

– использования новых технологий;

– использования благоприятных возможностей, открывающихся во внешней среде.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241