Компетентностный подход в непрерывном образовании: ключ к карьерному росту

Хасия Т.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (73), Январь 2013

Цитировать:
Хасия Т.В. Компетентностный подход в непрерывном образовании: ключ к карьерному росту // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 1. – С. 60-65.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809610
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается компетентностный подход в высшем профессиональном образовании в рамках модернизации, где одной из важных задач являются повышение компетентности обучаемого через компетентность преподавателя, поиск новых путей развития системы образования, пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности.

Ключевые слова: непрерывное образование, компетентностный подход, метод ситуационного обучения



Основной целью качества непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности. В центре идеи непрерывного образования находятся сам человек, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется особое внимание.

«Даже лучшего образования хватит на пять, максимум на десять лет, независимо от того, что это за образование», – сказал экс-министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, выступая в ноябре 2004 года в эфире радиостанции «Эхо Москвы». «Жизнь меняется, и через пять–десять лет надо получать дополнительное образование. И это одна из главных тем на сегодняшний день – как перейти к концепции непрерывного образования», – отметил экс-министр.

Результат основывается на средствах

В ХХI веке концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят постоянно.

Необходимость «возобновлять» образование, профессиональную подготовку или переподготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, собственной программы пополнения знаний, выработки умений, закрепления навыков и приобретения современных профессиональных качеств, причем в течение всей жизни специалиста.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателя. Сегодня, преподаватель попрежнему остается основным звеном процесса обучения. Однако интеграция информационных технологий и образования способствуют формированию его новой роли. Преподаватель является в высокотехнологичной среде не только источником информации и академических фактов – он помогает обучающимся понять сам процесс обучения. Повышение квалификации педагогических кадров в контексте непрерывного профессионального образования может строиться следующим образом: взаимодействие всех заинтересованных образовательных учреждений в качественной подготовке педагогических кадров; многообразие программ, направленных на обеспечение их инновационного развития.

Разнообразие услуг, предоставляемых специалистам в сфере образования.

Современная профессиональная подготовка педагога оценивается и через понятие компетентности, компетентностного подхода в образовании, каковой не только шире, чем просто знания, умения или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?), социальные (с кем?) и ценностные (что в основе?) элементы. То есть, говоря о компетентности, подразумевают профессионально-личностные ее компоненты, связанные с целями и умением достигать значительных результатов, использованием новых педагогических средств обучения и овладением данными средствами и новых ценностных основаниях профессиональной деятельности при наличии необходимых личностных качеств специалиста [2].

Ориентация по ситуации

Еще вчера говорить о целостности образовательного пространства не представлялось возможным.

Во-первых, структура образовательного пространства в высшей школе была явно «перекошена» в сторону приобретения теоретических знаний [3].

Во-вторых, практические навыки, получаемые студентами во время выполнения лабораторных работ, решения задач, совершенно не интегрировались в производственную деятельность, что явно затрудняло их применение в работе. И только с переходом на двухуровневую подготовку высшей школы приоритетным стало направление трансформации базовых знаний в профессиональную деятельность.

Одним из способов эффективного применения теории в реальной жизни при решении возникающих проблем является разбор учебно-конкретных ситуаций, или метод ситуационного обучения, а также обучение на примере разбора конкретной ситуации – case-study. Кейс – это практическая ситуация, которая содержит некоторые проблемы. В переводе с английского кейс – случай, а case-study – это обучающий случай. Его содержание и возможные решения должны анализироваться и обсуждаться совместно обучающимися и преподавателем.

Обучение на конкретном случае дает человеку мудрость, а также позволяет предвидеть будущее и делать так, чтобы будущее работало на него.

Классическое определение понятия «кейс» представляет собой описание деловой ситуации, которая реально встала или стоит, например, перед ответственными менеджерами, описание, включающее сопутствующие данной ситуации факты, мнения, суждения, на которые обычно на практике и опирается решение менеджеров». Эндрю Тоул добавляет к этому: «…кейс – катализатор, ускоряющий процесс обучения путем привнесения в него практического опыта».

Кроме того, case-study – это совокупность условий и обязательств, описывающих совершенно конкретную реальную обстановку на предприятии в рассматриваемый период.

Case-study предусматривает наличие управленческой проблемы и обычно включает информацию о целях, финансовом состоянии, об отношениях между управленческим и производственным персоналом, об условиях рынка, активности конкурентов и других влияниях внешней среды.

Кейс – это также, и письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения [4].

Кейс содержит исчерпывающую информацию о том, что? Происходит, кто? В этом участвует, когда? Должен быть получен результат, зачем? – все это нужно (т.е. цель задания), какие? Ресурсы можно использовать (время, деньги, люди, полномочия и т.д.). Нет только ответа на вопрос как? Как достичь поставленной цели и получить необходимый результат – это и предлагается решить участнику, кото-рый словно математическую задачу должен решить кейс.

Кейс – это всегда моделирование жизненной ситуации. Кейс позволяет рассмотреть проблему за письменным столом. То решение, которое найдет участник кейса, может служить как отражением уровня компетентности и профессионализма участника, так и реальным решением проблемы. Кейсы хороши тем, что погружают участника в бизнес-процессы, при этом участник остается сидеть за письменным столом. Как правило, кейсы не имеют единственно верного решения.

Участник всегда может придумать свой неповторимый вариант решения.

Метод case-study впервые был применен в Гарвардской школе бизнеса в 1921 году, и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира – его преподаватели пишут в год по 700 высококачественных кейсов.

В последнее время case-study метод обучения получил широкое распространение в мировой практике в области изучения менеджмента и маркетинга. Кроме Гарвардской школы бизнеса можно выделить еще одну традицию использования конкретной ситуации – Манчестерскую. В Манчестерской традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто и вырабатывается в ходе групповых дискуссий.

Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки – Университет Западного Онтарио (Канада). Преподаватели из Европы ездят в США «перенимать» специфику «кейс-образования».

Разбор требует времени

Кейс играет большую роль в образовании студентов бизнес-школ, поэтому все бизнес-школы указывают, какую часть времени обучения выделяют для case-study, например, в Wharton это 30% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% учебного времени, а в бизнес-школе Колумбийского университета – 30%, в знаменитом Уортоне – 40%. Рядовой студент за время учебы в Гарварде разбирает до 700 кейсов, тратит 90% учебного времени на разбор конкретных ситуаций [5].

Использование ситуационного подхода в обучении позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой и сформировать у студентов следующие умения: оценить ситуацию;

выбрать и организовать ключевую информацию;

правильно формировать запросы;

определить проблемы и возможности;

прогнозировать пути развития ситуации; принимать решения в условиях неопределенности и конструктивно реагировать на критику.

Таким образом, задачей преподавателя являются определение того, какие практические занятия проводить с использованием метода; подобрать соответствующий материал; продумать направление беседы или дискуссии на занятиях; поставить задачи перед студентами по вопросам организации работы с кейсом; обобщение, пояснение и напоминание теоретических аспектов дисциплины.

Задачей студентов будет решить задачу, поставленную перед ними; увидеть реакцию на свои решения, на их оптимальность; понять, что необдуманные решения увеличивают степень риска в вопросах организации работы предприятия.

Всю работу по методу «case-study» можно разделить на три фазы (табл. 1):

• до занятия,

• во время занятия,

• после занятия.

Таблица 1

Действия преподавателя и студента по методу «case-study»

Выводы

Целью case-study методов является обучение студентов решать проблемы, но не передавать знания. Кейсы являются также важным шагом на пути к построению партнерских отношений между университетами и предприятиями, а главное, кейс-метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает решения практических задач. Кейсы очень близки к имитационным играм, которые служат задачам ситуационного анализа диагностики. Оценка и прогноз выступают как продукты игры.

Занятия по анализу кейса ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности обучающихся.

Сегодня процесс образования состоит из взаимосвязанного звена «обучающийся (студент) – обучающийся (преподаватель), и от квалификации и опыта преподавательского состава всецело зависит то, с какими знаниями выпускники образовательного учреждения выйдут в «большую жизнь». Чем выше компетентность преподавателя, тем более компетентного специалиста получит общество и тем скорее будет решена задача высшего образования по формированию специалиста нового поколения.


Источники:

1. Кравченко А.И. Непрерывное образование [Текст] // Центр дистанционного образования «Элитариус» (Санкт-Петербург), 2011.
2. Гладкая И.В. Становление понятия «профессиональная компетентность» в теории профессионального образования [Текст]. – Санкт-Петербург, 2011.
3. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшем образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореферат диссертации д-ра пед. наук [Текст]. – М.: 1999.
4. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ [Текст]. – Ташкент: Узбекистан,1995.
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие [Текст]. –.М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
6. Электронный ресурс: http:www.tolz.ru /libraru/ pid=421.
7. Батраков И.С., Бордовский В.А., Тряпицын А.В. Обобщенная модель повышения квалификации педагогических кадров в контексте непрерывного профессионального образования [Текст]. – Санкт-Петербург, 2011.
8. Калиновский Ю.И. Философия образовательной политики [Текст]. – М.: 2000.
9. Минлибаева М.Ю. Компетентностный подход в подготовке студентов [Текст]. – Стерлитамак: 2009.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:51