Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2001

Сила образования

Александрова Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент государственного университета управления, Россия

Ковтун В Г, управляющий, общество "Своевременное управление", Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Основная идея статьи состоит в постижении глубокого смысла образовательного процесса. Он рассматривается автором с «житейских» позиций. Здесь подразумевается, что образование может быть обычным и обучающим. Обычное – это «идущее от жизни», а обучающее – приобретенное в учебном заведении. В публикации содержится весьма оригинальная концепция образования, свидетельствующая о большом творческом потенциале автора.
Цитировать публикацию:
Александрова О.Н., Ковтун В.Г. Сила образования // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 52-56.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Сегодня многие люди стремятся получить хорошее образование. Стремление понятное: образование позволяет занять достойное положение на предприятии, в сообществе и в жизни. Но что такое образование? Как получать образование и что такое хорошее образование? Думается, что многие согласятся с нами, если мы определим хорошее образование как образование достаточное для решения тем или иным субъектом собственных жизненных вопросов и задач, то есть как образование достаточное для управления собственными делами. В связи со сказанным попытаемся ответить на вопрос: "Что такое образование, о каком образовании идет речь и какое образование обеспечивает успех в управлении собственными делами?

 

Образование ‑ это выявление и развитие способностей или проявление и совершенствование способностей, умений и навыков формулировать и решать поставленные задачи.

В состав основных способностей, умений и навыков наряду с постановкой вопросов и задач и изысканием их решений, включим также способности, умения, навыки создавать, выверять, совершенствовать, накапливать, осваивать, исполнять и использовать решения как собственные, так и преемственные и заимствованные.

В дальнейшем вопросы и задачи будем различать по природе происхождения: житейские вопросы (задачи); учебные вопросы (задачи). Надеемся, что смысл, назначение и использование этого различения, проясниться в дальнейшем повествовании.

“Житейские” вопросы и задачи ‑ это те, вопросы и задачи, которые люди ставят и решают вследствие их полезности и важности для жизни. С житейскими вопросами и житейскими задачами люди имеют дело постоянно и непрерывно всю свою жизнь.

Примером житейской задачи является чтение настоящего повествования. Житейская задача в этом случае может быть определена различным образом:

1.      Прочесть, чтобы просто развлечься или отвлечься.

2.      Прочесть, чтобы выявить полезные мысли или ценные суждения.

3.      Прочесть, чтобы использовать их при случае, либо в ходе бесед об образовании, либо в собственных размышлениях и открытиях, связанных с деловым и творческим ростом, либо иными вопросами.

Примеры других житейских задач.

Как выгодно купить или продать вещь? Как пройти собеседование при устройстве на работу? Как наладить сотрудничество при написании выступления? Как устроить свою жизнь? Как устроить жизнь своих детей? Во что вложить деньги? Как своевременно и точно решить задачу руководителя? Как дать задание сотруднику? Как обеспечить доверие в трудовом сообществе? и т.д.

Обычно постановка вопросов и задач происходит неосознанно, и появляется ощущение, что житейские вопросы "возникают сами собой" или "ставятся самой жизнью". При более тщательном анализе таких случаев, выясняется, что обычно человек использует привычные вопросы, не стремясь обдумать их содержание. При этом важно, что сама постановка вопроса предопределяет ответ. Она же устанавливает и область поиска, и уровень ответа на вопрос, и, видимо, определяет успех решения в целом.

Так ответом на житейский вопрос: "Как постирать одежду?", ‑ стало рождение ряда отраслей промышленности, производящих соответствующее бытовое оборудование и сопутствующие товары для стирки.

 Рассмотрим примеры постановок “житейских вопросов” об образовании.

Вопрос: “Где и какое образование получать?” можно сформулировать и по другому: “Как и какое образование получать?”. Постановки этих вопросов существенно отличаются областью поиска ответов.

Постановка вопроса подобна выбору направления движения при блуждании в темноте.

Каждый человек, которому доводилось осуществлять самостоятельные изыскания, согласится, что верно поставленный вопрос несет в себе понимание обстановки, видение мира, чувствование времени и состояния дел. Верно поставить вопрос чаще труднее, чем на него ответить.

Учебные вопросы и задачи ставятся в учебных заведениях учителями и преподавателями и составляют содержание обучающего образования. Полезность и важность решения учебных задач не очевидна и часто нуждается в дополнительных обоснованиях и разъяснениях. Побудительная основа учебной деятельности не является естественной и собственной составляющей жизни. Эта основа создается искусственно и действенно проявляется далеко не во всех случаях.

Часть житейских задач вошли в учебники и задачники. Однако, большинство житейских задач так и остались за пределами обучающего образования.

 Обучающее образование включает в себя и предполагает наличие описания вопросов и задач. Освоение постановки вопросов здесь обеспечивается весьма ограниченно и часто сильно упрощенно. Каким же образом образуются и осваиваются способы постановки вопросов и задач, не охваченные обучающим образованием?

Способы постановки вопросов и задач осваиваются в общении и взаимодействии, которое происходит в обычной жизни. Обычная жизнь является мощным источником образования. Или, говоря иначе, обычная жизнь имеет мощную образовательную составляющую.

Обычное образование – это явление, которое легко наблюдается, если рассматривать воздействие событий обычной жизни на способности, умения и навыки участников событий. Широко известно изречение: жизнь учит.

Обычное образование ‑ это образование, которое осуществляется не только в учебных учреждениях. Местом (или событием) "получения" обычного образования может явиться семейное застолье, потеха во дворе, совещание у руководителя, беседа с духовником, переписка с родственником или другом и так далее.

Обычное образование происходит постоянно при постановке и решении обычных житейских вопросов и задач ‑ при выполнении любых действий, совершении поступков, при обсуждениях текущих дел или общении с окружающими, при самостоятельных размышлениях и изысканиях, при приобретении новых и избавлении от старых привычек, обыкновений, обычаев и так далее.

Обычное образование является первичным источником образования и включает в себя освоение навыка ходьбы (совершение "первых шагов"), овладение речью, освоение приемов и методов обсуждений, доказательств, освоение способов постановки и решения вопросов и задач, приемов и использования достижений и т.п. Основой обычного образования является все многообразие повседневной жизни и различные жизненные ситуации и обычаи.

Пришло время осмысленно и бережно задействовать этот источник. Мир обычного образования богат возможностями, которые, к сожалению, в настоящее время не достаточно полно осваиваются и используются. Можно ли использовать обычное образование и как его использовать? Как усовершенствовать и укреплять обычное образование? Важно научится извлекать уроки из жизни. Здесь не удастся дать исчерпывающий ответ на эти важные вопросы, представляем лишь основы соображений, предваряющие отдельные ответы.

Усовершенствовать и укреплять обычное образование можно путем осмысления и описания мира житейских вопросов и задач.

Усовершенствовать и укреплять обычное образование можно в тех случаях, когда существуют, оберегаются, поддерживаются и ценятся обычаи, когда существует преемственность и плодотворное взаимодействие в сообществах, в стране, в том числе между поколениями.

 Что такое обычай?

Обычай - это собрание успешных действенных решений, которые, как правило, (от раза к разу, изо дня в день, постоянно или в определенные времена, в определенных случаях) используются (или исполняются) в деятельности. Воспроизведение обычая - основа его совершенствования. Обычай является источником и накопителем успешных действенных решений.

Обычай важен и полезен тем, что, выявив и определив используемые решения, можно сосредоточить усилия на их совершенствовании. Ведь понятно, что даже незначительная вещь, используемая многократно становится важной и значимой

Воспроизведение обычая позволяет пересматривать и сообразовывать все "собрание решений". Воспроизведение обычая позволяет наращивать "собрание решений", сберегая при этом единообразие и их действенность.

В обычном образовании обычай выполняет роль урока, когда производится повторение вопроса.

 

Продолжение следует.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241