Инновационное развитие компании и решение проблем

Комаров С.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (44), Август 2010

Цитировать:
Комаров С.В. Инновационное развитие компании и решение проблем // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 8. – С. 71-75.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15118625
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается зависимость инновационного развития компании и генерирования новых идей от решения управленческих проблем. Нашел свое отражение деятельностный подход, в рамках которого различаются проблемные ситуации и проблемы. Дается классификация проблемных ситуаций «разрыва», «тупика» и «выбора» в деятельности менеджеров. Указывается, что управленческая проблема выступает как противоречие в схеме (представлении) деятельности компании, а необходимым моментом решения управленческих проблем и инновационного развития является самоопределение менеджмента организации.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновации, проблемная ситуация, развитие, проблема, процессы, решение, мышление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Без постоянного обновления в современных условиях не может быть эффективного развития бизнеса. Инновационное развитие связано с поиском (генерированием) и реализацией идей в области бизнес-модели организации, стратегии ее развития, новых продуктов (товаров и услуг), новых технологий управления. Ключевыми вопросами инновационного менеджмента являются:

  • поиск методов продуцирования новых идей;
  • поиск инноваторов и лидеров инноваций в компании, то есть генераторов новых идей и менеджеров, способных к реализации новинок;
  • вопросы восприятия инноваций самими работниками компании;
  • вопросы инновационного маркетинга, то есть вывода инноваций (продуктов) на рынок и диффузии их на рынке (восприятие их основными группами потребителей «ранних последователей» и «ранним большинством»);
  • организация самого процесса продуцирования новшеств в компании (проектное управление);
  • обеспечение конкурентоспособности компании за счет стратегических, продуктовых, технологических и организационных новшеств.
  • Так или иначе, основная проблема самого инновационного менеджмента заключается именно в поиске новых идей и их восприятии внутри (руководством и персоналом компании) и вовне (потребителями). Однако поиск инноваций связан не только с собственно генерированием новых идей в этих областях, но прежде всего – с осознанием уже существующих проблем. Но дело в том, что осознание, определение и формулировка проблем выступает необходимым моментом самих инноваций.

    Во-первых, во многих методах генерирования идей проблематизация является начальным и необходимым этапом продуцирования решения. Во-вторых, принятие управленческого решения и эффективная его реализация требуют единомыслия участников процесса управления. И здесь формулировка и единое понимание проблем организации является ключевым моментом инновационного менеджмента. В-третьих, и это самое главное, само понимание проблемы является основанием для выработки решения. Проблема не есть объективная трудность, но, прежде всего, определенная ментальная модель, видение ситуации.

    Проблемы и проблемные ситуации

    Одним из подходов к решению управленческих проблем является деятельностный подход, в рамках которого очень четко различаются проблемы и проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникают в самой объективной реальности, в самой деятельности, и всегда связаны с тем, что имеющиеся в распоряжении субъекта средства оказываются недостаточными или непригодными для ее продолжения. Проблемы – это представления проблемных ситуаций в мышлении субъекта деятельности. Поэтому можно выделить два аспекта проблемы: онтологический – имеющий дело с проблемными ситуациями, и гносеологический – имеющий дело с тем, как эта ситуация понимается и представляется в знании.

    Проблемные ситуации возникают в деятельности человека потому, что сам процесс деятельности, вообще говоря, выступает как естественно-искусственный процесс. В процессе деятельности человек осуществляет «захват» естественных причинно-следственных связей с помощью тех или иных средств. Но в процессе обучения (трансляции) средства деятельности отделяются от онтологий и моделей естественных процессов и закрепляются в виде соответствующих норм деятельности. Процесс воспроизводства всегда идет как процесс трансляции норм, а сама деятельность начинает выступать исключительно как искусственный процесс.

    Между тем естественные процессы изменений никуда не исчезают, но самими субъектами деятельности не замечаются и не осознаются. Для них проблемная ситуация возникает в тот момент, когда они не могут дальше делать то, что делали ранее. В самом общем виде субъект деятельности может продолжить деятельность, если для ее продолжения имеются соответствующие средства. Поэтому выход из трудной ситуации связан с решением задачи поиска необходимых средств. Задача отличается от проблемы тем, что в ней четко определены требования к цели и известно (задано) соответствие между имеющимися средствами и конечным продуктом. Проблема связана как раз с отсутствием знаний относительно необходимых элементов дальнейшей деятельности. Это либо ситуация «тупика» (дальнейшая деятельность невозможна), либо ситуация «разрыва» (нужен один результат, а получается другой), либо ситуация «выбора» (перед тем, как продолжить деятельность субъекту нужно выбрать один из вариантов ее продолжения).

    Ситуация выбора означает возникновение разных естественных процессов, ведущих к цели деятельности. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы «наложением» на естественные процессы искусственного, выбрать в качестве основы тот из них, который удовлетворяет имеющимся у управленца критериям. Осуществление выбора и есть принятие управленческого решения. Ситуация выбора в принципе не может стать проблемной, поскольку даже абсолютная равнозначность альтернатив и отсутствие критериев рационального выбора не отменяют возможность его осуществления.

    Ситуация тупика или разрыва состоит в том, что прекращаются те естественные процессы, которые использовались субъектом деятельности для достижения его цели. Ситуация становится проблемной, если у субъекта нет средств для поиска подходящего естественного процесса, ведущего к цели.

    Для того чтобы отыскать необходимые средства деятельности, субъекту необходимо представить (понять) проблемную ситуацию именно как проблему. Проблема есть специально построенный предмет мышления, репрезентирующий саму проблемную ситуацию. Каждый объект (организация) претерпевает изменения под влиянием множества факторов, действующих одновременно и часто независимо друг от друга. Выделяя и фиксируя последовательность изменений состояний объекта под воздействием этих факторов, можно построить модель процесса изменений. Сопоставляя эту модель с действием отдельных факторов можно построить представление о механизме этого процесса. Но и процесс, и механизм, и сами факторы – суть определенные результаты мыслительной работы. Какие именно факторы будут выделены, как будет представлен процесс изменений объекта, каков механизм этого процесса и т.п. определяется не столько тем, что исследуется, а тем, кто исследует, не самим объектом, сколько субъектом исследования (управления), какие цели он себе ставит и какими средствами пользуется.

    Противоречия между факторами развития

    Поскольку факторов изменений множество, то может возникнуть ситуация, когда разные группы факторов «потребуют» от объекта (системы деятельности, организации) необходимости разнонаправленных изменений одновременно. Возникает противоречие, разрешение которого осуществляется как возникновение нового качества объекта. Для природных объектов и систем деятельности человека (организаций) это будет выглядеть по-разному. Как правило, для природных процессов наличие разнонаправленных изменений ведет к разрушению объекта и возникновению чего-то нового. Противоречия между факторами развития в организациях приводят к невозможности достижения ими своих целей.

    Теперь становится ясным, что наличие тупика или разрыва в деятельности на феноменальном уровне и есть указание на наличие противоречий на уровне факторов. Иначе говоря, причина возникновения проблем – это возникшая в определенный момент несогласованность норм (представлений) деятельности разных субъектов и самих естественных факторов деятельности. Причины несогласованности норм могут порождаться, во-первых, нарушением процессов трансляции норм деятельности, во-вторых, порождением новых норм и, в-третьих, изменением ценностей и целей субъектов деятельности. Поэтому противоречие деятельности можно рассматривать либо на уровне норм деятельности, либо на уровне причин их изменений. Для специалиста по управлению – это основной вопрос: выбор уровня анализа зависит от того, какой способ создает больше реальных возможностей для эффективного разрешения проблемной ситуации.

    Таким образом, проблема указывает на то, что отсутствует общая и непротиворечивая схема объекта (системы деятельности), лежащего на пересечении разных направлений деятельности. Следовательно, разрешение проблемы будет заключаться в построении единого видения – совокупности непротиворечивых норм деятельности, мышления, коммуникации, используемых менеджерами организации.

    Задачи менеджера

    Непосредственный продукт мышления и коммуникации по разрешению проблемной ситуации – это набор задач по созданию или изменению норм деятельности, позволяющих достигнуть цели каждого из менеджеров, включенных в общую систему деятельности.

    Для этого необходимо:

  • рефлексивно выявить нормы деятельности;
  • выявить основания их возникновения и применения;
  • выявить и зафиксировать противоречия на уровне причин (факторов) деятельности, то есть сформулировать проблему;
  • организовать коммуникацию между субъектами по поводу создания новой совокупности норм;
  • сформулировать задачи, то есть перечень действий, устраняющих противоречия.
  • Поскольку возникновение проблемной ситуации свидетельствует об отсутствии единого представления, относящегося к той системе деятельности, в которую они включены сами, постольку основной задачей менеджеров является именно мыслительная работа по созданию соответствующих представлений.

    Однако в любом случае решение такой задачи означает для менеджера выход за пределы непосредственно осуществляемой им деятельности и расширение понятийного поля до границ всей системы деятельности организации, то есть изменение им собственного мышления. В этом случае ситуация оказывается проблемной только, если противоречиво само определение менеджера в ней, то есть если менеджер не видит смысла в изменении ситуации или хочет, но не может этого сделать. Здесь и обнаруживается основная проблема современного инновационного менеджмента.

    Вывод

    Основным моментом инновационного развития организации оказывается не столько собственно совокупность инструментов генерирования новых идей, сколько внутренняя мотивация менеджеров компании, их готовность к изменениям.

    Методы генерирования новшеств как таковые еще не гарантируют реализации инноваций или эффективного развития организации, а сама по себе новая идея, инновация еще не ведет к действительному изменению мышления управленца.

    Анализ проблем – при их соответствующей организации коллективной мыслительной деятельности – объективно ведет к определению менеджером самого себя в проблемной ситуации, идентификации с ней или оппозиции к ней. Проблема не столько в самой креативности менеджера, сколько в организации самой его деятельности, в которой возможна его самореализация. Поэтому сами методы генерирования инноваций должны быть организованы как элементы системы проблематизации собственной деятельности менеджмента компании.


    Источники:

    1. Баркер Дж. Парадигмы мышления. – М.: 2007.
    2. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. – М.: 2008.
    3. Комаров С.В., Кордон С.И. Основы методологии: системодеятельностный подход. Категории. – Пермь: Изд-во Пермского государственного ун-та, 2005.
    4. Комаров С.В. Онтология управленческой проблемы // Стратегически насоки в бизнеса през 21-ви век и качеството на висшето образование. Сборник научни трудове. – Варна, 2008.
    5. Лефевр В.А., Щедровицкий Г.П., Юдин Э.Г. «Естественное» и «Искусственное» в семиотических системах // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М.: 1995.
    6. Стерхова С.А. Инновационный продукт: инструменты маркетинга. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.
    7. Рычкова Н.В. Особенности маркетинговых инноваций. – М.: КНОРУС, 2005.
    8. Херболд Р.Дж. Ловушки в бизнесе: испытание успехом – Москва: Вершина, 2008.
    9. Цлаф В.М. Управленческая проблема: сущность и логическая структура // Вопросы методологии, 1998. № 1-2.
    10. Gassmann O., Sutter Ph. Praxiswissen Innovationsmanagement. Von der Idee zum Markterfolg. München, Hansen Verlag, 2008.
    11. Meffert H. Marketing. Grundlagen marketorientierter Unternehmensfuhrung. Konzepte – Instrumente – Praxisbeispiel. – Wiesbaden, 2000.
    12. Revolutionäres Innovationsmanagement. Mit Innovationskultur und neuen Ideen zu nachhaltigem Markterfolg. München, 2009.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:54:31