Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2001

Соблюдение правил и условностей делового этикета

Мельников Олег Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры “Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность” МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Ларионов Валерий Глебович, доктор экономических наук., профессор заведующий кафедрой “Экономика и менеджмент” МГУПБ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 2 2001, № 4 2001, № 5 2001, № 6 2001, № 7 2001)
Деловой имидж бизнесмена как его положительный образ в глазах окружающих людей во многом зависит от соблюдения правил и условностей делового этикета. Благодаря соблюдению именно этого требования любой имидж обретает оттенок личного обаяния.
Цитировать публикацию:
Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Соблюдение правил и условностей делового этикета // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 58-62.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Деловой имидж бизнесмена как его положительный образ в глазах окружающих людей во многом зависит от соблюдения правил и условностей делового этикета. Благодаря соблюдению именно этого требования любой имидж обретает оттенок личного обаяния.

Деловой этикет – это установленный порядок делового общения, исходящий из принципов и норм деловой этики. Его знание облегчает ориентировку в повторяющихся ситуациях деловой жизни, помогая избежать промахов или сгладить их общепринятыми способами. Такой этикет – это своеобразное продолжение вежливости и целесообразности, которые способствуют установлению деловых контактов, а само деловое общение делают привычнее и комфортнее, чем обычный образ действий.

Вежливость, прежде всего, предполагает приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу почтение именно таким способом. Международный этикет приветствий, как правило, одинаков ‑ в разной форме, разными способами желать друг другу доброго утра, дня, вечера, здоровья, трудовых успехов, добра и благополучия.

В приветствии нужно стараться выразить всю доброжелательность и симпатию. Слова нужно произносить четко и не спеша.

Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой - со старшим, проходящий – со стоящим на месте.

Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной. Таково общепринятое правило этикета, однако, цивилизованному бизнесмену не следует дожидаться, когда с ним поздоровается младший по возрасту или занимаемому положению партнер. Надо приветствовать своего собеседника первым.

Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление, с помощью которого можно установить нужные и полезные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным, и ими же не следует пренебрегать.

Младших по возрасту представляют или, по необходимости, они сами представляются старшим.

То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему. Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой. Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина – студентка, а мужчина – почетный профессор. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку.

Стиль обращения к деловым партнерам или подчиненным определяется общим стилем отношений. Обращение “вы” свидетельствует, прежде всего, о высокой культуре того, кто обращается к своему партнеру или коллеге. Оно подчеркивает уважение к ним. Хорошо воспитанный и корректный предприниматель всегда пользуется этой вежливой формой обращения, независимо от того, с кем он беседует: будь то его непосредственный начальник или подчиненный человек значительно старше его или моложе.

Обращение на “вы” ни в коем случае и никогда не унижает, даже если приходится разговаривать с неприятным или маловажным собеседником.

Обращение на “ты” в деловой обстановке нежелательно. Оно допустимо лишь тогда, когда может быть взаимным, либо обусловлено неформальными отношениями.

Особенности конструктивной поведенческой стратегии.

Чтобы заслужить высокий деловой авторитет и обеспечить расположение к себе со стороны, как партнеров, так и клиентов, нужно не только иметь привлекательный внешний вид, пользоваться правильной речью и соблюдать правила делового этикета, но и обладать коммуникативной привлекательностью. Без этого добиться коммерческого успеха весьма затруднительно. Во всех случаях бизнесмену нужно быть отзывчивым, не отчужденным от окружающих. Тот кто “смотрится” людям, кто вызывает их расположение своим поведением, всегда имеет предпочтительные шансы на увлечение их интересами своего дела, что, как правило, гарантирует его успех.

В основе создания коммуникативной привлекательности заложено умение руководить собой и, прежде всего, следовать законам поведенческой стратегии, которая представляет собой совокупность норм и принципов цивилизованной предпринимательской деятельности и находит свою реализацию в постановке цели, следовании нормам деловой этики и соблюдении правил служебной субординации. Сюда же следует отнести и учет этических и социально-психологических особенностей бизнеса зарубежных стран.

Постановка цели.

Цель отражает то, ради чего предприниматель действует. Она мобилизует его способности, знания и опыт. Поэтому, чтобы произвести впечатление уверенного в себе человека, а также уверенного в своем деле, пользоваться должной репутацией среди окружающих, надо иметь перед собой определенную, четко осознаваемую цель.

Цель – это обязательное действие, она – мощный побудительный мотив любой деятельности. Если человек поставил перед собой конкретную цель, то вследствие этого возникает такое состояние напряжения всех душевных и физических сил, которое выступает как основная движущая сила до тех пор, пока он эту цель не достигнет.

Постановка цели означает ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель предвосхищает конечный результат, т.е. она означает не то, что вы делаете, а то, для чего вы делаете.

Процесс постановки целей проходит три последовательные фазы:

1. Нахождение цели (“чего я хочу?”)

2. Ситуационный анализ (“что я могу?”)

3. Формулировка цели (“к чему я конкретно приступаю”)

Таким образом, сначала надо обеспечить ясность цели и выразить, что вы конкретно хотите достичь. Ситуационный анализ в личной и профессиональной сферах представляет собой рассмотрение личных ресурсов (т.е. средств для достижения цели). Формулировать цель следует в очень простых выражениях, желательно четко и кратко, причем так, чтобы потом можно было однозначно определить, достигнут ли успех или нет.

 

Следование нормам деловой этики.

Этика – это, как известно, совокупность принципов человеческого поведения. Распространяя это определение на область бизнеса, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности.

Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения. Апеллирование к таким принципам позволяет предпринимателям достойно исполнять свой гражданский долг.

В связи с этим представляется целесообразным выделить в деловой этике те моральные ценности, которые являются ее структурообразующими компонентами. Первая и самая важная ценность – честность и порядочность в деловых отношениях. Требование честности в бизнесе вытекает из его природы. Обман не может служить основой для нормального экономического процесса. Наоборот, он создает угрозу для интересов партнеров. Людей, идущих на обман, в деловом мире всегда осуждали. В конечном счете, те, кто допускают ложь и фальсификацию, больше теряют и не выигрывают.

Деловая этика базируется и на такой общечеловеческой ценности как свобода. Это означает, что бизнесмен или менеджер должен ценить свободу не только своих коммерческих действий, но и свободу своего конкурента, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления даже в мелочах его интересов. Коммерцию, как в таких случаях говорят, нужно делать честно.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодолеть “с наскока” слабости и недостатки партнеров, клиентов и подчиненных. Терпимость помогает “гасить” конфликтные ситуации в самом их зародыше.

Деловые отношения всегда чреваты различного рода шероховатостями и конфликтами. Поэтому такие взаимоотношения, как никакие другие, требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении – это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять эти нормы к конкретному человеку. Тактичность, прежде всего, предполагает ориентацию на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность. Быть тактичным – это значит, в любой ситуации воспринимать своего партнера, клиента или подчиненного как самоценную человеческую личность с учетом ее биосоциальных характеристик: пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.п.

Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Деликатность – это особая, свойственная только высокопрофессиональным бизнесменам и менеджерам форма проявления корректности и искренности при общении.

Наряду с терпимостью и деликатностью, деловая этика ориентируется на такое нравственное общечеловеческое качество, как справедливость, которая предполагает объективную оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критики, самокритичность.

Цивилизованный предприниматель уделит самое серьезное внимание культуре бизнеса. Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель обязан быть культурным человеком, хотя бы потому, что он заинтересован в постоянном успехе.

Все вышеназванные общечеловеческие ценности и профессиональные деловые качества взаимосвязаны, и воспроизводят в целом модель нравственного облика современного делового человека, который:

- уважает себя как личность и относится с уважением к другим, проявляя в деловых взаимоотношениях терпимость, деликатность и тактичность, порядочность, справедливость, обязательность и компетентность;

-  признает необходимость конкуренции, но понимает необходимость сотрудничества;

- ценит не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своих конкурентов;

-  умеет и не боится рисковать и брать на себя всю ответственность за принимаемые решения.

В заключение этой темы можно выделить несколько советов, которые помогут создать привлекательный деловой имидж, гарантирующий не только успех, но и истинное удовлетворение от работы в сфере бизнеса и менеджмента:

· обещания нужно выполнять в срок. Если оно не выполнено – не нужно оправдываться, а нужно определить новый срок и сдержать слово, пусть с некоторым опозданием;

· будучи уверенным в себе, нужно избегать быть самоуверенным;

· никогда нельзя забывать, что личное мнение или позиция не всегда хороши, есть и другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;

· нельзя забывать, что знание многих побудительных мотивов людей – одно из важнейших условий эффективного взаимодействия с партнерами по бизнесу;

· нужно быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают бизнесу;

· заниматься нужно только теми вопросами, участие в которых необходимо;

· хвалить только на людях, порицать с глазу на глаз;

· необходимо уметь слушать, иметь бесконечное терпение;

· отклонять ненужные предложения стараться тактично и вежливо;

· обязательно нужно помнить, что ничто так не компрометирует бизнесмена, как его растерянность;

· не оставлять без внимания и тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя или промаха.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241