Методы управления затратами на техническую продукцию

Иванова Н.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (21), Сентябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванова Н.Ю. Методы управления затратами на техническую продукцию // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 9. – С. 107-110.

Аннотация:
В статье подробно рассматриваются два метода управления затратами на техническую продукцию: функционально-стоимостной анализ и метод целевых издержек. Первый рассматривает функции изделия и его элементов по отдельности, второй – на маркетинговом прогнозировании рыночной ситуации и связанным с этим определением цены товара. Рекомендуется предпринимателям, задействованным в сфере производства товаров народного потребления.

Ключевые слова: затраты предприятия, техническая продукция, функционально-стоимостной анализ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Для оптимизации технико-экономических параметров применяются различные методы: расчет обобщающих показателей качества; минимизация приведенных затрат на единицу обобщающего показателя качества; выявление корреляционных зависимостей; математическое моделирование; создание и оптимизация целевых функций и т. д. Одним из бесспорных достижений технико-экономического анализа в плане управления затратами на продукт является разработка метода функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Разработка метода функционально-стоимостного анализа связана с именами советского конструктора Ю.М. Соболева, создавшего методику анализа, вскрывающего недоработки в проектах изделий, и американского инженера Л.Д. Майлса, под руководством которого специалисты начали рассматривать изделие и его элементы, сосредоточив внимание только на их функциях. Технические решения при этом как бы отходят на второй план. Главная отличительная особенность ФСА по сравнению с другими методами технико-экономического анализа (ТЭА) состоит в том, что он имеет функционально ориентированный характер. Остальные методы используют преимущественно предметный подход, оценивая технические характеристики изделия и производственные и/или эксплуатационные затраты. Введение в оценку функциональной загруженности изделия существенно обогатило возможности технико-экономического анализа.

Функционально-стоимостной анализ может применяться как при создании новых изделий, так и для улучшения существующих, в том числе с целью совершенствования конструкции и ее технологичности, а также для снижения себестоимости и цены на выпускаемую продукцию. В годы планового государственного управления экономикой страны ФСА объектов проводился в плановом порядке в соответствии с планом-графиком, разрабатываемым совместно министерством и ведомствами отрасли. Для методического руководства работами по ФСА в СССР на всех уровнях управления отраслью были созданы советы и комиссии: в отрасли – координационный совет по ФСА министерства; в производственном, научно-производственном объединении, на предприятии, в научной организации – комиссия по ФСА. В настоящее время его проведение инициируется самими предприятиями.

Сравнительно недавно за рубежом появился еще один метод управления затратами ‑ Target Costing, что в переводе с английского означает “целевые издержки”. Этот метод может рассматриваться как особая форма функционально-стоимостного анализа, позволяющая не только вносить оптимизирующие коррективы в конструкцию изделия, но и проектировать изделие по заданным стоимостным рекомендациям, базирующимся на полезности тех или иных функций данного изделия для потребителя. По сути, этот метод позволяет проводить нормирование затрат на основе функционального анализа. Поскольку за основу при использовании данного метода управления затратами на изделие берется маркетинговая цена товара, то метод Target Costing можно рассматривать не только как способ оптимизации затрат, но и как особый метод установления цен. Сущность метода состоит в следующем.

Ожидаемая рыночная цена принимается в качестве целевой цены. Исходя из условий, сложившихся на рынке данного товара, планируют величину скидок, которые придется предоставить клиентам, величину налогов, а так же, основываясь на предполагаемом объеме продаж, желаемую прибыль. Целевая цена снижается на соответствующую величину, и на основе этих данных получают целевые издержки. Затем составляется подробная структурная схема технических элементов планируемого к разработке изделия. После чего проводится следующее исследование: сопоставляется оценка важности свойства продукта или элементов продукта с долей той или иной группы в исполнении данного свойства. На основе этих данных вычисляется вес (или важность) рассматриваемой группы для потребителя. Исходя из предположения, что, чем больший вес для потребителя имеет структурная группа, тем качественнее она должна быть изготовлена, и тем большую долю издержек примет на себя этот элемент конструкции, соотносят напрямую важность структурной группы и долю издержек, приходящуюся на эту группу. Отсюда определяется рекомендуемая величина издержек для данной структурной группы. После получения рекомендаций по стоимости элементов конструкции они передаются инженерам и технологам для изучения и разработки практических технических решений, учитывающих стоимостные рекомендации. Разработка технических решений проводится в тесном контакте с отделом снабжения с целью получения полного спектра информации о возможностях поставки тех или иных материалов и комплектующих и их возможной стоимости. Различные модификации этого метода с успехом применяются на европейских предприятиях. Например, одну из них использует германская компания BMW.

Применение метода целевых издержек целесообразно, прежде всего, при реализации инновационных проектов. В зависимости от сложившихся условий и традиций предприятия могут быть разработаны его различные модификации. При создании новых изделий данные, полученные на основе использования метода, могут служить как основой для анализа и планирования поэлементных издержек создаваемой продукции, так и базой для контроля и анализа отклонений. Тот же подход может быть также использован и для системных инноваций, а также для оценки инноваций в процессы. В этом случае в качестве исходного пункта вместо целевой цены изделия рассматривается допустимая стоимость процесса, системы и т.д.

Известные в настоящее время концепции, методы и методики не позволяют в полной мере одновременно учитывать требования к изменению цены и управлять затратами. В большинстве методик цена изделия является следствием реализованных технических решений и только сравнивается с рыночной ценой на аналогичные изделия. На основании результатов сравнения принимаются решения о корректировке величины прибыли или о возвращении к этапу разработки. Рассмотренные выше проблемы ставят задачу создания новых подходов к управлению затратами, адекватных современной ситуации.


Источники:

1. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ. - 1995. – 157 с.
2. Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. и др. Управление затратами на предприятии: Учебник. – СПб.: Издательский дом “Бизнес-пресса”. - 2000. – 277 с.
3. Кац Г.Б., Ковалев А.П. Технико-экономический анализ и оптимизация конструкций машин. – М.: Машиностроение, 1981. – 214с.
4. Target Costing. Herausgeber: Controller Verein eV, Gauting| Munchen, 1997.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:45