Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2011

Система целевых показателей планирования деятельности вузов

Сазонова Ирина Владимировна, соискатель, ассистент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет, Россия

System of Target Planning of Higher Education Institutes Activity - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 32

Аннотация:
Высшим учебным заведениям России в условиях реформирования необходимы методические основы планирования развития деятельности. Автором предложена система показателей сквозного взаимосвязанного планирования деятельности
Цитировать публикацию:
Сазонова И.В. Система целевых показателей планирования деятельности вузов // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 11. – С. 66-71.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Завершающим этапом реформирования образования в России стало принятие закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В соответствии с ним вузам – преобразованным бюджетным учреждениям будет предоставлена самостоятельность в части распоряжения имуществом и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Изменится финансирование вузов – вместо бюджетного финансирования расходов будут предоставляться субсидии на выполнение государственных заданий. Происходящие изменения должны способствовать повышению эффективности функционирования учебных заведений как в области предоставления образовательных услуг, так и в части проведения научных исследований на современном уровне.

Без плана не обойтись

Одной из актуальных задач становится разработка методических основ планирования развития вузов в разрезе осуществляемых видов экономической деятельности. Одним из ключевых элементов мы планирования является создание системы целевых показателей.

Система целевых показателей планирования (СЦПП) деятельности вуза – это абсолютные и относительные показатели, характеризующие цели и задачи, стоящие перед вузами и их подразделениями (кафедрами) в конкретном плановом периоде по видам экономической деятельности. Система целевых показателей должна обеспечивать ориентацию деятельности вузов на достижение намеченных целей, а также применяться для контроля, позволяя оценить эффективность управления. Основой СЦПП могут быть показатели эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и показатели деятельности высших учебных заведений, используемые при государственной аккредитации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

В некоммерческих организациях, к которым относятся и высшие учебные заведения, прибыль не может служить основной целью деятельности, но обязательным условием их функционирования и развития является неотрицательный финансовый результат, то есть отсутствие убытка, поэтому для большинства таких учреждений часть системы целевых показателей будет носить явный нефинансовый характер.

При осуществлении планирования деятельности вузов и их структурных подразделений (кафедр) предлагается использовать следующие нормативные документы:

• Перечень целевых показателей эффективности работы бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования [1];

• Показатели деятельности высших учебных заведений и Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов [2];

• Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций [3].

Система СЦПП зависит от целей и задач образовательного учреждения. Задачи, решаемые в ходе деятельности высших учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации, можно условно разбить на три блока: образовательные, научно-инновационные и социально-развивающие.

Образовательные задачи в частности включают:

• в качестве основной – удовлетворение потребности личности в развитии посредством получения высшего образования;

• в качестве второстепенных – оказание различного рода дополнительных образовательных услуг, таких как повышение квалификации специалистов, довузовская подготовка и т.д.

Научно-инновационные задачи включают организацию и проведение различного рода исследований, в том числе фундаментального и прикладного характера, обеспечение научной и творческой активности студентов и профессорско-преподавательского состава вузов. Цели научно-инновационной деятельности учебного заведения во многих случаях различаются и зависят от уровня, типа и направления деятельности самого вуза. В первую очередь это использование полученных результатов в образовательном процессе для повышения качества обучения студентов, а также для создания и развития малых инновационных предприятий при вузах. Решение же проблем современного общества и создание новых фундаментальных знаний является прерогативой в основном крупных специализированных вузов.

Блок социально-развивающих задач объединяет большой массив, в том числе формирование активной гражданской позиции студентов путем участия в спортивных, общественных и благотворительных мероприятиях; соблюдение, сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей общества, а также обеспечение условий для развития карьерного роста и продвижения своих выпускников.

Вместе будет эффективней

В качестве основы для построения системы СЦПП могут быть предложены показатели, используемые в процессе аккредитации вуза. Поскольку успешное прохождение государственной аккредитации является ключевой задачей любого учебного заведения.

Принимая во внимание разделение задач учебного заведения на образовательные, научно-инновационные и социально-развивающие можно предложить систему целевых показателей для сквозного взаимосвязанного планирования деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Система целевых показателей сквозного взаимосвязанного планирования «ВУЗ-ООП-кафедра»

 

 

 

Вывод

Система целевых показателей планирования деятельности может использоваться в прогнозе развития вуза в целом. Научно разработанная система целевых показателей кроме контрольной функции позволит дать оценку деятельности образовательного учреждения за определенный период, обеспечить согласованность целей отдельных подразделений, повысить общую эффективность управления.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Перечень целевых показателей эффективности работы бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. № 1116.
2. Показатели деятельности высших учебных заведений и Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов, утвержденные приказом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. № 1938.
3. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184.