Рыночная экономика и ее государственное регулирование: предмет исследования и преподавания

Боробов В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (22), Октябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Боробов В.Н. Рыночная экономика и ее государственное регулирование: предмет исследования и преподавания // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – С. 33-36.

Аннотация:
Проведение в России эффективных рыночных реформ сталкивается со многими труд-ностями из-за отсутствия у большинства населения, в том числе управленческих кадров, системных знаний об этих процессах. Постижение законов рыночной экономики российскими гражданами, как показывает опыт, должно быть синтезом теории и практики, отражающим сложный путь трансформации индустриально-централизованного народного хозяйства в динамичную совокупность индустриально-рыночных хозяйств, движущихся в новое, постиндустриальное качество.

Ключевые слова: Россия, современная рыночная экономика, социальные факторы



Проведение в России эффективных рыночных реформ сталкивается со многими трудностями из-за отсутствия у большинства населения, в том числе управленческих кадров, системных знаний об этих процессах. Постижение законов рыночной экономики российскими гражданами, как показывает опыт, должно быть синтезом теории и практики, отражающим сложный путь трансформации индустриально-централизованного народного хозяйства в динамичную совокупность индустриально-рыночных хозяйств, движущихся в новое, постиндустриальное качество.

Создание программы по изучению курса теории и практики рыночной экономики и ее государственного регулирования поставило задачу ориентации преподавательского корпуса на работу со студентами и аспирантами в области изучения экономического развития страны в условиях рыночных реформ. Господствовавшая долгое время в экономической науке России теоретическая доктрина К. Маркса по многим причинам перестала играть отведенную ей роль. Научная общественность получила возможность изучать любые научные труды, в т.ч. ранее недоступные.

Вместе с тем быстро прошла эйфория по поводу спасительности для экономики России идей “просвещенного Запада”. Односторонняя расширенная пропаганда неолиберализма, преподносившегося российскому читателю как нечто наипрогрессивнейшее, сменилась более взвешенным анализом научных концепций и реальной практики рыночного хозяйствования. Российская экономика сегодня представляет собой предельно противоречивый и структурно неустойчивый объект, кризисное состояние которого есть в значительной мере следствие кризиса политических институтов государства как единого организма. Его реформирование и регулирование невозможно на базе приемов, сложившихся применительно к стабильной хозяйственно-политической системе.

Неустойчивый характер современного российского экономического хозяйства, его многоукладность выдвигают особенно высокие требования к государственной экономической политике и к институтам государственной власти. В этих условиях проблематика государственного регулирования рыночной экономики неизбежно ставится в центр экономики как науки в целом. Вопросы рыночной экономики, ее государственного регулирования приобретают социальную составляющую, призванную выражать интересы всего народа. Поэтому задачи государственного регулирования рыночной экономики переплетаются с задачей демократизации управления государством.

Предмет «Теория и практика рыночной экономики, ее государственное регулирование (основные области исследования и преподавания)» можно связывать с изучением механизма влияния государственных институтов на взаимоотношения субъектов хозяйствования, относящихся ко всем формам собственности, и на их общее поведение в связи с реализацией стратегических целей государства, отвечающих интересам нации. Должны быть учтены рубежи уже пройденные мировой историей эволюции капиталистического рыночного хозяйства, противоречия перехода к постиндустриальной модели социально-экономического развития, ограничения, выдвигаемые экологией, колоссальной ресурсной и социальной неравномерностью в мире и др. Выделим основные научные и прикладные проблемы, претендующие на ключевое положение в курсе «Теория и практика государственного регулирования рыночной экономики».

1. Проблема цели экономической политики. Она явно недооценивалась на начальных этапах рыночных реформ в России, и лишь в последнее время в программных правительственных документах стали встречаться формулировки целей экономических реформ. Но они слишком разноплановы, противоречивы и часто являются данью политической конъюнктуре.

Всегда перед правительством стоит проблема выбора главных целей из множества возможных, ранжирования приоритетов с учетом уровня и динамики ресурсной базы в стране.

2. Система средств в реализации экономической политики, обеспечение их оптимального использования.

В ряду важнейших средств достижения экономических целей, связанных с ростом жизненного уровня населения, можно выделить следующие:

‑ создание развитой рыночной инфраструктуры;

‑ четкая и открытая политика в области собственности;

‑ стимулирование научно-технологических новшеств;

‑ антимонопольные меры;

‑ оптимальная бюджетная, кредитная, налоговая, тарифная и ценовая политики;

‑ поддержка мотиваций эффективного труда;

‑ обеспечение рациональной занятости населения.

Все они составляют важные блоки курса «Теория и практика государственного регулирования рыночной экономики». Сюда также относится раздел «Поддержка поступательного развития производительных сил страны». Его структура включает в себя следующие подразделы:

‑ информационная база и научно-творческий потенциал;

‑предпринимательский ресурс;

‑ труд и его мотивация;

‑ техника и технология;

‑ энергетическая база;

‑ материально-сырьевая база;

‑ территориальное пространство развития;

‑ организационно-структурные факторы;

‑ культурная среда.

Производительные силы способны создавать и поддерживать устойчивость хозяйственной системы государства. Сегодня крайне важно, чтобы именно в русле стратегических задач развития производительных сил были сформулированы национальные интересы России в процессе реформирования экономики. С упором на развитие производительных сил могут более плодотворно решаться проблемы прогрессивных структурных сдвигов, проводиться активная промышленная политика, формироваться инфраструктура рынка. Необходимо изучать средства и методы, которые обеспечили бы инновационную ориентацию экономического механизма, для того чтобы формировать не устаревшую, а постиндустриальную модель рыночного хозяйства.

Нужны теоретические обобщения в области эффективности труда, капитала, использования природных ресурсов и других с учетом происходящих изменений в структуре собственности и форм хозяйствования, в рамках нового федерализма. Необходимо преодолеть сложившуюся за последние годы явную недооценку социальных факторов в экономике, вернуться к постановке исследований социальной составляющей эффективности хозяйственных стратегий.

Значительную область интересов должно составлять изучение истории экономических учений, научное обобщение мирового опыта осуществления экономических реформ, практики регулирования хозяйственных процессов. Предстоит еще проделать значительную работу по формированию предмета преподавания. Важно уточнять свои представления по этим вопросам и проводить дискуссии и обсуждения.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:50