Оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного социального партнерства

Кузьмин А.В., Егерев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кузьмин А.В., Егерев С.В. Оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного социального партнерства // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 18-24.

Аннотация:
Взаимодействие бизнеса с государством и некоммерческим сектором рассматривается авторами как составная часть межсекторного социального партнерства. В рамках данной публикации определены основные критерии и методика оценки эффективности такого взаимодействия.

Ключевые слова: бизнес, государство, социальная ответственность бизнеса, межсекторное социальное партнерство, эффективность взаимодействия, некоммерческий сектор



Межсекторное социальное партнерство можно определить как конструктивное взаимодействие трех секторов экономики (государство, бизнес и некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, выгодное каждой из сторон в отдельности и всем в целом.

Представители каждого сектора в различной степени осознают свою ответственность, имеют разные возможности и ресурсы для помощи и зачастую по-разному представляют саму сущность социальных проблем. Однако несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество необходимо, так как по отдельности ни один из секторов не может преодолеть социальные барьеры. Поэтому эффективность взаимодействия между всеми секторами экономики будет отражать эффективность социального партнерства в целом. Таким образом, одним из вариантов определения уровня эффективности социального партнерства является оценка эффективности взаимодействия бизнеса с государством и некоммерческим сектором.

Государство и бизнес

Относительно взаимодействия первого и второго секторов необходимо отметить, что уже не один год власть и бизнес постоянно говорят о необходимости наладить диалог друг с другом, при этом каждая сторона понимает «социальную ответственность бизнеса» по-своему. Однако разногласий в видении конечных целей у бизнес-сообщества и государства практически нет. Проблема заключается в том, чтобы бизнес и государство слышали друг друга. В различные периоды времени взаимодействие бизнес-структур и органов власти в России складывалось по-разному, а также имели место разноречивые цели и содержание, что непосредственно сказывалось на развитии общества.

Характер взаимодействия власти и бизнеса является одним из важнейших индикаторов состояния общества, и чем оно эффективнее, тем выше уровень благосостояния населения. Поэтому необходима оценка эффективности взаимодействия органов власти и бизнес-структур, особенно в региональном аспекте.

Определим следующие критерии уровня эффективности взаимодействия государства и бизнеса:

— наличие эффективных форм взаимодействия;

— удельный вес крупных предприятий региона, имеющих соглашения с региональными и местными властями;

— количество проведенных совместных мероприятий;

— основной инициатор совместных мероприятий;

— удельный вес благотворительной помощи региональным и местным властям от общего объема средств, направленных бизнесом на социальные цели;

— количество совместно реализуемых проектов;

— уровень выполнения взаимных обязательств и достижения общих целей.

Эффективность взаимодействия власти и бизнеса в регионе

На основании вышеперечисленных критериев предлагается следующая методика оценки эффективности взаимодействия власти и бизнеса в регионе.

1. Необходимо выявить все формы взаимодействия власти и бизнеса. Наиболее эффективными считаются соглашения о социальном партнерстве, о сотрудничестве, совместное участие в конференциях, форумах, диалогах и пр. Наименее эффективным инструментом взаимодействия является использование административного ресурса. Здесь следует отметить, что если нет соглашений о партнерстве между бизнесом и органами власти, то это свидетельствует о низкой эффективности взаимодействия.

2. Рассчитать процент соглашений между региональными органами власти и крупными предприятиями области от общего количества крупных компаний региона. Соответственно, чем выше процент соглашений, тем больше эффективность от взаимодействия власти и бизнеса.

3. Определить общее количество совместно проведенных мероприятий с целью установления диалога региональной власти и бизнеса. Если мероприятия отсутствуют, то взаимодействие неэффективно.

4. Исходя из предыдущего положения, следует выявить:

— процент мероприятий, организованных органами власти;

— процент мероприятий, организованных бизнес-сообществом;

— процент мероприятий, организованных третьей стороной (НКО, СМИ).

Это позволит узнать о заинтересованности сторон в диалоге и его основном инициаторе.

5. Определить суммарный объем средств, выделяемых бизнес-структурами на реализацию социальных программ и благотворительную деятельность.

6. Рассчитать долю от общего объема средств, перечисляемую в качестве благотворительности региональным и местным органам власти. Этот показатель будет отражать уровень инициативности бизнеса в реализации внешних социальных программ. Если, предположим, данный показатель равен 100%, то это говорит о бюджетозамещающей модели взаимодействия власти и бизнеса в социальной сфере, а если данный показатель равен 0%, то это свидетельствует о полной реализации бизнесом собственных внешних социальных инициатив.

7. Определить количество совместно реализуемых социальных проектов власти и бизнеса, а также проектов по частно-государственному партнерству. Наличие таких проектов может свидетельствовать о высоком уровне эффективности взаимодействия власти и бизнеса.

8. Оценка результатов взаимодействия: определить уровень выполнения соглашений и договоренностей власти и бизнеса, достигнуты ли общие цели при реализации совместных проектов.

9. Дается комплексная оценка эффективности взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества.

Посредством данной методики можно сравнивать уровень эффективности взаимодействия власти и бизнеса в различных регионах.

Бизнес и некоммерческий сектор

Что касается взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора, то необходимо отметить, что их взаимоотношения развивались неоднозначно и постоянно претерпевали изменения. Связано это с изменениями в правовой, политической и социально-экономической сферах страны.

На практике существует достаточно широкий круг сложившихся форм взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора:

— различные системы грантов;

— стипендиальные программы;

— системы адресной помощи, в том числе получение некоммерческими организациями финансовой помощи;

— «шефство» над конкретными организациями;

— информационное взаимодействие на уровне индивидуальных встреч руководителей предприятий и некоммерческих организаций (НКО);

— участие в форумах, конференциях, круглых столах;

Оценка эффективности взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора может проводиться по следующим критериям:

— наличие совместных проектов бизнеса и НКО;

— уровень вовлеченности в диалог бизнеса и НКО;

— удельный вес выделяемых средств для реализации социальных программ через НКО от общего объема средств, направленных на социальные цели бизнесом;

— уровень выполнения взаимных обязательств и достижения общих целей при реализации совместных социальных проектов.

Эффективность взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора

В соответствии с указанными критериями можно выделить следующие этапы оценки эффективности взаимодействия бизнеса и НКО.

1. Необходимо выявить все существующие формы взаимодействия бизнеса и НКО. Наиболее эффективной формой взаимодействия считается организация конкурсов проектов некоммерческих организаций для получения грантов.

2. Определить количество совместно реализуемых социальных проектов и программ.

3. Определить уровень информационного взаимодействия: от индивидуальных встреч до общественного диалога указанных секторов.

4. Рассчитать долю выделяемых средств для реализации социальных программ через НКО от общего объема средств, направленных бизнесом на социальные цели. Данный показатель будет отражать уровень привлечения некоммерческих организаций бизнесом с целью реализации внешних социальных программ и проектов. Если данный показатель равен 0%, то это свидетельствует о том, что бизнес не прибегает к помощи НКО для реализации социальных программ. А если данный показатель равен 100 %, то это означает, что бизнес полностью реализует внешние социальные инициативы через НКО.

5. Далее определяется уровень выполнения взаимных обязательств и достижения общих целей при реализации совместных социальных проектов бизнеса и НКО.

6. Проводится оценка эффективности взаимодействия бизнеса и НКО на основании результатов предыдущих этапов оценки.

Необходимо отметить, что предложенные пошаговые алгоритмы оценки эффективности взаимодействия бизнеса с властью и НКО предназначены в основном для использования в региональном аспекте, а также являются относительно нетрудоемкими и легко реализуемыми, но только в тех случаях, когда информация о социальной деятельности компании максимально доступна для анализа.

В заключение следует отметить, что оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора является составной частью комплексной оценки эффективности социальной ответственности бизнеса и социального партнерства.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:42:38