Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»12 / 2011

Роль инноваций в развитии туризма

Маклашина Лариса Рудольфовна, аспирант факультета Инвестиционный менеджмент, Нижегородский архитектурно-строительный университет; директор, ООО ”ТК Альманах”, Россия

Role of Innovations in Tourism Development - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 181

Аннотация:
Инновации в туризме – это разработка, создание новых туристских маршрутов, проектов и т.д. с применением достижений науки, техники, IT-технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшить туристский имидж страны и регионов.
Цитировать публикацию:
Маклашина Л.Р. Роль инноваций в развитии туризма // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 12. – С. 130-136.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов.

И политика, и стратегия…

Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий стало ключевым фактором экономического роста и улучшения качества жизни населения.

Термин «инновации» в современном его понимании первым стал применять Й. Шумпетер. Он подчеркивал, что инновации – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм [2].

В российском законодательстве под инновацией понимается «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [3]. 

В утвержденных президентом РФ «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи определено формирование национальной инновационной системы (НИС): «Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций и научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны» [1].

Основные направления формирования национальной инновационной системы:

• создание благоприятной экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного климата);

• построение инновационной инфраструктуры;

• совершенствование организационно-экономического механизма государственного содействия коммерциализации результатов научно исследовательских и экспериментальных разработок.

Отражением государственной инновационной политики является инновационная стратегия. Это неотъемлемая часть стратегии социально-экономического развития государства. Она определяет долгосрочные цели, направления, инструменты и сферу регулирования инновационной деятельности. Кроме того, инновационная стратегия охватывает и регулирует развитие государства, притом стратегии инновационного развития регионов и отраслей народного хозяйства должны гармонично сочетаться с общей стратегией развития страны.

Без новизны нет развития 

В последние десятилетия в России, как и во многих других странах, предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Большинство российских инноваций возникает в тех стратегических отраслях, которые целенаправленно финансируются государством (например, в области вооружений и космонавтики). Однако, несмотря на существование достаточно развитых инновационных отраслей, стратегия инновационного развития России выстроена по принципу инновационной стратегии всех отраслей хозяйствования.

Что касается коммерческих предприятий, в частности в сфере услуг и туризма, то их руководители пока не стремятся рисковать и инвестировать в инновационные разработки. Более 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве устаревших видов техники и технологий. Технологическая база российской экономики характеризуется крайней изношенностью основных фондов. Рост объемов финансирования науки не способен обеспечить кардинальные изменения условий функционирования научной среды, решение задач социально-экономического прогресса. Пока же наша страна обладает четко выраженной ресурсно-сбытовой направленностью.

По данным центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5–6% российских промышленных предприятий ведут разработки и внедрение технологических инноваций. В начале 1980-х годов таких предприятий было 60–70% [4]. По данным органов статистики, доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме реализованной продукции составляла в России в последние годы около 5%, а доля вновь внедренных или подвергавшихся значительным изменениям инновационных товаров, новых для рынка, – менее 0,5% [5].

Расходы на НИОКР у ведущих стран Запада составляют 2–3% ВВП, у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, они достигают 3,5–4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП [6].

Недостаточно развита в России и сфера услуг. 

Между тем тенденции мирового социально-экономического развития показывают, что в настоящее время в мире в сфере услуг производится более половины валового внутреннего продукта. Свыше 40% размещенных в мировой экономике прямых инвестиций приходится на торговлю, банковские и финансовые услуги, страхование и туризм. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти и газа.

По данным Всемирной туристской организации, туристический бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений [7]. Поэтому и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в турбизнесе.

Инновационная политика государства направлена на создание благоприятных условий развития туриндустрии, повышение эффективности функционирования туристических компаний и полноценное удовлетворение соответствующих потребностей населения. Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристических организаций являются предоставление налоговых льгот активным организациям, осуществляющим инновационную деятельность; специальная научно-техническая, налоговая и кредитно-финансовая политика; создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в отрасль; совершенствование амортизационной политики; установление приоритетных направлений развития науки.

Факторы инновационного развития туризма 

Турфирмы в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также огромному интересу туристов из дальнего и ближнего зарубежья как к новому неохваченному направлению Россия имеет все основания для инновационного развития туристской отрасли. Индустрия туризма способствует созданию условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня качества жизни населения, обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов и страны, роста человеческого потенциала путем увеличения новых доступных предложений туристских продуктов и услуг, увеличения занятости и доходов населения. 

Туризм является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных методов и механизмов обслуживания клиентов. Однако не все компании применяют инновации на практике. Ведь инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования конечных результатов.

Однако при грамотном подходе к созданию и реализации инновация может принести немалый доход и немалую пользу. Инновации в индустрии туризмаглавным образом направлены на формирование нового туристского продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применении новых методов управления с использованием IT-технологий. Внедрение инноваций позволит повысить конкурентоспособность туристических организаций и отрасли в целом. Создание новых и развитие перспективных видов туризма увеличивают рост потребительского спроса на рынке туристских услуг.

Следует выделить следующие факторы, определяющие степень инновационного развития туризма:

• рыночная конъюнктура рынка и конкуренция (на внутреннем и внешнем рынках);

• внешняя среда (уровень развития науки и техники, усовершенствование законодательной и юридической базы, политическая и экономическая стабильность);

• кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

• ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура) [2].

Управление подстегивает процесс

В туризме нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны, и чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения и в других сферах. Например, чтобы отказаться от старой привычки бронирования тура по факсу и перейти на систему on-line бронирования, позволяющего получать мгновенно подтверждение, компания должна обучить сотрудников, установить компьютеры с соответствующим программным обеспечением, внести изменения в условия договора между оператором и клиентом и т.д. При этом туроператор экономит время обработки заявки, ускоряет процесс оформления тура, своей оперативностью привлекает новых клиентов.

Для формирования инновационной стратегии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов туризма и новых туристских маршрутов, новизна в услугах в сфере гостеприимства и т.д.) необходима система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Эффективность создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в производстве нового продукта, который либо удовлетворяет совершенно новую потребность, либо позволяет расширить рынок потребителей. Инновационная активность проявляется через инновационный процесс и является необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни. Она зависит от многих факторов экономического и научно-технического потенциала, государственной инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне туриндустрии инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления компанией, гибкости производственных систем и технологий, степени использования ресурсов компании как внутренних, так и внешних.

Вывод

На основании изученных методологических подходов к исследованию инновационного управления в туризме, описанных в отечественной и зарубежной литературе, на наш взгляд, для построения эффективной методики инновационного развития необходимо оценить весь спектр показателей, относящихся к сфере услуг, учитывая исторические и местные условия развития конкретной туристской дестинации, а также провести комплексный анализ состояния туристских ресурсов.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Письмо президента Российской Федерации № Пр-576 от 30.03.2002 г.
2. Новиков В.С. Инновации в туризме. Учебное пособие [Текст]. – М.: Академия, 2007.
3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие [Текст]. – М.: Маркет ДС, 2008.
4. Национальные инновационные системы в России и ЕС [Текст]. – М: ЦИПРАН, 2006.
5. Осеевский М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования [Текст] // Инновации, , 2010, №5 (специальный выпуск).
6. Рогов С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? [Текст] // Независимая газета, 22.11.2010.
7. www.unwto.org.en [Электронный ресурс] // сайт Всемирной туристской организации