Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»3 / 2012

Конкурентная разведка - инновационный механизм удовлетворения информационных потребностей бизнеса

Магомедова Диана Марсовна, аспирант Института экономики Уральского отделения Российской академии наук г. Екатеринбург (Институт экономики УрО РАН); маркетолог ООО «СТК Регус – М», Россия

Competitor Intelligence – Innovation Mechanism of Business Information Requirements Satisfaction - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
Конкурентная разведка является эффективным инструментом управления информационными ресурсами. Обеспечивая компанию необходимой информацией, КР позволяет результативно совершенствовать и развивать конкурентоспособный бизнес.
Цитировать публикацию:
Магомедова Д.М. Конкурентная разведка - инновационный механизм удовлетворения информационных потребностей бизнеса // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 3. – С. 21-26.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Стремительные изменения в экономике вынуждают предпринимателей соответствовать жестким требованиям, предъявляемым современными рыночными условиями, а также вызывают необходимость поиска новых форм конкурентных преимуществ и пересмотра старых методов и стратегий. Наступает новая эпоха, «главной чертой которой является гибкость управления и быстрота реакции на внешние факторы» [3]. Поэтому на первый план выходит потребность в максимально полной реализации всех имеющихся ресурсов, сохранении существующих, а также в усилении и реализации новых.

То, что дано предугадать…

Вступление России в ВТО обостряет необходимость поиска инновационных решений управления бизнесом.В результате интеграции в мировую экономику прогнозируется значительное усиление конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний. В таком положении полная и своевременная информация о деловом и конкурентном окружении, данные о потребностях позволят эффективно управлять активами, опираясь в принятии решений на глубокое знание внешней и внутренней среды.

Многие исследователи возлагают большие надежды на конкурентную разведку (КР). Конкурентная разведка – это деятельность по сбору и анализу бизнес-информации о состоянии рынка и предпринимательской среды с целью выявления конкурентной позиции компании, реальных и потенциальных факторов, которые влияют или могут повлиять на способность компании успешно вести конкурентную борьбу на соответствующем рынке, предотвращать вероятные сбои и быстро восстанавливаться после тех или иных деструктивных событий. Являясь эффективным рычагомуправления информационными ресурсами, а также повышения конкурентоспособности предприятия, КР позволяет эффективно совершенствовать и развивать конкурентный бизнес.

Главным предназначением конкурентной разведки становится работа на опережение, недопущение возникновения нестандартных ситуаций, тех или иных деструктивных событий посредством идентификации стратегических рисков и своевременной коррекции стратегии компании, т.е. разработка и реализация мероприятий по укреплению ее конкурентного иммунитета. Подобную технологию Б. Джилад назвал «конкурентное раннее предупреждение» (competitiveearlywarning), именно она, по его мнению, и должна быть ядром конкурентной разведки.

Конкурентная разведка является инструментом удовлетворения информационных нужд потребителей, которые, прежде всего, выступают в качестве субъектов, реализующих свои собственные потребности как отдельной группы, функционирующей в бизнес-среде конкретного предприятия.Каждая группа потребителей имеет комплекс потребностей, отличный от совокупности потребностей других групп, который определяет генеральную цель данной группы.

Говоря о потребителях информации, мы имеем в виду всех агентов взаимодействия с информацией, которых интересуют те или иные аспекты ее мультиполезности в целях удовлетворения их потребностей. Такое взаимодействие происходит в различных формах, и информация в этом случае выглядит как уникальный объект потребления, характеризующийся наличием генеральной совокупности материальных и нематериальных качеств, которые будучи воспринятыми потребителями, становятся основой удовлетворения их нужд.

Согласно Экономической энциклопедии, информационная потребность – это «потребность в информации, возникающая, когда цель, стоящая перед потребителем, не может быть достигнута без определенного управляющего воздействия, то есть без вмешательства извне информации» [4]. Другими словами, информационные потребности – это необходимость в сообщениях определенного содержания и формы, которые требуются специалистам для ориентации в бизнес-среде,уточнения сложившейся у них точки зрения по поводу происходящего в бизнес-пространстве, для выбора линии поведения, решения проблемных ситуаций и достижения поставленных целей.

Поскольку информационные потребности обуславливаются в первую очередь объективными характеристиками профессиональной деятельности специалиста (в том числе содержанием, структурой повседневной работы индивида), каждой целевой группе необходима специфическая информация, интересующая ее участников непосредственно и относящаяся к области их конкретной профессиональной деятельности. А состояние внешней среды в свою очередьопределяет, какие способы выработки информации являются наиболее подходящими. Причем «чем выше уровень управления, тем большую ценность представляет управленческая информация, чем ниже уровень, тем больше информационные потребности» [2].

Оружие, бьющее точно в цель

Деятельность управляющих высшего звена по стратегическому планированию связана в первую очередь с вопросами будущего взаимодействия организации с окружающей средой. Данная группа должна быть обеспечена достоверной и точной информацией в большей степени из внешних источников, которая не обладает свойствами детальности.

Что касается управляющих высшего и среднего звена, которые осуществляют управленческий контроль, им необходима информация, как из внутренних, так и из внешних источников. Для этой группы потребителей имеет большое значение своевременность предоставляемой информации, которая должна быть более детальной и четкой, так как временные рамки принимаемых решений здесь более ограничены.

Информация для целей оперативного контроля, функции которого касаются повседневной деятельности, должна обладать характеристиками максимальной точности и узкой направленности. Характерно, что используемые в данном случае источники почти исключительно внутренние.

На основе перечисленных потребностей, можно выделить следующие виды бизнес-информации:

1. Стратегическая информация: представляет собой совокупность данных, прошедших аналитическую обработку, использование которых позволяет формировать заключения относительно основных аспектов и тенденций конкурентного рынка, а также определять и обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процесса достижения намеченных стратегических целей.

2. Тактическая информация: представляет собой информацию о конкретных текущих событиях и фактах.

3. Оперативная информация – данные, касающиеся внезапно возникающих событий и угроз, требующих оперативного реагирования

Исходя из видов бизнес-информации возникают виды КР: стратегическая, оперативная, тактическая.

Смысл стратегической конкурентной разведки заключается в сборе и анализе стратегической информации о процессах в экономике, политике, влияющих на деятельность корпорации, а также в определении направлений дальнейшего развития корпорации на рынке товаров и услуг и в прояснении структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает (или планирует работать) предприятие. В поле интересов стратегической разведки попадают риски, угрозы, и возможности стратегической направленности, влияющие на возможности достижения долгосрочных целей организации.

К объектам интереса стратегической конкурентной разведки относятся: окружающая среда (конкуренты, законодательство, ресурсы, новые технологии, основные аспекты движущих сил и тенденций на конкурентном рынке и т.д.); внутренняя среда фирмы.

Деятельность тактической конкурентной разведки заключается в сборе и анализе тактической информации, позволяющей принимать решения по текущим проблемам коммерческого и технологического характера. На тактическом уровне специалистов по КР интересуют, прежде всего, конкретные факты, касающиеся повседневной деятельности компании.

Оперативная разведка рассматривает внезапно возникающие угрозы и риски, способные осложнить деятельность компании в текущей и среднесрочной перспективе. Конкурентная разведка на оперативном уровне позволяет решать задачи негативного взаимодействия с конкретным конкурентом и выявлять возможности внешней среды.

Выводы

Удовлетворяя информационные потребности перечисленных групп, КР служит механизмом, обеспечивающим актуальной информацией все уровни принятия решений, учитывая при этом социальные, экономические, политические процессы и инвестиционный климат в общем. В итоге КР позволяет корректировать имидж с учетом полученной информации по поводу перспектив, возможностей и рисков, при этом снижая издержки и делая предприятие привлекательным для партнеров и инвесторов. А малый срок окупаемости и низкий объем капиталовложений делает технологии КР в современных рыночных условиях эффективным оружием борьбы за выживание.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознавать внешние риски и управлять ситуацией [Текст]. – СПб.: Питер, 2010.
2. Дрокин В.В., Пешехонова Г.В. Формирование информационных технологий в системе управления конкурентными преимуществами сельского хозяйства региона. Препринт [Текст]. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007
3. Семь нот менеджмента [Текст] // Эксперт, 1997, №32.
4. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Балкин [Текст]. – М.: Экономика, 1999.
5. Ющук Е.Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей [Текст]. – М.: Вершина, 2006.