Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2001

Причины ошибочного представления о роли измерений в логистике

Ларионов Валерий Глебович, доктор экономических наук, профессор МГУПБ, Россия

Куракина О В, мл. н. с. института США и Канады РАН, Россия

Шершнев Евгений Сергеевич, доктор экономических наук гл. н. с. института США и Канады РАН, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Нужно ли проводить логистические измерения? Насколько это оправдано? Логистические измерения – своеобразный барометр предпочтений клиента. Авторы предлагают читателям рассмотреть причины ошибочных представлений о роли измерений в логистике.
Цитировать публикацию:
Ларионов В.Г., Куракина О.В., Шершнев Е.С. Причины ошибочного представления о роли измерений в логистике // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 91-94.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Статьи, которые мы предлагаем нашим читателям в этом и в следующем номерах журнала, являются продолжением научных исследований в рамках логистики, опубликованных в №№ 5, 6, 7/2001.

Логистике принадлежит важная роль в организации управления современным бизнесом. Стоит открыть газету, и мы видим с каждым днем увеличивающееся количество объявлений: “требуется менеджер по логистике”, “требуется логистик”. И только на основе этого можно сделать вывод, что логистика продвигается на первые места в бизнесе.

 Логистика претерпела множество изменений, была совершенно незаметна и, казалось, не особо важной, но теперь, постоянно меняя свою трактовку, приобретает все большую важность в современном мире. Научные и деловые круги общества определяют логистику как организацию совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий. Это касается эффективного продвижения сырья, производственных запасов, готовой продукции, а также всей связанной с этим информацией по цепи “закупка сырья – производство продукции – сбыт – распределение” на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполненных в рамках данного процесса с целью наилучшего удовлетворения потребностей клиентов. Но встал вопрос: “А как же понять, насколько эффективно мы выполняем наши задачи?”. Этого вопроса не стояло, когда важнейшей целью предприятия была минимизация издержек. В зависимости от этого определялась эффективность предприятия. Но сейчас в век жесткой конкуренции на первое место вышла проблема удовлетворения потребностей клиента. Для этого необходимо измерять выполнение логистических операций.

“Что измерено, то управляемо”. Эта избитая фраза имеет огромное значение для менеджеров по логистике. Если компания строит дешевую систему логистики, но не измеряет, какую пользу она приносит клиентам, например, своевременность поставок, то результаты измерений не дадут представления о том, насколько полно были удовлетворены потребности клиентов. Если для клиентов скорость и точность поставок важнее цены, то они обратятся к другому поставщику. В том случае, если компания, осуществляя поставки, не может обеспечить их своевременности, и при этом не интересуется реакцией клиентов, то ей сложно будет учитывать потребности клиентов и увеличить или хотя бы сохранить их число ввиду роста неудовлетворенности обслуживанием. Возможно Льюис Кэрол, лучше передал состояние того, кто потерял верное направление:

‑ Не могли бы мне подсказать, какой дорогой я должна идти, чтобы выйти отсюда? – спросила Алиса.

‑ Это зависит от того, куда бы вы хотели попасть, – сказал кот.

‑ Я не знаю, – ответила Алиса.

‑ Тогда не имеет значения, в какую сторону идти, – ответил кот.

Без информации о том, насколько успешно идет ежедневное сражение за клиентов, компания не может сделать привальный выбор направления развития.

Для повышения эффективности любых деловых действий необходимо понять, как это лучше выполнить, т.е. нужно измерить это. Запросы клиентов, как правило, со временем растут, компания должна продолжать повышать эффективность своего бизнеса и проводить измерения, подтверждающие результативность изменений. Это необходимо для того, что бы адекватно реагировать на изменение ситуации на рынке и сохранить уровень рентабельности фирмы на должном уровне.

Выгоды от эффективных логистических мероприятий могут быть существенны. Для начала, логистические измерения позволяют точно определить степень неэффективности и сократить затраты, они могут быть инструментами в процессе повышения эффективности обслуживания. Наконец, грамотные мероприятия могут помочь менеджерам с выбором ассортимента и уровня предоставляемых услуг, клиентам. При этом клиент будет видеть структуру расходов на предоставляемые ему услуги.

Исследования показали, что большинство компаний не в состоянии ответить сразу на 2 вопроса:

1) Насколько хорошо она выполняет заказы клиентов?

2) Насколько хорошо выполняют ее заказы поставщики?

Проводимые исследования показали, что лишь немногие специалисты проводили измерения на операциях с клиентами и поставщиками. Большинство же менеджеров, занятых проблемами логистики, до сих пор сосредотачивает свое внимание на измерениях внутри фирмы ‑ на работе складов и транспортировке, не учитывая внешних факторов, которые, суммируясь, удовлетворяют потребности их клиентов. Иными словами, измерения логистики были сфокусированы на контроле выполнения отдельных функций вместо того, что бы контролировать замкнутые процессы материально-транспортного обеспечения. Это предопределяется несколькими причинами:

Во-первых, успешное проведение измерений – это сложная задача, требующая усилий со стороны руководителей, которые должны убедить служащих, клиентов и поставщиков, что отдача, полученная в результате проведенных измерений, стоит приложенных усилий.

Во-вторых, довольно часто методы проведения оценок идут в разрез с общей стратегией компании. Зачастую результаты, полученные после проведения измерений, оказываются не актуальны, т.к. руководство компании меняет направление ее деятельности, не ставя в известность менеджеров вспомогательных подразделений.

Третья причина, из-за которой эффективность логистических измерений падает ‑ очень большое количество измерений, которые учитываются при подведении итогов.

Перечень параметров, которые измеряются, часто составляются без их согласования с общей задачей измерения. К примеру, менеджер по закупкам ищет пути снижения запасов. Тогда как менеджер склада не заинтересован в снижении объемов, т.к. от них зависит его доход. Следовательно, его интерес заключается в ликвидации дефицита, путем увеличения запасов. Проблемы, связанные с противоречивыми результатами измерений, подобно этим до сих пор не решены на предприятиях.

В–четвертых, отсутствие результативности измерений часто предопределяется тем, что компании отказываются предоставить информацию относительно своей деятельности. Логистические измерения настораживают рабочих, они задаются вопросом, что руководство или их клиенты будут делать с данными.

В–пятых, при измерении эффективности материально-технического обеспечения часто возникают трудности с языком, разногласия по трактованию основных условий. Например, для производителя, под понятием “поставки вовремя” подразумевается момент, когда их товары покидают завод или склад. Тогда как для покупателя “вовремя” означает, тот момент, когда он получает товар в пользование. Все эти проблемы должны быть ликвидированы, если компания намерена конкурировать в условиях постоянно меняющихся схем поставок. Об этом мы продолжим разговор следующем номере журнала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241