Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»2 / 2011

О роли малого бизнеса для формирования инновационной экономики

Муртазин Александр Сергеевич, аспирант, факультет экономики, менеджмента и информатики, Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского, Россия

Role of small businesses in formation of innovative economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 189

Аннотация:
Особенностью современного этапа развития экономики является трансформация экономической системы и переход к инновационному типу экономического развития. При этом особая роль в рамках этого процесса принадлежит предприятиям малого инновационного бизнеса, которые являются движущей силой качественного экономического роста, технологических разработок, занятости и структурных изменений, а также служат важными источниками создания знаний в современной экономике.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Муртазин А.С. О роли малого бизнеса для формирования инновационной экономики // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 2. – С. 68-72.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Процесс становления и развития инновационного бизнеса основан на непрерывном совершенствовании производительных сил и производственных отношений. Реализация инновационного бизнеса должна основываться на новейших, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Для этого необходимо задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, специалистов высшей квалификации, предпринимателей) с целью создания и эффективного использования инноваций для реализации своей деятельности.

Мобильность ведет к успешности

Основной проблемой ускорения инноваций в народном хозяйстве является нахождение таких экономических механизмов взаимодействия науки и производства, которые стимулировали бы как стремление малого инновационного бизнеса к удовлетворению потребностей рынка инноваций, так и достижение наибольшего эффекта от научных разработок и наиболее быстрое применение достижений научно-технической мысли. Преодолеть разрыв между научной и производственной сферами можно только повышением спроса на технологические инновации [5].

На сегодняшний день в научной литературе нет единого мнения о том, где инновационный процесс более эффективен: в крупных корпорациях или в малых инновационных предприятиях.

Сравнительный анализ малого и крупного бизнеса с точки зрения эффективности инновационного процесса показал, что они имеют свои преимущества и недостатки. Так, некоторые ученые считают, что крупный бизнес имеет возможность обеспечить диверсификацию: научных исследований (одновременно разрабатывать несколько направлений); знаний (привлекать к решению поставленной задачи специалистов из разных отраслей науки)  [3]. Также крупный бизнес способен сконцентрировать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы в инновационной сфере. Следовательно, крупные корпорации, сосредотачивая значительные ресурсы на конкретных разработках, способны быстро наладить массовое производство наукоемкой инновационной продукции. Тем не менее, крупные корпорации – это сложные структуры, обладающие многоуровневой системой управления и принятия решений, что в свою очередь требует длительных процедур согласования этих решений. Тем самым снижается мобильность управления, снижается творческая активность сотрудников, замедляется реакция на поведение рынка.

Напротив, предприятия малого бизнеса мобильны, оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, так как объем производства на таких предприятиях невелик, риск потерь, связанный с переходом к новым технологиям, существенно меньше относительно крупных предприятий.

Отсутствие сложных структур управления повышает оперативность управление малыми предприятиями, что в свою очередь способствует быстрому совершенствованию и внедрению технологий. Малый бизнес проявляет высокую устойчивость в трудных условиях адаптации к рыночным отношениям, что позволяет ему быть устойчивым и долговременным потребителем прогрессивных технологий [2]. Вместе с тем малый инновационный бизнес не способен обеспечить диверсификацию научных исследований и знаний, сосредотачивать значительные ресурсы на одном направлении и разрабатывать капиталоемкие инновации.

Таким образом, преимущества малого бизнеса в инновационной деятельности являются недостатками для крупного бизнеса, и наоборот, преимущества крупного бизнеса являются недостатками малого.

Успехи инноваций

Необходимо отметить, что малые инновационные предприятия выступают движущей силой качественного экономического роста, занятости, технологических разработок и структурных изменений. В течение 80-х годов ХХ века ведущая роль отводилась крупным предприятиям с их НИОКР, данное суждение было основным среди ученых и политиков. В 90-е годы роль и значение малых предприятий претерпели существенные изменения. Эмпирические исследования  подтверждают большое количество примеров успешных инноваций, осуществленных малыми предприятиями, которые революционизировали производство. Небольшие инновационные фирмы с участием университетов и молодые предприниматели сегодня все чаще осуществляют основные технологические прорывы и инновации, опережающие НИОКР и инновации крупных корпораций. Малые инновационные предприятия служат важными источниками создания знаний; их идеи, продукты, стратегии, инновации и технологии часто приобретаются и коммерциализируются крупными компаниями. 

Если рассматривать экономический опыт индустриально развитых стран в ХХ веке, то будет видно, что крупный промышленный капитал был основной движущей силой внедрения достижений научно-технического прогресса, что обеспечивало не только конкурентоспособность самих промышленных корпораций, но и в значительной степени национальных экономик.

Необходимо отметить, что крупный бизнес и в настоящее время продолжает играть значимую роль в реализации инноваций, которые требуют значительных капитальных вложений, но его роль в создании инноваций несколько трансформировалась.

По-прежнему наибольший удельный вес научных исследований в развитых странах принадлежит крупному бизнесу. Однако малый бизнес реализует половину инноваций и почти 100% радикальных инноваций, кроме того, эффективность инновационного процесса в малом предпринимательстве значительно выше, чем в крупном  [3]. Это связано, прежде всего с тем, что малые инновационные фирмы склонны к риску, который возникает при реализации радикальных инноваций, влекущих за собой технологический прорыв в какой-либо сфере.

Следовательно, для того чтобы выйти на рынок с инновационным продуктом и быть в какой-либо сфере новаторами, малым инновационным предприятиям приходится идти на этот риск.

Напротив, большинство крупных компаний в своей инновационной деятельности ориентируются на создание не радикальных, а совершенствующих инноваций. То есть крупные компании имеют значительный производственный потенциал и не готовы идти на риск ради создания радикальных инноваций.

Таким образом, большинство радикальных инноваций производит именно инновационный малый бизнес. Но серийное производство товаров на основе инноваций обеспечивается, только за счет концентрации капитала крупными корпорациями.

Формы малые – дела большие

Более высокая эффективность инновационного процесса на предприятиях малого бизнеса характеризуется следующими причинами. Во-первых, малые инновационные предприятия, как правило, занимаются научными исследованиями и разработками в тех областях, которые крупные фирмы считают неперспективными с высокой долей риска. Во-вторых, узкая предметная специализация малого предприятия обеспечивает концентрацию усилий и ресурсов на конкретных направлениях исследований, а также дальнейшей разработки и распространения инновационного продукта. Это позволяет малым фирмам, при ограниченном объеме ресурсов, конкурировать с крупными предприятиями. В-третьих, все этапы инновационного процесса от исследований до разработки конечного продукта являются основной деятельностью малых инновационных фирм, и в отличие от крупных предприятий со сложной структурой управления, объединяются под руководством одного лица, что ускоряет процесс получения конечного результата инновационной деятельности. В-четвертых, часто удельные затраты на НИОКР на предприятиях малого инновационного бизнеса в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных компаний, однако эти затраты перекрываются экономией на накладных расходах, характерных для крупных компаний (представительские, административные, организационные и др.). Необходимо отметить, что малый инновационный бизнес занимается такими НИОКР, которые не требуют крупных затрат финансовых ресурсов и большого числа занятых.

Как развивался малый инновационный бизнес…

Производство и широкое распространение инновационных продуктов, услуг, производственных процессов становятся критическими факторами роста объемов выпуска изделий, занятости, инвестиций, экспорта, повышения качества продукции; экономии трудовых и материальных затрат, повышения эффективности производственных мощностей. Все это, в свою очередь, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках. 

Развитые страны в целях внедрения новых технологий и проведения инноваций выбирают различные пути. Так, например, в США большая часть федеральных НИОКР проводится через контракты и гранты негосударственными организациями. Таким образом, федеральное правительство через них обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых.

Германия в области высоких технологий вначале опиралась на опыт США и осуществляла реализацию существенных научно-производственных проектов и программ, также использовался опыт научных парков Великобритании и Японии. Однако с начала 1980-х годов был сделан акцент на создание сети региональных инновационных фондов с постепенным перенесением центра тяжести инновационной деятельности на малые и средние предприятия [4].

В азиатских странах основной акцент при реализации инновационной политики также делается на малые и средние инновационные предприятия. Так в Японии их число составляет 99% общего числа предприятий, а доля в ВВП равна 52% [4]. Тайвань за счет малого и среднего бизнеса обеспечивает 78% занятости и 45% ВВП своей страны [1].

Вывод

По нашему мнению, развитие малого инновационного бизнеса является тем инструментом (рычагом), с помощью которого преодолевается спад в экономике, обеспечивается ее структурная перестройка и происходит наполнение рынка высокотехнологичной конкурентоспособной продукцией.

Таким образом, малый инновационный бизнес должен стать реальным и одним из наиболее значимых факторов для формирования в России инновационной экономики и ее выхода на путь устойчивого экономического развития.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса — локомотив экономики (опыт Тайваня) [Текст] // Вопросы экономики, 2004. – № 9. – С. 123–129.
2. Воронов В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве – ключ к импортозамещению [Текст] // Экономист, 2001. – № 7. – С. 19–22.
3. Галица И. Инновационный концерн как интегральная форма организации бизнеса [Текст] // Экономист, 2001. – № 11. – С. 27–34.
4. Кобрин Ю. Инновации – условие конкурентоспособности [Текст] // Экономист, 2004. – № 12. – С. 23–29.
5. Матвеев О. Проблемы перехода к инновационному типу экономического развития [Текст] // Экономист, 2009. – № 8 – С. 92–96.