Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2011

Определение степени готовности страны к электронной экономике

Сидорова Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и экономической политики, Башкирская академия государственной службы и управления, Россия

Definition of readiness condition of country to electronic economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
Рассматриваются современные подходы к определению места страны в области развития электронных экономических отношений с выделением проблем сопоставления данных для проведения сравнений в сфере электронной экономики между разными государствами. Отражены позиции России в основных международных рейтингах развития информационной экономики.
Цитировать публикацию:
Сидорова О.В. Определение степени готовности страны к электронной экономике // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 11. – С. 89-93.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время в мире существует несколько систем индикаторов и индексов, которые используются для проведения сопоставительного анализа развития различных стран в направлении электронной экономики, внедрения технологий электронного правительства, использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в отдельных отраслях и т.п.

Готовность подтверждается индексами

Отметим проблемы, с которыми сталкиваются международные статистические агентства при сборе сопоставимых данных для проведения сравнений в области электронной экономики между разными странами, в частности [1]:

- подробная информация о методах сбора данных, экспертах и методологиях оценки не всегда находится в открытом доступе;

- большинство исследований электронной готовности дают мало информации, каким образом их показатели были построены и почему, или как они могут быть скорректи­рованы;

- неспособность некоторых стран предоставить статистические данные в связи с отсутствием у статистических органов необходимых ресурсов для сбора данных по ИКТ);

- некачественные или неполные метаданные;

- излишнее доверие к внутренним данным, полученным из административных источников, и отсутствие других, с помощью которых можно было бы проверить достоверность информации;

‑ большие периоды ожидания, пока данные будут обработаны и станут доступны, и др.

Необходимо отметить, что до 2000 года новая экономика именовалась преимущественно «интернет-экономикой» или «цифровой экономикой», а с 2001 года в исследовательской среде все шире стал использоваться термин «электронная экономика» (иногда – «сетевая экономика») [2]. Более того, ежегодный международный «Рейтинг готовности стран к сетевой экономике», определяемый по данным исследований Economist Intelligence Unit и IBM Institute for Business Value по 70 странам, в текущем году сменил название на «Рейтинг развития электронной экономики» [3].

Комплексная оценка готовности страны к электронной экономике на основе различных индексов в межстрановой сопоставительной перспективе представлена во Всемирном отчете об информационных технологиях (The Global Information Technology Report), который является результатом совместной работы Всемирного экономического форума (The World Economic Forum, WEF) и Европейского института делового администрирования (INSEAD) в рамках проекта «Глобальная сеть конкурентоспособности» (в литературе – также рейтинг глобальной конкурентоспособности или индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Network)) при финансовой поддержке компании Cisco Systems, мирового лидера на рынке сетевого оборудования. Впервые опубликованный в2001 г., вот уже девять лет отчет акцентирует внимание международной общественности на важности ИКТ для национальной конкурентоспособности и стратегий развития и предоставляет инструменты для мониторинга национального прогресса, а также примеры лучших практик и политик в области развития ИКТ.

Структура индекса базируется на следующих основных позициях:

- в ходе оценки учитывают три основных сектора, которые необходимо принимать в отношении развития и использования информационно-коммуникационных технологий: население, бизнес, государство;

- существует макроэкономическая регулируемая среда развития информационно-коммуникационных технологий, в которой базовые сектора играют определенные роли;

- степень применения информационно-коммуникационных технологий всеми тремя секторами зависит от степени их готовности использовать и получать прибыль от информационно-коммуникационных технологий.

Выбор методики оценки готовности страны к электронному развитию определяется соответствующими задачами и особенностями ситуации в каждом конкретном государстве, для которого проводится необходимое исследование. Не последнюю роль при выборе методологии оценки играют общетеоретические соображения о роли новых технологий в социально-экономическом развитии. ИКТ являются одной из глобальных технологических инноваций, и при разработке и выборе методологии важно исходить из обоснованной модели диффузии и воздействия новой технологии на различные аспекты общественного развития.

Насколько велика готовность?

Россия должна сегодня найти ответы на вызовы, которые несет развитие и широкомасштабное использование ИКТ, и оценка готовности призвана помочь стране извлечь выгоды из информационной революции. Такая постановка задачи требует адекватного аналитического инструментария. Вопрос об отдаче от использования ИКТ и готовности к электронной экономике не сводится исключительно к показателям развития ИКТ-инфраструктуры и диффузии ИКТ в различные сферы деятельности.

Компьютеры и доступ к Интернету сами по себе решают далеко не все: при анализе готовности к информационному обществу нельзя исходить из все еще популярных представлений в духе технологического детерминизма о безусловно и автоматически наступающем благоденствии в связи с массовым распространением ИКТ. Уже сейчас в России уровень и эффективность использования ИКТ в ряде сфер деятельности – в государственном управлении (электронное правительство), бизнесе и образовании – отстает от уровня развития ИКТ-инфраструктуры в этих областях и, следовательно, ограничивается другими факторами.

Поэтому при разработке методологии и методики определения степени готовности страны к электронной экономике необходимо принять во внимание следующие соображения:

1. Оценивая готовность к электронной экономике, нужно различать и учитывать факторы, влияющие на электронное развитие отдельных секторов экономики и уровень использования ИКТ в ключевых сферах экономики.

2. Широкомасштабное и продуктивное использование ИКТ в стране зависит, помимо инфраструктурных, от ряда других важных составляющих:

- наличия человеческого капитала (достаточного числа специалистов в соответствующих областях, навыков использования ИКТ населением, мотивации использования ИКТ и т.п.);

- деловой среды, способствующей производству и использованию ИКТ;

- соответствующего законодательного регулирования.

3. Экономический рост и социальное развитие страны в большей степени зависят от общей политики, способствующей росту и развитию, чем от внедрения ИКТ. Только благоприятный деловой климат, стабильный и свободный политический режим, адекватные государственное регулирование и социальная политика создадут необходимые условия для развития страны и позволят реализовать социально-экономический потенциал использования ИКТ.

В «Стратегии развития информационного общества Российской Федерации» определены контрольные значения для ряда показателей, достижение которых должно быть обеспечено к 2015 году. Аналогично в государственной Программе «Информационное общество» (2011-2020 гг.) определены контрольные значения для 22 показателей, которые необходимо достичь к 2020 году.

В частности, в отношении показателей России в международных рейтингах в области развития информационной экономики контрольное значение индикатора заявлено «в числе 20 ведущих стран мира».

К основным международным рейтингам развития информационного общества относятся:

- индекс готовности к сетевому обществу (Всемирный экономический форум, Всемирный банк, INSEAD);

- индекс развития информационно-коммуникационных технологий (Международный союз электросвязи);

- индекс развития экономики знаний (Всемирный банк);

- индекс готовности к электронному правительству (ООН).

Места России в международных рейтингах информационного развития приведены в таблице 1.

Таблица 1

Места России в международных рейтингах информационного развития

Место в рейтинге

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Рейтинг готовности к электронной (сетевой) экономике (NRI)

69

63

62

72

70

72

74

80

77

Рейтинг развития ИКТ (IDI)

52

 

 

 

 

48

46

 

 

Рейтинг готовности к электронному правительству (eGov)

58

52

50

 

 

60

 

59

Наиболее низкие оценки в структурных составляющих данных рейтингов Россия получает по таким параметрам, как:

- административные барьеры;

- независимость судебной системы;

- эффективность правовой системы в защите прав бизнеса в спорах с государством;

- защита прав собственности, в том числе интеллектуальной собственности;

- борьба с коррупцией;

- наличие у правительства четкого плана по использованию ИКТ для повышения конкурентоспособности;

- успешность реализации государственных программ по стимулированию использования ИКТ;

использование ИКТ для повышения эффективности государственных услуг;

- свобода прессы;

- стоимость подключения к телефонным сетям (для населения и организаций);

уровень конкуренции на телекоммуникационных рынках [4].

Вывод

Без кардинального изменения делового климата, развития конкуренции, стимулирования широкого использования ИКТ, повсеместного использования технологий электронного правительства, электронного образования, электронного здравоохранения и т.д., без решения проблемы информационного неравенства регионов России не удастся ликвидировать разрыв со странами-лидерами информационного развития и обеспечить желаемые места в международных рейтингах развития информационного общества.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Choucri N., Maugis V., Madnick S., Siegel M. et 4. al. Global e-Readiness for What? // Report of the Group for Globalization of e-Business / Center for e-Business at MIT, Sloan School of Management. Massachusetts Institute of Technology. Cambridge, MA 02139, 2003 (May). Date of access: 20 February 2010, available at: http://ebusiness.mit.edu/research/papers/177_Choucri_GLOBAL_eREADINESS.pdf.
2. Уральская А. Электронная экономика и перспективы развития электронной коммерции [Текст] // RESEARCH and TECHNOLOGY – STEP into the FUTURE. – 2006. - Vol. 1, No 2.
3. Economist Intelligence Unit. Global intelligence and analysis [Электронный ресурс] // http://www.eiu.com/public/
4. Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Экспертный семинар «Готовность России к информационному обществу» [Электронный ресурс] // http://www.iis.ru