Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2009

Предприниматель из народа

Балашов Алексей Михайлович, К.э.н., ст. преподаватель кафедры производственного менеджмента Егорьевского (Московская область) технологического института (филиала) Московского технологического университета «Станкин», Россия

Entrepreneur from folk - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Автор совершает экскурс в историю и на примере М.Н. Бардыгина показывает, как в начале ХХ века отечественные предприниматели заботились о подготовке специалистов для промышленности.
Цитировать публикацию:
Балашов А.М. Предприниматель из народа // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 175-180.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время в период кризиса, когда многие бизнесмены испытывают трудности и иногда забывают о нуждах своего народа, нельзя не вспомнить предпринимателя, имевшего народные корни и постоянно заботившегося об образовании людей. Речь о М.Н. Бардыгине. Летом 2009 года исполнится 100 лет со дня открытия им механико-электротехнического училища в Егорьевске Московской губернии. Сегодня это технологический институт (филиал) Московского государственного технологического университета «Станкин». Учебное заведение прошло славный путь, постоянно поднимая свой статус и уровень преподавания, начиная от училища, после революции — Егорьевский практический институт, потом техникум и, наконец, с 1992 г. XX в. институт.

Здание в стиле эклектики с элементами модерна и готики

Егорьевское механико-электротехническое училище было построено на средства выборного Московского биржевого комитета, гласного уездного собрания города Егорьевска, крупного предпринимателя М.Н. Бардыгина. Он был внуком государственного крестьянина из деревни Корниловской М.Ф. Никитина по прозвищу Бардыгин. В дальнейшем фамилия «Бардыгин» закрепилась за этой семьей. В 1906 году М.Н. Бардыгин обратился к Егорьевскому городскому голове с письмом о необходимости открытия в городе механико-электротехнического училища. Комиссия, созданная для изучения данного вопроса, приняла положительное решение.

М.Н. Бардыгин в ознаменование 50-летия семейного мануфактурно-промышленного дела преподнес в дар Егорьевску на возведение здания механико-электротехнического училища 200 000 руб. В дальнейшем он пожертвовал ещё 50 000 руб., что было причислено к специальным средствам училища. В дальнейшем М.Н. Бардыгин продолжил выделять значительные средства на строительство. В январе 1907 года было получено согласие Министерства народного просвещения на открытие низшего механико-электротехнического училища. Министерство известило, что предоставляет право составления проекта устава, учебного плана и штата учебного заведения жертвователю и городской управе.

Училище было рассчитано на 400 учащихся. Его строили по проекту знаменитого московского архитектора И.Т. Барютина. Следует отметить, что использовались передовые для того времени технические решения, например крыша на плавающих опорах, калориферное отопление. Здание было построено в стиле эклектики [1] с элементами модерна [2] и готики [3]. Одновременно со строительством училища возводились дома для преподавателей и общежитие для учащихся. Напротив училища на месте болота был разбит сад с прудом.

Преподаватели училища

С лета 1908 года начали оборудовать мастерские, кабинеты, лаборатории. В этот период была заказана и обстановка для учебного заведения: классов, физической аудитории, учительской, библиотеки, канцелярии, рисовального и чертежного классов, раздевалок, общежития, кухни и столовой. М.Н. Бардыгин очень внимательно следил за оборудованием училища, но непосредственный контроль работы был поручен будущему директору училища В.М. Леднёву, который до этого занимал пост директора Калязинского технического училища. По вопросам новейшего оснащения учебного заведения он неоднократно ездил в командировки в Петербург, Москву, за границу (в Германию, Швейцарию, Бельгию). Там он знакомился с машиностроительными заводами и техническими училищами. Работа директора нового училища была очень сложной, связанной с постоянными разъездами, поэтому в 1913 г. Владимир Михайлович даже хотел оставить этот пост, только благодаря уговорам М.Н. Бардыгина он согласился остаться. По уставу учебного заведения ближайшим помощником директора по учебной и воспитательной работе был инспектор. С самого основания училища им являлся Н.П. Кивокурцев.

Исполняющим обязанности заведующего мастерскими был назначен бывший выпускник Макарьевского ремесленного училища, потомственный дворянин, проработавший в течение 12 лет на заводе под руководством американцев, А.Н. Мельников. Это был очень добросовестный руководитель, который, не имея высшего образования, за сравнительно небольшое вознаграждение много времени проводил на работе. В училище он проработал до октября 1913 г. и из-за плохого состояния здоровья вынужден был расстаться с учебным заведением. Его первым помощником был А.Е. Шибаровский, вторым — В.П. Малинков. Заведующим электротехническими лабораториями назначают И.М. Ромащука. В 1912 году он был командирован за границу для изучения существовавших там передовых технологий. В феврале 1913 года он переезжает на новое место жительства и тоже уходит из училища. Руководителем электротехнических лабораторий становится В.А. Куньщиков. Он окончил Московское Императорское техническое училище и прошел практический курс электротехники у преподавателя Б.И. Угримова, который и рекомендовал его в Егорьевское училище. Его помощником назначают С.С. Александрова.

Коллектив училища вначале был небольшой, всего 13 человек. Преподавателями были высококвалифицированные специалисты, окончившие самые престижные вузы страны. С самого открытия здесь преподавал выпускник Строгановского художественного училища учитель искусств В.А. Стожаров. Он вел занятия по рисованию, черчению, чистописанию.

Электротехнику в училище вел Н.В. Новиков. Заведующим учебной частью электротехнического отделения вначале был И. Баландин, а с 1912 года Н.В. Новиков.

Благотворное влияние на пролетариат

С основания училища работали надзиратели в общежитии М.В. Барсуков и Д.И. Фелонин. Выпускник физико-математического факультета Московского университета И.С. Косминков с 1911 года преподавал математику и физику. Учитель мужской гимназии тридцатилетний А.И. Агринский с открытия училища вел географию. С 1910 по 1912 год в учебном заведении работал выпускник Московского университета преподаватель русского языка и истории А.В. Колокольцев. В 1912 году он был переведен в Новоторжское училище. Русский язык, историю и географию стал преподавать Л.А. Осипов. С 1911 года вёл технологию, физику, технологию металлов и дерева П.А. Озерецковсий. Он окончил курс Московского Императорского технического училища и одно время проходил практику на ткацкой фабрике М.Н. Бардыгина в Егорьевске. Надворный советник инженер-механик С.М. Касимов был приглашен из Москвы и с основания училища преподавал в нем геометрию и черчение. С 1913 года техническое черчение и уход за двигателями стал вести выпускник Киевского политехнического института С.М. Каюков, который в первые годы советской власти становится заведующим Практическим институтом. Законоучителем с основания училища был священник Свято-Троицкого монастыря Н.А. Светлов. Врачом училища был сначала земский врач М. Зезюлинский, который впоследствии переехал в Смоленскую губернию, а затем доктор промышленного и торгового товарищества «Н.М. Бардыгина наследник» Д.Ф. Заранкевич.

Учебный план в Егорьевском механико-электротехническом училище был составлен так, что наряду с теоретическими курсами специальных предметов проводились практические занятия в учебных мастерских по слесарному, кузнечному и токарному делу, по машиностроению и медно-чугунолитейному производству, а на центральной электрической станции — по уходу за паровым котлом, электрическими и другими двигателями. Главное требование, которое ставил М.Н. Бардыгин перед преподавательским составом — хорошее знание учениками практики, что освобождало бы их от «ученичества» на предприятиях. Преподаватели стремились к тому, чтобы, придя на завод или фабрику, бывшие выпускники не терялись и не обращались за советом к рабочим, а своим авторитетом и практическими знаниями оказывали благотворное влияние на пролетариат. В училище по последнему слову техники, были оборудованы мастерские, где не только проходили практику учащиеся, но и исполняли заказы промышленных предприятий. В период войны они выполнили большое количество очень ответственных заказов для армии.

Таким образом, предприниматель, вышедший из народа, не только основал училище, но и сделал его одним из лучших по техническому оснащению среди училищ Российской империи, что дало возможность привлекать его выпускников на руководящие посты на производстве, а не приглашать иностранцев. Благодаря усилиям М.Н. Бардыгина училище достойно выполняло свой гражданский долг по оказанию помощи фронту во время Первой мировой войны.



[1] Эклектика — направление в архитектуре, зародившееся в 1830—90-х гг. и широко распространенное в начале XX в. Его особенностью является разнообразие и широкая свобода выбора стилевых прототипов — прим. ред.

[2] Модерн — стиль в архитектуре конца XIX — начала XX вв., стремившийся передать целостное эстетическое мироощущение, создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций — прим. ред.

[3] Готика — особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241