Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2014

Совместимые показатели в экономике взаимодействия

Морозов Владимир Александрович, доктор экономических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия

Compatible indicators in the economy of interaction - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 80

Аннотация:
В статье изложен подход к образованию и развитию новой системы показателей, которая названа «совместимые показатели взаимодействия». Предложенная система показателей позволяет увязывать многостороннее, сбалансированное развитие разных экономик больших и малых регионов. Имеющаяся система ССП ориентирована только на сбалансированные бизнес-процессы фирм и компаний на микроуровне (микроэкономика). Приведены примеры совместимых показателей взаимодействия (СПВ) при оценке экономической эффективности структур управления субъектами и оценке эффективности отдельного вектора непроизводственной экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Морозов В.А. Совместимые показатели в экономике взаимодействия // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 10. – С. 42-51.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время существует различные системы показателей, характеризующих работу предприятий. Наиболее современной с точки зрения комплексности исследования и развития является сбалансированная система показателей (ССП) (Balanced Score Card, BSC) – более чем популярная в мире концепция управления реализацией стратегии [2], разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США). Суть ССП (или СВП система взаимосвязанных показателей) заключается:

1) в оценке финансовых и нефинансовых аспектов (человеческие, организационные, информационные) экономической деятельности (нефинансовые показатели именуются «ключевыми показателями эффективности бизнеса»);

2) в формулировании стратегии в нескольких перспективах, постановке стратегических целей и измерении степени достижения данных целей при помощи показателей [3].

Особенности сбалансированной системы показателей

Главной особенностью сбалансированной системы показателей является то, что она тесно связана с бизнес-процессами, которые направлены на удовлетворение потребностей клиентов и в которые вовлечены все сотрудники организации. ССП (СВП) ориентирует руководство компании на адекватное стратегическое развитие в отличие от традиционного управления, которое, как правило, слишком сосредоточено на финансовых показателях.

Вместе с тем, сбалансированные показатели всегда разрабатывались для определения уровня эффективности работы компаний, круг задач этих показателей ориентирован на бизнес-процессы фирм (микроэкономика), и лишь изредка решаются проблемы небольших кластеров. В настоящее время с усилением интеграционных процессов активно разрабатываются показатели деятельности объектов более крупного порядка, в том числе муниципальные, районные и областные (территории) субъекты – регионы государств. Сбалансированный бюджет разрабатывается не только для всей страны, но также скрупулезно для федеральных округов, регионов и мегаполисов, а показатели, описывающие взаимодействие этих систем, отсутствуют.

Соответственно, такие субъекты и сферы деятельности относятся к социально- экономической, общественно-политической, религиозно-теологической, культурно-мировоззренческой, научно- и образовательно-практической, включая инновационно-производственные области развития общества (а их большинство!). Они остаются без комплексного, взаимодействующего состава характеристик и показателей, которые были бы взаимоувязаны  и взаимозависимы между собой в динамике развития рассматриваемого субъекта и оценке эффективности его жизнедеятельности.

Их взаимовлияние и, соответственно, взаимодействие было бы определяющим «аудитором» в миссии и стратегии выше указанных субъектов, определяющих развитие всего общества.

Мы предлагаем с учетом наших исследований в работе «Совместимость социально-экономических систем» [5] обобщить в составлении основных и вспомогательных показателей, в том числе подсистем организации [4] и общественной среды (а также главного действующего лица человека) для оценки деятельности более крупных объектов: отраслей производственных и не производственных экономик, экономических мегаполисов и регионов, государственных и межнациональных экономик.

Виды экономик по уровням совместимости

Анализ литературных источников показал, что подобный методологический подход (ССП\СВП) на более высоких уровнях экономики, а также иных (опубликованных) комплексных систем анализа совокупных показателей не применяется, в связи с чем считаем целесообразным использование предлагаемого подхода на основе совместимых показателей взаимодействия (СПВ) при разработке совокупности показателей оценки социально-экономической, социально-политической, культурно-образовательной, научно-практической (и другой) эффективности жизнедеятельности разноплановых объектов и сфер деятельности общества. Это предложение решает не только комплекс вопросов, на которые отвечает ССП\СВП, но и спектр вопросов между личностью (человека) и обществом.

Для этого на основании совместимой модели экономики взаимодействия (см. рис.) предлагается выделить и обозначить основные виды экономик как по уровням совместимости, так и междууровневые экономики, интегрирующие уровни по разным направлениям взаимоотношений в обществе. Предлагается формулировать показатели  по уровням и между ними как основные и вспомогательные. Основные показатели являются определяющими на протяжении всего периода достижения цели, вспомогательные показатели являются определяющими на протяжении всего периода решения отдельных задач, входящих в достижение этой цели.

Рис. Структурная модель экономики взаимодействия

Представляя полную экономику взаимодействия как совокупность семи уровней экономики

                 (1)

необходимо выделить следующие уровни экономики:

Е1– производственный;

Е2  – финансовый;

Е3 социальный;

Е4 политический;

Е5 культурный;

Е6 мировой;

Е7 инновационный.

Полная экономика обобщает все 7 уровней экономики и все процессы, влияющие на различные уровни и экономику в целом.

Для каждого уровня можно ввести условную численную характеристику конкретной экономики – совокупный объем экономики :

,         (2)

где

Vi – валовый продукт, производимый конкретной экономикой, долл.;

Цi(цена/качество) – ценность производимого ею продукта.

Заметим, что такой расчет совокупного объема экономики является относительно комплексным и учитывает как конкретные товары, производимые экономикой, так и их ценность. При этом мы считаем, что такие известные виды экономик, как институциональная, информационная, эволюционная, системная, рыночная или смешанная (с государственной – административной) и подобные (например, «зеленая экономика») входят в состав семи названных экономик.

Семь уровней взаимодействия

Взаимовлияние и взаимодействие измеряется в данном случае экономической эффективностью. Экономическая эффективность рассматривается как общая эффективность функционирования системы и эффективность элементов системы и факторов, воздействующих на нее. Приведем два условных примера СПВ из сферы управления и социальной сферы.

Эффективность экономической структуры (управления), относящейся ко второй составляющей экономической эффективности субъекта, определяется по уровням совместимости и между ними. Если функционально описывать эффективность (качество совместимости) семи уровней взаимодействия, это можно представить на примере  оценки эффективности совершенствующейся структуры управления организацией. Такая оценка может применяться к любой организации на микро-мезо уровне.

Оценка совместимости (Sm) – эффективности новой организационной структуры организации представляется в виде функции:


                                                                                                            ,           (3)

где в качестве примера даны характеристики основных показателей, вспомогательные показатели не приводятся:

Vp – потери объемов реализуемой продукции;

Fp – потери поступлений финансовых средств;

St – динамика стимулирования штата сотрудников;

Nf – потери средств от воздействия фискальных органов;

En – динамика этнического состава персонала;

Ik – интеллектуальные кадровые потери;

Rp – инновационные потери продукта.

Эффективность (совместимость) управленческой структуры организации (Syc) можно представить в виде сочетания в себе органического компонента (k) и  механического компонента (Мk) как:

Syc = Оk / Мk=  (гибкость + органичность)/(четкость + технологичность) = 1,   (4)


                                                                                                                        (5)

Sm:

эффективность= 0 – несовместимость;

эффективность = 1 – совместимость;

1 <Sm< 2 – эволюционное развитие;

2 <Sm< ∞ – революционное развитие.

Второй пример из области непроизводственной экономики, где функция совместимости факторов здоровья населения может выглядеть так:


                                                                                                                                    (6)

                                                                                                                             ,

Vp – уровни натурального потребления и обеспечения  средней продолжительности;

Dmin – экономико-финансовое обеспечение прожиточного минимума;

Cm – обеспечение занятого трудоспособного населения и обеспечение; социально-экономической инфраструктурой детского и пенсионного состава;

K3 – институционально-правовое и материальное государственное обеспечение и поддержка социальных слоев населения с сохранением общественной безопасности граждан;

Mid – морально-духовное движение конфессиональных и культурных организаций в оздоровлении людей от нравственных аномалий (убийство, грабежи, разводы, брошенные дети, аборты);

TD – культурно-массовое движение и обучение в интеграции и глобализации межнациональных ценностей качества жизни людей;

Im – оздоровление окружающей среды и самого человека посредством реализации научных открытий и увеличение спектра и доли инновационных продуктов.

Характеристика факторов (основные показатели могут быть первые два, второй и третий могут быть вспомогательные показатели) общественного здоровья (от 1 до 7 уровня совместимости) отражают уровень и качество жизни. Мы воспользовались официальными показателями, входящими в федеральную статистическую отчетность, и взяли три показателя для каждого уровня (можно брать по два или четыре показателя), чтобы достичь качества решения поставленных целей. Проиллюстрируем это по семи уровням соответствия (совместимости):

v1 – продолжительность жизни от момента рождения до смерти,

v2 – естественный прирост населения,

v3 – жилищные условия и потребление основных продуктов питания;

d1 – экономически активное и неактивное население по возрастам,

d2 – денежные доходы и расходы населения,

d3– величина прожиточного минимума;

c1 – численность занятых и безработных, уровень экономической активности населения,

c2 – численность занятых в здравоохранении,

c3 – число больниц (коек) санаторно-курортных организаций, аптек, диспансеров и домов ребенка;

k1 – затраты на охрану окружающей среды,

k2 – заболеваемость населения инфекционными болезнями и злокачественными новообразованиями,

k3 – смертность детей от 014 лет;

m1 – количество грабежей и убийств,

m2 – браки и разводы, прерывание беременности (аборты),

m3 – заболеваемость алкоголизмом и наркоманией;

t1 – заболеваемость населения психическими расстройствами, в т.ч. поведение в подростковом возрасте,

t2 – уровень грамотности взрослого населения, число поступивших в учебные заведения,

t3 – число организаций отдыха, турбаз, детских оздоровительных учреждений, спортивных сооружений;

i1 – объем различных инновационных товаров, в том числе удельный вес в общем объеме отгруженных товаров,

i2 – численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками,

i3 – численность поступивших/окончивших аспирантуру, докторантуру.

Совместимость факторов общественного здоровья населения (Szn) можно представить в виде сочетания характеристик социально-духовных (Fкж, включающих 14 уровни), отражающих качество жизни, и социально-экономических (Fуж, включающих с 57 уровни), отражающих уровень жизни:

                                                                                                            (7)

Szm = 1 – сбалансированная совместимость,

Szm < 1 – несовместимость, интеллектуально-духовная деградация общества,

Szm > совместимость развития, духовно-познавательное развитие общества.

Оценка совместимости (эффективности) развития объекта

Предложенная методология позволяет всесторонне, комплексно, а главное эффективно со всех точек зрения развития человека и общества в динамике оценить совместимость (эффективность) развития объекта от организации до сообщества включительно на базе учета и корректировок развития субъекта с изменением последовательности применения представленных экономических механизмов(экономик), а также социальных, политических, культурных и инновационно-производственных.

Если кажется, что показателей очень много, то для более тесной взаимозависимости экономик уровней совместимости и компактности взаимовлияния межуровневых экономик можно образовать компактные группы, включающие основные (предметно-целевые) и вспомогательные (существенно влияющие) показатели, соответственно.

Группа 1 – финансово-экономические показатели, которые в значительной мере влияют на социальное развитие (1 и 2 уровни).

Группа 2 – социально-экономические показатели, определяющие перспективы и стратегию социального развития сообществ (социальных групп, наций и народностей, 23 уровни);

Группа 3 – социально-политические показатели, централизующие и мобилизующие (мотивационно-принудительные) социальные сообщества (34 уровни);

Группа 4 – культурно-социальные показатели, определяющие искомые традиции, моральные коды и сценарии этики развития общества(56 уровни);

Группа 5 – инновационно-производственные показатели, отражающие обновление качества потребляемой продукции (7 уровень первого цикла и 1 уровень второго цикла).

В данном представлении необходимо сказать и о синергетической эффекте, возможно для экономики ближе термин – кооперативный эффект. То есть такой эффект достигается путем взаимодействия группы факторов и получается гораздо сильнее, нежели сумма (синтез) эффектов. Эффект синергии (кооперации) иногда условно обозначают формулой «1+1=3».

Выводы

1. Правильное сочетание семи уровней совместимости приводит их при взаимодействии к дополнительному качеству, поскольку канал коммуникации одного уровня усиливает действие других.

2. По сути, предлагается на пути достижения поставленных целей и решения сопутствующих задач использовать последовательно-параллельную модель, включая нужные нам разноплановые механизмы (экономики) для непрерывного развития субъекта и преобразований его на требуемых направлениях и этапах.

3. Мир изменить легче совместными усилиями, и если модель охватывает кроме материальной и духовную составляющую, то это понятней и интересней каждому для мотивированного участия в интеграционных процессах.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1.Данилин О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их применения // Управление Компанией. – 2003. – №2(21).
2.Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
3.Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. – М.: Дело, 2008.
5. Морозов В.А. Совместимость социально-экономических систем (основы теории совместимости). – М.: Экономика, 2013.
6. Прайснер А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте. – М.: Издательство: ИД Гребенников, 2009.
7. Рамперсанд Х. Универсальная система показателей: Как достигать результатов, сохраняя целостность. – М.: АльпинаБизнесБукс, 2006.