Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2009

Руководитель в кризисной ситуации

Никитина Яна Александровна, Аспирант Экономического факультета Московского государственного университета приборостроения и информатики, Россия

Top-manager in the crisis situation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
Автор описывает, какими чертами характера, знаниями и навыками, необходимо обладать руководителю для управления фирмой на первых стадиях кризиса; какие сигналы подсказывают ему о риске его наступления.
Цитировать публикацию:
Никитина Я.А. Руководитель в кризисной ситуации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 47-51.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Руководитель – это, по сути, тот человек, от которого в полной мере зависит благополучие, жизнеспособность или упадок компании. По имеющимся данным, в условиях рыночной экономики ежегодно претерпевают кризисные состояния 40% фирм различных сфер деятельности. В то же время многие фирмы находят возможность выйти из подобной ситуации, эффективно возобновить производство и добиться расцвета.

Для того чтобы суметь это сделать, руководителю необходимо владеть определенными знаниями и навыками. Первое, что он обязан знать, – это анатомию своего предприятия.

Особые требования к профессиональным навыкам менеджмента

Менеджер должен иметь четкое представление о том, какие функции выполняет каждое подразделение и критерии оценки качества их выполнения. А в период предкризисной ситуации к сотрудникам подразделений предъявляются особые требования к их профессиональным навыкам, такие как, например:

– способность маркетологов к работе в нетрадиционных сегментах рынка;

– умение экономистов проработать множество вариантов технико-экономического обоснования реорганизации производства и выпуска различных видов продукции и находить оптимальные для кризисной фирмы;

– способность финансистов к изобретению многоходовых схем финансовых расчетов кризисной фирмы для обеспечения непрерывности производственного процесса, а также их умение использовать меняющееся законодательство для списания или отсрочки выплаты долгов;

– способность технологов и конструкторов к быстрому освоению производства новой (в том числе нетрадиционной) продукции при крайне ограниченном количестве ресурсов;

– умение линейных управляющих стратегически мыслить, находить оптимальные решения в форс-мажорных ситуациях, поддерживать непрерывный воспроизводственный цикл в условиях нестабильности материально-технического снабжения;

– умение кадровых служб поддерживать постоянство кадрового состава в условиях неопределенности, решать вопросы массовых сокращений избыточных работников и найма недостающих при относительно низких заработках;

– способность руководителей высшего звена выбирать оптимальное направление концентрации жестко ограниченных ресурсов для решения антикризисных задач, умение вселять уверенность в подчиненных, объединять их стремления в заданном направлении [2].

Вернемся к анатомии фирмы. На работоспособность того или иного ее органа влияют внешние и внутренние факторы, воздействие которых провоцирует изменения того или иного показателя деятельности предприятия.

Следовательно, для того чтобы вовремя отследить симптомы болезни и принять соответствующие меры предотвращения, руководитель должен хорошо ориентироваться в информационных потоках, идущих как со стороны внешней среды, так и со стороны среды внутренней. Он должен знать, о чем сигнализируют изменения того или иного показателя.

Руководитель должен быть способен, получая информацию, предвидеть возможные ситуации. А для этого необходимо обладать хорошо развитым аналитическим мышлением и определенными знаниями.

Внутренние факторы

Итак, необходимо понимать, что кризис возникает под действием совокупности факторов, внутренних и внешних.

К внутренним относят факторы, связанные с маркетинговой политикой, выбором и реализацией стратегии, управлением, финансами, технологией, со степенью доверия к компании.

Маркетинговые факторы связаны с некачественным анализом маркетинговой среды: товар не продается, так как не способен удовлетворить нужды покупателя (цена, качество, иные характеристики), задавлен товарами конкурентов, плохо стимулирован его сбыт.

Стратегические факторы связаны с неправильным выбором стратегии фирмы, плохо разработанной или не разработанной вовремя стратегией, фатальными ошибками в планировании.

Управленческие факторы связаны с некомпетентностью топ-менеджмента, ошибками в управленческих решениях, неумением ориентироваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям, нежеланием вести честный и успешный бизнес в силу личных выгод.

Финансовые факторы:

– недостаточный объем собственного капитала, активов;

– неэффективные инвестиции;

– отсутствие внешних источников финансирования;

– неэффективное использование фондов, долги и т.п.

Факторы возникновения кризисной ситуации, связанные с технологией — это возникновение компьютерных вирусов, технологических дефектов, поломки оборудования, острая необходимость в усовершенствовании или внедрении технологии. В результате происходит сбой в работе важных отделов компании, утрата или искажение важной информации, предоставление неверной информации клиентам, разрыв связи с важными клиентами. Особенно подвержены подобным проблемам онлайновые компании и фирмы, использующие высокие технологии.

Факторы снижения уровня доверия к компании могут быть связаны, например, с тем, что финансовые результаты ниже ожидаемых. Тогда снижается надежность организации в глазах партнеров, негативному воздействию подвергается моральный дух сотрудников и падает рыночная цена компании. Снижение доверия к компании может быть связано с качеством продукции, человеческим фактором, с судебными тяжбами, жалобами и т.п.

Внешняя среда

К внешним причисляют политические, экономические, социальные, природные факторы.

К политическим факторам можно отнести политическую нестабильность, связанные с этим социальные проявления (беспорядки, митинги, массовые забастовки и т.п.), отношение государства к предпринимательской деятельности (например, запрет или ограничение), национализацию собственности.

Наступлению кризиса на предприятии могут способствовать неразвитость законодательной базы по вопросам предпринимательства. Войны и международные конфликты также могут спровоцировать кризис. Значительно повлияют на объем продаж отмена или введение госзаказа.

К экономическим факторам относятся:

– непредсказуемые изменения экономической политики правительства;

– высокий уровень инфляции;

– недостаточное антимонопольное регулирование;

– ограниченное регулирование внешнеэкономической деятельности;

– ужесточение налогообложения и т.д.

Также к экономическим факторам следует отнести этап цикла макроэкономической системы (страны, отрасли). Если макроэкономическая система вошла в стадию спада, трудно ожидать, что входящая в ее состав фирма сможет успешно функционировать, избежав хотя бы непродолжительного кризиса.

Социальные факторы – пикеты, забастовки, беспорядки; коррупция, преступность; негативные публикации в СМИ, подрывающие репутацию компании. То же самое могут спровоцировать порочащие имя компании слухи, отток кадров, связанный с устойчиво сложившимся общественным мнением о престижности того или иного вида деятельности и др.

К природным факторам можно отнести любые неблагоприятные явления природы, несвойственные данным регионам. Они могут привести к неприятным последствиям вплоть до закрытия определенных видов деятельности и заметного сокращения производительности.

Анализируя внешние факторы, руководитель не должен ждать, пока его фирма подаст сигнал изнутри. Можно пропустить момент адекватной реакции и повергнуть компанию риску кризиса.

Руководитель должен неустанно отслеживать любые изменения во внешней среде и делать выводы, как они могут отразиться на функционировании фирмы, принимать соответствующие меры. Для этого лидер должен обладать такими чертами характера, как дальновидность и умение мыслить стратегически. Это означает, что он, как шахматист, должен просчитывать последствия любых действий и событий на несколько шагов вперед.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241