Анализ особенностей структуры расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура»

Крутова И.Н., Ишуткина К.А., Костькина Ю.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (92), Август 2014

Цитировать:
Крутова И.Н., Ишуткина К.А., Костькина Ю.В. Анализ особенностей структуры расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура» // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 8. – С. 99-106.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30103976
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представлена структура расходов республиканского бюджета Мордовии на культуру в 2010–2015 гг. Оценки произведены с использованием программно-целевого метода, а также функционально-структурного, абст-рактно-логического, экономико-статистического методов, метода сравнения, системного анализа. Резуль-таты исследования могут быть использованы в перспективе расходов на региональную культуру.

Ключевые слова: инновации, финансирование, инфраструктура, социальная политика, кластеры, управление регионом, структура расходов, расходы на культуру, точки экстремума

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В период социально-экономических преобразований основной целью политики государства в сфере культуры является сохранение культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Повышение темпов экономического развития, структурные изменения в экономике, вызванные переходом к инновационному типу развития, требуют и качественно нового подхода к развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, киноотрасли, концертной и театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства.

В то же время задачи, стоящие перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме.

В точке отсчета

Недостаточное финансирование крупнейших проектов в области профессионального музыкального и театрального искусства увеличивает разрыв между культурными потребностями населения Мордовии и возможностями их удовлетворения [7].

Расходы на культуру являются основным направлением расходов раздела «культура, кинематография, средства массовой информации». Из табл. 1 видно, что расходы на культуру сокращаются. Если в 2010 г. таковые составили 1114,9 млн руб., то в 2013 г. аналогичный показатель снизился до значения 350,2 млн руб., а в 2015 г. указанный показатель планируется в объеме 396,3 млн руб.

Точки экстремума прослеживаются по следующим целевым статьям: точка максимума в 2010 г. по статье «федеральные целевые программы» (757,3 млн руб.), точки минимума по статьям «федеральные целевые программы» в 2012–2015 гг., «бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы» в 2013 г., «мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации» в 2013–2015 гг., «межбюджетные трансферты» в 2010 и 2012 гг., «мероприятия, связанные с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» в 2010, 2011, 2013–2015 гг. (0,0 млн руб.).

Подобные тенденции отражают специфику программно-целевого метода, сущность которого раскрывается его трактовкой в экономической литературе как метода выбора главного звена, не перманентное стабильное финансирование, а финансирование точечное, инъекционное, а также событийным характером многих культурных мероприятий, реализуемых не регулярно, а с привязкой к какой-либо определенной дате, которая может праздноваться, например, раз в 1000 лет. Этим объясняется разовость финансирования на протяжении исследуемого периода, например, мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования единения мордовского народа с народами Российского государства.

Таблица 1

Расходы республиканского бюджета Мордовии за 20102015 гг. по подразделу «культура», млн. руб. [1, 2, 3, 4, 5, 6]

Наименование
2010
2011
2012
2013
2014
2015
факт
факт
факт
план
план
план
ВСЕГО
34252,1
37689,5
39205,6
25599,4
25845,3
27308,9
Культура, кинематография, средства массовой информации
1278,7
1228,9
1899,2
398,3
437,4
424,0
Культура
1114,9
1086,4
1819,9
350,2
410,6
396,3
Федеральные целевые программы
757,3
190,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы
120,0
237,8
717,0
0,0
98,8
56,0
Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации
6,6
8,4
367,2
32,7
24,8
24,7
Музеи и постоянные выставки
32,1
34,2
34,8
37,0
39,2
42,0
Библиотеки
34,1
46,1
40,8
45,5
48,3
51,3
Театры, цирки, концертные и другие организации исполнительских искусств
122,0
163,3
172,2
183,5
194,5
208,8
Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации
16,4
35,6
1,2
0,0
0,0
0,0
Межбюджетные трансферты
0,0
12,9
0,0
3,2
3,2
3,2
Региональные целевые программы
26,4
357,4
431,6
48,2
1,7
10,3
Мероприятия, связанные с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства
0,0
0,0
55,0
0,0
0,0
0,0

Удельный вес расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура» в общей сумме расходов республиканского бюджета в 2010–2015 гг. представлен в табл. 2.

Таблица 2

Удельный вес расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура» в общей сумме расходов республиканского бюджета в 20102015 гг. [1, 2, 3, 4, 5, 6], %

Наименование
2010
2011
2012
2013
2014
2015
факт
факт
факт
план
план
план
ВСЕГО
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Культура, кинематография, средства массовой информации
3,7
3,3
4,8
1,6
1,7
1,6
Культура
3,3
2,9
4,6
1,4
1,6
1,5

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что объемы финансирования культурной деятельности в регионе сокращаются. Так, если в 2010 г. удельный вес расходов на «культуру, кинематографию, средства массовой информации» составлял 3,7%, то в 2013 г. – 1,6%. Указанная пропорция прослеживается и по подразделу «культура»: 3,3 и 1,4%% соответственно.

Остатка недостаточно

Ситуация в сфере финансирования культуры усугубляется и тем, что плановые показатели 2014, 2015 гг. констатируют тот факт, что расходы на культуру останутся на уровне 2013 г. Между тем, в настоящее время из 1162 учреждений культуры требуют капитального ремонта 302,52 находятся в аварийном состоянии [8].

Причина сложившейся ситуации прежде всего в том, что в 2011 г. прекратилось финансирование культурной деятельности региона по каналам федеральных целевых программ, а финансировавшиеся в 2012 г. мероприятия, связанные с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, носили разовый характер (см. табл. 3).

Таблица 3

Структура расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура» в 20102015 гг., [1, 2, 3, 4, 5, 6], %

Наименование
2010
2011
2012
2013
2014
2015
факт
факт
факт
план
план
план
Культура
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Федеральные целевые программы
67,9
17,5
0,0
0,0
0,0
0,0
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы
10,8
21,9
39,4
0,0
24,1
14,1
Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации
0,6
0,8
20,2
9,3
6,0
6,2
Музеи и постоянные выставки
2,9
3,1
1,9
10,6
9,5
10,6
Библиотеки
3,1
4,2
2,2
13,0
11,8
12,9
Театры, цирки, концертные и другие организации исполнительских искусств
10,9
15,0
9,5
52,4
47,4
52,7
Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации
1,5
3,3
0,1
0,0
0,0
0,0
Межбюджетные трансферты
0,0
1,2
0,0
0,9
0,8
0,8
Региональные целевые программы
2,4
32,9
23,7
13,8
0,4
2,6
Мероприятия, связанные с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства
0,0
0,0
3,0
0,0
0,0
0,0
Структура расходов республиканского бюджета на подраздел «культура» хаотична, без четко прослеживающихся тенденций и не носит постоянного характера. Это свидетельствует о том, прежде всего, что, во-первых, культурная деятельность в республике носит эпизодический характер, что связано с проведением отдельных разовых культурных мероприятий, а во-вторых, о том, что культура в регионе финансируется по остаточному принципу.

Культуру в массы!

В Мордовии действует одна концертная организация – Мордовская государственная филармония. Пять самостоятельных республиканских концертных коллективов: Мордовский государственный ансамбль песни и танца «Умарина», Государственный камерный хор, театр песни «Росичи», джазовый оркестр «Биг-бенд «Саранск»», фольклорный ансамбль «Торама».

На 01.01.2013 работали Республиканский Дом народного творчества, Поволжский центр национальных культур, 535 клубных учреждений, из них: 12 передвижных автоклубов, 6 клубных учреждений городского округа Саранск. Созданы и работают 2960 клубных формирований, в которых занимаются 30109 человек, 2392 разножанровых коллектива самодеятельного народного творчества, в которых занимаются 23493 человека, из них: 248 – хоровых, 321 – хореографический, 213 – театральных, 373 – фольклорных и т.д., 483 клуба и объединения по интересам, в которых занимаются 5745 человек [8].

Функционируют два государственных музея: Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи с 3 филиалами и Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им И.Д. Воронина с 9 филиалами. Государственные и муниципальные музеи размещены в 27 зданиях, из них специально построенных – 2 (Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941–1945 гг. городского округа Саранск) [8].

Указанные музеи являются бюджетными учреждениями, выполняющими свои функции на основании государственного задания, и в 2013 г. полностью финансировались за счет субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

На 01.01.2013 в Мордовии насчитывалось 538 библиотек системы Министерства культуры, из них 471 находится в сельской местности, 4 библиотеки республиканского значения [8]. По сравнению с 2011 г. сеть библиотек осталась без изменений. Библиотеки республиканского уровня: Национальная библиотека им. А.С. Пушкина, Мордовская республиканская детская библиотека, Мордовская республиканская юношеская библиотека, Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых. Крупнейшие библиотеки: Национальная библиотека им. А.С. Пушкина, Мордовская республиканская детская библиотека.

Республиканские библиотеки являются казенными учреждениями и финансируются посредством бюджетных ассигнований на выполнение функций казенными учреждениями (5% расходов по целевой статье «Библиотеки»). Сельские библиотеки являются бюджетными учреждениями, на их долю в 2013 г. приходится 95% расходов по целевой статье «Библиотеки».

В настоящее время в Республике Мордовия действуют пять театров – четыре республиканских и один муниципальный: Государственный русский драматический театр; Государственный музыкальный театр им. И.М. Яушева; Мордовский государственный национальный драматический театр; Государственный театр кукол и детский центр театра и кино «Крошка» городского округа Саранск. Указанные театры являются бюджетными учреждениями и финансируются преимущественно посредством субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), что в 2013 г. составило 2/3 их расходов. Почти пятая часть средств на обеспечение театральной деятельности в Республике Мордовия в 2013 г. поступает по каналам Республиканской целевой программы «Культура Мордовии» на 2011–2016 гг. [8].

Целями программы являются совершенствование условий для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования; определение стратегии развития сферы культуры Республики Мордовия с учетом приоритетных направлений государственной политики, модернизации структурных подразделений, укрепления материальной базы, внедрения новых информационных технологий; повышение значения культуры в жизни общества и создание единого культурно-информационного пространства на территории республики [7].

Вывод

Для создания единого культурно-информационного пространства на территории Республики Мордовия необходимо решить следующие задачи:

1) сохранение и развитие накопленного потенциала в сфере культуры, многонационального культурного наследия, возрождение духовных традиций и ценностей всех народов, проживающих в Республике Мордовия;

2) создание условий для расширения доступа граждан к культурным ценностям, сосредоточенным в учреждениях культуры, посредством укрепления их материально-технической базы и технического переоснащения;

3) совершенствование условий художественного и профессионального образования в сфере культуры;

4) создание условий для поддержки народных художественных промыслов и ремесел; совершенствование системы управления культурой и искусством Республики Мордовия.


Источники:

1.О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг. Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 100-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
2. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг. Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2011 г. № 90-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
3. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014–2015 гг. Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 88-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
4. Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2012 г. Закон Республики Мордовия от 19 июня 2013 г. № 36-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
5. Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2011 г. Закон Республики Мордовия от 25 мая 2012 г. № 29-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
6. Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2010 г. Закон Республики Мордовия от 14 июня 2011 г. № 20-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
7. Республиканская целевая программа «Культура Мордовии» на 2011–2016 годы. Постановление Правитель-ства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 227 (с изменениями от 31 октября, 20 декабря 2011 г.) [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: www.mkrm.ru.
8. Паспорт культурной жизни Республики Мордовия за 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mkrm.ru.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:42:36