Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2001

Качество продукции и его показатели

Смолянкин Геннадий Васильевич, кандидат технических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Качество продукции является важнейшим элементом организации и планирования производства, определяющим конкурентоспособность проекта, выбор технологического процесса изготовления, организацию производства и поставок комплектующих.
Цитировать публикацию:
Смолянкин Г.В. Качество продукции и его показатели // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 11. – С. 48-51.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Качество продукции является важнейшим элементом организации и планирования производства, определяющим конкурентоспособность проекта, выбор технологического процесса изготовления, организацию производства и поставок комплектующих.

Качество продукции ‑ это совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность к удовлетворению определенных потребностей. Многообразие свойств определяет показатели качества. К ним относятся: показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, транспортабельности, эргономические, эстетические, экологические показатели, показатели безопасности, патентно-правовые, а также экономические показатели.

Кроме качества продукции существует термин "технический уровень". В соответствии с действующими стандартами технический уровень продукции, отражающий степень использования мировых научно-технических достижений для ее создания, определяется тем же составом показателей, что и качество продукции, за исключением экономических показателей.

Экономические составляют особую группу показателей качества, исключительная ценность которых заключается в универсальности, так как любой технический показатель качества может быть представлен в денежном выражении (увеличении затрат на повышение технического уровня продукции или выручки от реализации такой продукции).

Технический уровень продукции имеет определенную связь с ее экономическими показателями. В общем, эту связь можно представить в следующем виде. Технический уровень продукции, ее потребительские свойства влияют как на себестоимость ее производства, так и на рыночную цену. Повышение технического уровня продукции требует дополнительных затрат (издержек производства), что приводит к росту себестоимости. С другой стороны повышенный спрос на продукцию с высоким техническим уровнем приводит к росту цен (рыночных цен). Однако увеличение себестоимости и цены с повышением технического уровня происходит по-разному. На рис. 1 технический уровень продукции, например, в виде коэффициента технического уровня Кту представлен по оси абсцисс, а цена и себестоимость в денежном выражении - по оси ординат. Рис.1. Зависимость экономических показателей от технического уровня продукции.

 Повышение технического уровня продукции означает появление у нее свойств, которые удовлетворяли бы все большее число потребностей. В этом процессе повышения технического уровня продукции с позиций экономических показателей можно выделить характерный цикл.

За исходную точку этого цикла выбрано такое состояние, когда цена и себестоимость равны (на рис. 1 Кту1), и выпуск такой продукции экономически невыгоден, нерентабелен, так как не приносит прибыли. С целью получения прибыли необходимо повышать технический уровень продукции, чтобы создать повышенный спрос на нее. На участке Кту1ту2 повышение технического уровня приводит к более быстрому росту цены, чем себестоимости. За счет этого прибыль растет и достигает максимального значения. Дальнейший рост технического уровня (участок Кту2ту3) ведет к уменьшению прибыли за счет того, что себестоимость растет быстрее, чем цена. Для того, чтобы производство находилось в точке Кту2, когда имеет место максимальная прибыль, необходим постоянный анализ качества продукции и воздействие на него, то есть управление качеством.

Показатели качества и технического уровня Хi могут иметь размерность: показатели назначения (метры, килограммы, киловатты и др.), показатели транспортабельности (стоимость упаковки или перевозки единицы продукции) или быть безразмерными: показатели надежности (вероятность безотказной работы), эстетические показатели (количество баллов экспертной оценки).

По способу получения значений показателей качества продукции различают следующие методы оценки качества:

‑ измерительный ‑ на основе технических средств;

‑ регистрационный ‑ на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат;

‑ расчетный ‑ на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров;

‑ органолептический ‑ на основе анализа восприятия органами чувств;

‑ экспертный, при котором решение о значении показателей качества продукции принимаются экспертами;

-1    социологический – на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей.

При оформлении карт технического уровня и качества продукции и проведении технико-экономического анализа проектов используются следующие принципы.

1. Качество продукции ‑ это иерархическая совокупность свойств, расположенных на различных уровнях значимости, поэтому для каждого из показателей вводится весовой коэффициент ai.

2. Отдельные свойства определяются абсолютными показателями этих свойств хi (i - число свойств). Каждый из этих показателей может иметь свою размерность и по-разному сказываться на повышении качества. Увеличение одних ‑ приводит к повышению качества, увеличение других ‑ снижает качество. Таким образом свойства могут быть разнонаправлены.

3. Качество по отдельным параметрам может быть оценено с помощью относительного показателя 

где    xi    ‑ показатель качества рассматриваемого изделия,

xоб.i ‑ аналогичный показатель качества изделия образца, с которым производится сравнение.

На практике сопоставление проектируемого изделия проводится:

а) с перспективным (“идеальным”) образцом, т.е. прогнозируемой совокупностью реально достижимых на данном этапе развития науки и техники (но не достигнутых) численных значений параметров;

б) с аналогом, т.е. продукцией отечественного или зарубежного производства, выполняющей те же функции;

в) с базовым образцом, т.е. объектом, принятым за базу для сравнения, как правило, лучшим на данный момент времени.

Необходимо отметить, что функция полезности и функция потерь имеют различный знак, т.е. разнонаправлены. Поэтому для показателей, увеличение значений которых ухудшает качество (увеличение массы, число отказов в единицу времени и т.п.) для оценки относительного показателя xотн.i используется формула

 xотн.i = 1/xi : 1/xоб.i                   ( 2 )

 

Каждое свойство изделия определяется двумя числовыми характеристиками: относительным показателем свойства xотн и весомостью a этого свойства в рассматриваемом ряду свойств. Таким образом, показатели качества становятся безразмерными, однонаправленными, и к ним можно применить аддитивную функцию (функцию сложения).
Суммарный показатель качества продукции или проекта может быть определен с помощью функции сложения отдельных относительных показателей:

где xсум ‑ коэффициент суммарной полезности проектируемого изделия по сравнению с образцом по n выходным параметрам;

ai ‑ коэффициент значимости (весомость) каждого из n параметров

                                                                                                 (0<ai<1; Таким образом, в зависимости от характера изделия, сравниваемых показателей, этапа жизненного цикла для оценки качества продукции могут быть использованы формулы 1-3. Параметрами качества в них могут использоваться как показатели технического уровня, так и экономические параметры.

Однако более точную оценку качества дает коэффициент конкурентоспособности. Особенно когда некоторые технические параметры и экономические показатели проекта лучше, чем у образца, а другие - хуже.

Конкурентоспособность ‑ это свойство товара данной фирмы вытеснить с рынка аналогичный товар фирм-конкурентов за счет относительно высоких технических показателей и относительно низких затрат на ее изготовление и реализацию.

В общем случае коэффициент конкурентоспособности Ккс определяется как:

 Ккс = Кпол / Кэк,

где Кпол ‑ коэффициент полезности продукции;

      Кэк   ‑ экономический показатель затрат на достижение полезности.

 

Коэффициентом полезности здесь является коэффициент технического уровня

Кту, который определяется по формуле, аналогичной ( 3 ),

Экономический показатель затрат определяется как Кэк = Сi / Соб.i( 6 ).

 В зависимости от характера изделия и этапа его жизненного цикла под затратами на проектируемое изделие Сi и образца Соб.i понимаются себестоимость, чистый дисконтированный доход, цена продукции или другие экономические показатели.

Таким образом коэффициент конкурентоспособности Ккс ‑ это относительная техническая полезность продукции для потребителя, отнесенная к относительным затратам на достижение этой полезности. Он является интегральным показателем качества, так как учитывает как показатели технического уровня продукции, так и экономические параметры, которые вместе составляют показатели качества.

О системах управления качеством продукции поговорим в следующем номере журнала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241