Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»12 / 2010

Институционализация субъектов интернет-экономики

Красильникова Елена Валериевна, К.э.н., доцент кафедры экономики Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, Россия

Institutionalization of Internet-economy entities - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 14

Аннотация:
Проблема развития институциональной структуры является одной из важнейших в ходе изучения трансформации экономической системы на современном этапе. Рассмотрены формы институционализации основных хозяйствующих субъектов (домашнего хозяйства, фирмы и государства) в ходе становления интернет-экономики как целостной системы.
Цитировать публикацию:
Красильникова Е.В. Институционализация субъектов интернет-экономики // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 12. – С. 51-55.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях становления и развития интернет-экономики как специфического сегмента информационного общества происходит трансформация традиционных и формирование новых институтов и моделей поведения системообразующих хозяйствующих субъектов – домохозяйств, фирм и государства, детерминированное повсеместным внедрением информационно-компьютерных технологий. Широкое использование Интернета домохозяйствами, глобальных и локальных сетей – фирмами и формирование электронного государства приводят к радикальным изменениям институциональной организации рынков.

Институты: смена ориентиров

Институционализация поведения субъектов в условиях становления интернет-экономики как процесс формирования определенного упорядоченного набора институтов, то есть правил и норм поведения рыночных агентов, осуществляющих свой индивидуальный выбор, изменяет институциональную структуру общества, включающую как формальные, так и неформальные институты.

В табл. 1 приведены основные формы институционализации субъектов интернет-экономики в современной России.

Таблица 1

Формы институционализации субъектов интернет-экономики

Субъект

Форма институционализации

Домашнее хозяйство

Интернет-дом

Фирма

Интернет-компания

Государство

«Электронное правительство»

Примечание: таблица составлена автором

 

Интернет-дом. Интернет-дом является основным потребителем информационных услуг и поставщиком высококвалифицированной рабочей силы. Развиваясь в рамках концепции «умного дома», интернет-дом реализует следующие экономические функции:

- телеторговля (покупка товаров и услуг через интернет-магазины);

- управление личными (семейными) финансами с помощью систем интернет-банкинга и интернет-трейдинга;

- осуществление безналичных денежных расчетов и платежей с использованием так называемых интернет-кошельков, например «Web Many» или «Яндекс-деньги»;

- рекреация и связь (электронная почта, общение, компьютерные игры);

- телеработа (интернет-занятость).

На последнем следует остановиться подробнее. Развитие рынка труда на основе внедрения интернет-технологий приводит к модернизации трудовых отношений путем придания им сетевых форм. На сегодняшний день в сфере использования дистанционных контактов между работодателями и исполнителями наблюдается активное развитие технических средств и формирование адекватного новым возможностям форм поведения сторон. Одним из следствий формирования горизонтальных экономических структур является децентрализация трудовой деятельности во времени и пространстве.

Среди распространенных видов трудовых отношений в интернет-экономике выделяется работа «на дому», главная особенность которой – выполнение работы у себя дома вместо перемещения в офис на период рабочего дня. Кроме этого, подобное дистанцирование может иметь множество других форм и характеристик. Например, работа во время отпуска (в поезде, в самолете), работа на иностранного работодателя без выезда за рубеж (например, работа на дому оффшорных программистов) и т.п.

Таким образом, занятость в интернет-экономике ведет к существенному сокращению трансакционных издержек (на аренду офисных помещений, подбор персонала, транспортные расходы). Она способствует внедрению гибкой организации труда и гибкого штата, увеличению производительности труда (за счет устранения помех для работы, существующих в офисе), новой мотивации (рост доверия между нанимателем и работником), улучшенному обслуживанию заказчиков (круглосуточно, без оплаты сверхурочных).

 

Интернет-компания. Интернет-компания имеет ряд особенностей по сравнению с традиционными фирмами. По мнению Т.Стюарта, после того как информация заменила собой товарные запасы и, покинув свое материальное тело, зажила собственной деловой жизнью, компания превратилась в качественно иную разновидность организации. Традиционная фирма представляет собой совокупность основных фондов, являющихся собственностью предпринимателей, которые несут ответственность за их сохранность и нанимают работников для их приведения в действие. Информационная корпорация (частным случаем которой является интернет-компания) – это во многих отношениях нечто совсем иное. Она может вообще не располагать фондами в традиционном смысле. Материальные активы вытесняются интеллектуальными (информационными), оценка которых не может быть произведена обычным бухгалтерским методом.

Отсутствие четкого центра и четких границ, характерное для интернет-компаний, смещает их целевые установки с максимизации собственной прибыли на развитие инфраструктуры сети в целом, вслед за их преуспеванием преуспевают и все участники сети.

Разнообразная, интерактивная и в высшей степени пластичная интернет-экономика напоминает биосистему, в которой жизнь кипит – возникают новые ниши и тут же исчезают, конкуренты оказываются то впереди тебя, то позади. Организациям приходится постоянно видоизменяться, чтобы не оказаться в положении аутсайдера.

Развитие интернет-компаний ведет к существенному сокращению трансакционных издержек (на аренду офисных помещений, подбор персонала, транспортные расходы). Оно способствует внедрению гибкой организации труда и гибкого штата, увеличению производительности труда (за счет устранения помех для работы, существующих в офисе), новой мотивации (рост доверия между нанимателем и работником), улучшенному обслуживанию заказчиков (круглосуточно, без оплаты сверхурочных).

 

«Электронное правительство». Становление так называемого «электронного правительства» как формы институционализации традиционного государства отражено в программе «Электронная Россия». Данная программа подразумевает четыре основных направления деятельности. Во-первых, это предоставление гражданам актуальной информации о деятельности государственных органов власти в электронной форме. Во-вторых – обеспечение универсального доступа к этой информации. В-третьих, организация межведомственного информационного обмена. В-четвертых, обеспечение эффективного контроля за деятельностью государственной власти.

Существуют различные модели институционализации государства в рамках концепции «электронного правительства», в частности, С. Бхатнагар пишет о трёх таких моделях. Первая модель, предполагает оказание государственных услуг в подразделении органа государственной власти. Второй моделью «электронного правительства» можно считать физическое перемещение служб работы с гражданами различных органов государственной власти в одно здание и создание так называемых центров оказания государственных услуг. В этом случае можно говорить о реализации принципа «одного окна» без использования возможностей сети Интернет. Наконец, третья стадия развития электронных услуг состоит в публикации информации и интерактивных форм для получения государственной услуги на портале органа государственной власти. Таким образом, здесь реализуется принцип электронного одного окна – место встречи гражданина и чиновника переносится в виртуальную среду.

Можно говорить о возрастающей вследствие внедрения электронных услуг результативности органов государственной власти, что проявляется в более высоком качестве оказываемых услуг и уровне удовлетворения потребностей граждан. При этом оптимизация процесса оказания государственных услуг происходит по нескольким направлениям. С одной стороны, государство получается в свое распоряжение новый набор маркетинговых инструментов, которые позволяют при помощи интерактивных опросов граждан более точно выявлять их предпочтения как в отношении набора государственных услуг, так и по оптимальному способу их предоставления. С другой стороны, меняется сам принцип предоставления государственных услуг – если до сих пор процедура оказания услуги строилась как максимально «удобная» для чиновников, то теперь центр переносится на гражданина, и его интересы ставятся во главу угла оказания услуги. В частности, это находит свое отражение в структуре государственного портала, который является основным инструментов оказания государственных услуг.

Современный портал организован согласно основным событиям в жизни гражданина (таким как рождение, обучение, трудоустройство и т.д.), а не структурным подразделениям, отвечающим за предоставление той или иной информации или услуги.

Таким образом, государственные услуги структурированы согласно «жизненным событиям» и организованы по принципу «одного окна». Содержанием его является предоставление гражданину возможности получить весь комплекс государственных услуг в одном месте. Еще одним важным результатом внедрения концепции «электронного правительства» должно стать общее снижение коррупционной нагрузки на экономику вследствие изменения роли, которую играют рядовые государственные служащие.

Трудности перехода

Позитивные последствия перевода государственных услуг в электронный вид очевидны. Однако при этом возникают и существенные трудности. В первую очередь, ограничения внедрения электронных услуг связаны с цифровым неравенством – далеко не все граждане имеют возможность использовать компьютер и сеть Интернет, а поскольку государство, в отличие от организаций частного сектора, не может ориентироваться лишь на часть граждан, возникает необходимость поддержания дублирующих форм оказания государственных услуг – личного посещения государственных органов, телефонных звонков, почтовых отправлений и т.п. На этот аспект, ограничивающий эффективность электронных услуг, обращает внимание Д. Уэст: «В настоящее время примеров сокращения расходов в результате внедрения информационных технологий в деятельность государственных организаций совсем немного, поскольку наряду с развитием цифровых услуг государство должно поддерживать допотопные каналы доставки услуг». Реальная экономия средств, очевидно, может быть достигнута только в том случае, когда цифровое неравенство будет незначительным настолько, чтобы можно было ликвидировать традиционные формы предоставления услуг.

Сохранение сырьевой направленности экономики России будет мешать развитию конкурентоспособности информационной отрасли в долгосрочном периоде. В 2009 году Россия заняла 62 место с точки зрения поддержки развития ИТ-отрасли. Одна из причин столь низкого результата заключается в медленном внедрении правительственных инициатив, направленных на развитие ИТ-сектора (в том числе осуществлении программы «Электронная Россия»). С другой стороны, эффективная реализация принятой стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, может способствовать быстрому развитию ИТ-сектора как основы экономического роста в будущем.

 

Вывод.

В условиях становления и развития интернет-экономики происходит трансформация традиционных экономических отношений на основе внедрения информационно-компьютерных технологий. Одним из проявлений такой трансформации является институционализация экономических субъектов на всех уровнях хозяйствования: домашнего хозяйства, фирмы и государства в форме интернет-дома, интернет-компании и электронного правительства соответственно.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Красильников О.Ю., Красильникова Е.В. Теоретические основы интернет-экономики. – Саратов: Научная книга, 2007.
2. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999.
3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 годы). Утверждена постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.
4. Bhatnagar S. E-Government: from Vision to Implementation, Sage Publications, New Delhi/ Thousand Oaks/ London – 2005.
5. West D. Digital Government: Technology and Public Sector Performance // Princeton University Press, 2005.