Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»1 / 2011

Реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики

Рассказова Наталья Валерьевна, канд. истор. наук, доцент, кафедра экономической теории, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, Россия

Realization of economical interests of the small businesses under formation of innovative economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
В инновационной экономике экономические интересы субъектов малого предпринимательства реализуются в сферах производства знаний и научных разработок, производства и потребления инновационной продукции. Однако скромные показатели инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в России свидетельствуют о том, что потенциал малого предпринимательства в процессе формирования и развития инновационной экономики полностью не реализован.
Цитировать публикацию:
Рассказова Н.В. Реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 1. – С. 75-80.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Перспективы социально-экономической эволюции России определяются возможностями развития экономики по инновационному сценарию. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» в качестве одного из условия перехода к инновационной экономике выделяется создание благоприятной предпринимательской среды, способствующей повышению инициативы, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. В этой связи актуальным является анализ экономических интересов субъектов малого предпринимательства в процессе формирования и развития инновационной экономики.

Формы малые, а дела большие

Малое предпринимательство занимает важное место в формирующейся инновационной экономике. Оно выступает в качестве производителя знаний, связующего звена между теоретическими разработками и производством новой продукции, обеспечивает коммерциализацию, трансферт знаний и технологий, выводит на рынок новые товары и доводит их до потребителя, само является потребителем новых технологий.

Обладая такими свойствами, как гибкость, мобильность, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, субъекты малого предпринимательства проходят первыми этапы инновационного процесса и подготавливают почву для промышленного освоения продукции крупным бизнесом, обладающим значительными финансовыми и производственными возможностями. Это свидетельствует о том, что экономические интересы малого бизнеса могут реализовываться в сфере потребления и производства инновационных товаров и услуг, производства и передачи знаний.

Производство инновационных товаров связано с развитием малых инновационных предприятий.

Реальные масштабы современного малого инновационного предпринимательства в России оценить довольно сложно ввиду отсутствия четкого статистического учета. По различным источникам, в 2002-м году в научно-технической сфере было зарегистрировано 30 тысяч малых инновационных предприятий с численностью занятых 160 тыс. человек, в 2003-2004 гг. – более 100 тыс. таких предприятий с численностью около 1 миллиона человек.

Росту количества малых инновационных предприятий способствовала положительная динамика развития российской экономики в начале 2000-х годов.

Несмотря на количественный рост, доля инновационного бизнеса в структуре малого предпринимательства в России незначительна и составляет по разным оценкам от 1,4 до 3,5%. Причем только 15% этих предприятий проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Остальная же часть предприятий только эксплуатирует научный и инновационный потенциал, накопленный в советское время.

Затраты на инновации

По мнению ряда экспертов, к 1998 году процесс становления малого инновационного предпринимательства в России завершился. К этому времени сформировалась устойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность носила непрерывный характер. Причем эта группа постепенно расширялась за счет появления новых предприятий, реализующих стратегию инновационного развития. В большинстве случаев авторами инноваций являлись сами предприниматели.

Основным стимулом для инновационной деятельности выступала не творческая реализация, а нарастание конкуренции и как следствие последующая диверсификация предприятий как по товарным рынкам, так и по выпускаемой продукции. Вместе с этим была выявлена повышенная устойчивость таких предприятий к последствиям кризиса и негативных тенденций развития экономики.

Наиболее регулярные официальные данные об инновационной деятельности малых предприятий, не включая микропредприятия с численностью работников до 15 человек, известны с 2003 года.

Согласно статистическим отчетам, инновационной деятельностью в сфере добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 2003 году было охвачено 779, в 2005 году – 919, в 2007 году – 996 малых предприятий. Реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства в сфере потребления инновационных товаров связана с инвестициями в технологические, организационные, маркетинговые инновации. В целом, удельный вес затрат малых предприятий на инновации невысок (табл. 1). Это связано с ограниченными размерами капитала, отсутствием механизмов, стимулирующих предприятия инвестировать средства в инновации.

Исходя из приведенных данных, предприятия связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, наиболее активно инвестировали средства в инновации различных типов по сравнению с другими представленными в таблице отраслями. Высокий уровень конкуренции заставляет такие малые предприятия в целях выживаемости выделять средства на инновации.

Основную часть затрат на технологические инновации промышленные предприятия направили на приобретение машин и оборудования, исследование и разработку новых продуктов и услуг.

Например, предприятия, занятые добычей полезных ископаемых, затратили на это в 2005 г. – 99,5%, 2007 г. – 74,9%; предприятия обрабатывающей промышленности: в 2005 г. – 93,6%, 2007 г. – 99,5% инвестиций. Это обусловлено изношенностью оборудования, необходимостью улучшения технических характеристик выпускаемой продукции с целью удержания и расширения завоеванных позиций на рынке.

Таблица 1

Удельный вес затрат на инновации малых предприятий

 

 

 

 

 

Динамика и оценка возможностей

Экономические интересы субъектов малого предпринимательства реализуются в сфере передачи научных знаний и инноваций, то есть науки и научного обслуживания (НиНО). Оценить деятельность малых предприятий НиНО возможно до 2004 года, поскольку с 2005 г. официальные статистические сведения о функционировании таких предприятий отсутствуют. До 1994 года количество малых предприятий в этой сфере увеличивалось, а затем началось снижение. Большая их часть была создана для реализации инновационного потенциала, заделы для которого были сформированы в советский период на государственных предприятиях, НИИ и КБ. По замыслу учредителей такие предприятия должны были способствовать коммерциализации многолетних научных и инженерных разработок в машиностроении, приборостроении, производстве инструмента, областях высоких технологий.

За период 1997-2004 гг. наблюдается отрицательная динамика развития малых предприятий НиНО. Их количество сократилось с 43,9 тыс. в 1997 г. до 20,7 тыс. предприятий в 2004 г., т.е. более чем в 2 раза. В качестве причин данного явления можно выделить слабую инновационную ориентацию российской экономики, приводящую к низкому внутреннему спросу на результаты деятельности, проблемы финансирования и налогообложения и др., а также закрытие основанных в начале 1990-х годов малых предприятий, владеющих лицензиями на технологии, ввиду исчерпания запасов прежних наработок.

Оценивая результаты деятельности малых предприятий в сфере НиНО за период 1997-2004гг. можно отметить тенденцию к увеличению объема произведенной продукции в текущих ценах, хотя удельный вес произведенной продукции оставался невысоким; высокий удельный вес прибыльных предприятий и опережение среднего показателя рентабельности малых предприятий. Например, рентабельность проданных товаров и услуг предприятий сферы НиНО в 2004 году составила 4,1% (в среднем по малым предприятиям – 1,8%). А доля предприятий, получивших прибыль по итогам 2004 года, составила 73,9%, что на 5,3% выше, чем в среднем по малым предприятиям.

Следует отметить, что доля прибыльных малых предприятий лишь незначительно ниже, чем в крупных и средних предприятиях сферы науки и научного обслуживания (75,9%). Это свидетельствует о том, что, несмотря на то, что крупные научные институты и научные комплексы еще с советского периода заняли лидирующие позиции в производстве научных продуктов, малые предприятия по определенным направлениям могут составить им конкуренцию.

Вывод

Экономические интересы субъектов малого предпринимательства реализуются в различных сферах формирования инновационной экономики, но не в значительных масштабах. Однако при наличии благоприятных условий имеющиеся субъекты могут стать потенциальным источником инновационного развития. Например, выступить в качестве новаторов в таких областях, как реинжиринг продуктов и услуг для удовлетворения новых потребностей рынка, использование новых организационных подходов для повышения производительности, разработка маркетинговых инноваций. Малые промышленные предприятия при соответствующей финансовой поддержке имеют возможности в короткие сроки наладить производство новых изделий на современной технологической основе, с меньшими затратами его переориентировать или изменить технологию.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Борисов С. Бизнес и государство: голод на инновации // Ведомости. – 2006. – №91 (1618).
2. Бортник И. М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. – 2004. – №1 (68).
3. Индикаторы инновационной деятельности – 2009: Статистический сборник – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года – М.: Минэкономразвития, 2008.
5. Малое предпринимательство в России – 2005: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2005.
6. Малое предпринимательство в России – 2008: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2008.
7. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения: Аналитический обзор торгово-промышленной палаты РФ. – М.: 2004.
8. Российское обозрение малых и средних предприятий – 2001. – М.: Изд-во Ресурсного центра малого предпринимательства, 2002.