Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2010

О роли государства в согласовании национальных инновационных интересов

Довбий Ирина Павловна, Доцент кафедры антикризисного управления Южно-Уральского государственного университета, Россия

Узких Юрий Александрович, Канд. техн. наук, зам. исполнительного директора Венчурного фонда Челябинской области, Россия

Government role in coordination of national innovative interests - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
Перевод экономики России на путь модернизации и инновационного развития требует согласования интересов всех участников инновационного процесса. В статье приведены формы реализации общенациональных инновационных интересов, выделены их способы образования. Роль государства и его регулирующих инструментов должны как никогда использоваться в общенациональных интересах.
Цитировать публикацию:
Довбий И.П., Узких Ю.А. О роли государства в согласовании национальных инновационных интересов // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 8. – С. 61-65.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Исследование процессов, происходящих в экономике на фоне мирового финансового кризиса, убедительно показывает возрастающую роль государства в формировании эффективного механизма ее функционирования, создания важнейших предпосылок для расширенного воспроизводства и инновационного развития. Тем не менее, отмечается, что Россия характеризуется «романтическим непрофессионализмом в защите национальных интересов, презрительным отношением к мнению своего населения и возможностям модернзировать и развивать реальный сектор экономики, опираясь на собственные знания и инвестиционные возможности. К этому стоит присовокупить усиливающуюся бюрократизацию политической системы при нарастании симптомов потребительского эгоизма, что активно поддерживают властные структуры» [1].

Расстыковка социально-экономических процессов развития российской экономики и общества происходит вследствие отсутствия системного подхода, реальной промышленной и инновационной политики с четко выраженными стратегическими приоритетами. Обычным явлением стали дисбалансы и диспаритеты на всех уровнях экономики, причем их устранение может привести к возникновению новых дисбалансов в смежных сферах [2].

Проблема – в сложившейся экономической системе, порождающей определенные системы интересов. Игнорирование интересов основной массы экономических субъектов при проведении реформ в России обусловлено недостаточными знаниями о сущности, механизмах реализации и роли экономических интересов [3]. Рассогласование интересов участников процесса инновационного развития происходит вследствие отсутствия механизмов регулирования направлений и темпов этого развития, ослабления и разрушения структурных системообразующих связей управления, координации.

Экономические интересы

Как показала практика конца 2008-2009 годов, распределение государственной финансовой помощи в условиях кризиса основывалось на политических интересах, вразрез интересам экономики и без учета квалификации менеджмента и востребованности продукции в народном хозяйстве. Широко декларируемая политика поддержки малого и среднего бизнеса фактически являет собой корыстную опеку чиновниками предпринимательского сектора. Налицо слияние интересов чиновников и бизнесменов, создание теневого рынка, в котором здоровая конкуренция просто невозможна.

Экономические интересы, выступая основным атрибутом экономических отношений, обладают следующими сущностными свойствами: во-первых, они соотносятся с конкретным экономическим субъектом (персонификация), во-вторых, соотносятся с понятиями «максимизации прибыли» и «рационального выбора», то есть реализуется через принцип экономической заинтересованности и целесообразности. Соответственно должны отражаться не только интересы отдельного экономического субъекта, но и связанные и сопряженные с ним интересы, а также контринтересы.

Противоречие, как форма существования и развития экономических интересов, характеризует их взаимодействие. В условиях рыночной экономики основным интересом экономических субъектов является максимизация чистой прибыли, что обеспечивает развитие экономической системы. Возможность извлечения экономическими субъектами дополнительной чистой выгоды в течение некоторого периода обеспечивает сохранение баланса интересов, однако равновесие не может быть продолжительным. Для исключения перерастания противоречий в конфликт носители экономических интересов должны осознавать ответственность за реализацию своих интересов. Несмотря на то, что каждый субъект действует рационально, последствия этой деятельности для других субъектов могут быть не только положительными, но и отрицательными, о чем и предупреждал Дж.С. Милль: «…люди способны контролировать свои собственные действия, но не последствия, которые их действия имеют для них самих или для других людей» [4].

Множественность экономических интересов отражается понятием «система интересов». Объединение различных интересов (согласованных и несогласованных, совместимых и несовместимых, равноправных и неравноправных, постоянных и постоянно меняющихся по форме и содержанию) в систему возможно, когда имеет место общая природа и условия их формирования. Исходным пунктом формирования системы интересов является общественное разделение труда и связанное с ним формирование и развитие общественных связей и отношений [5], а также субъектом интереса могут быть как отдельные люди, так и социальные общности (группы), постольку на каждом из шести уровней инновационной деятельности (нано-, микро-, мезо-, макро-, мега-, глобальном) имеют место все категории интересов при одновременном наличии приоритетов и предпочтений. Согласование интересов участников инновационной системы представляет собой сложную, многоуровневую и многофакторную задачу координации и взаимоувязки целей, достигаемую путем достижения компромисса и договоренности между всеми сторонами.

Общенациональные инновационные интересы реализуются в различных формах (рис. 1), в том числе в форме государственных инвестиций в инновационную деятельность; при этом государство, как особый вид организации общества, призвано отражать интересы каждого участника национальной инновационной системы.

Рис. 1. Формы реализации общенациональных инновационных интересов

Способы образования национальных инновационных интересов

Национальные инновационные интересы могут складываться различными способами, в частности выделяются следующие [6]:

  • как общий интерес большинства участников инновационной деятельности;
  • как комплементарная композиция частных интересов инновационных субъектов;
  • как суперпозиция конфликтных (конфликтогенных) интересов элементов инновационного комплекса;
  • как проявление системных эффектов в развитии инновационной сферы;
  • как результат активной инновационной политики;
  • как следствие сложившегося международного «разделения труда» в научно-инновационной области;
  • как отражение динамики международных инновационных отношений;
  • как производная от национальных интересов в других сферах и пр.

Считается, что наилучшие результаты достигаются при реализации принципов взаимовыгодности и взаимодействия, когда, во-первых, экономические субъекты взаимодействуют с партнерами на добровольных началах, во-вторых, в обществе созданы условия (экономические, социальные, политические, юридические и др.), обеспечивающие равную силу влияния интересов взаимодействующих сторон [7]. Однако «невидимая рука рынка» не может длительно обеспечивать баланс интересов, в связи с чем функцию согласования и поддержания баланса интересов при нивелировании противоречий в системе экономических интересов может исполнять только государство, обеспечивающее условия эффективной предпринимательской деятельности как через законодательные, так и через финансовые рычаги.

Мы поддерживаем позицию ученых о том, что «роль государства и его регулирующих инструментов должны как никогда использоваться в общенациональных, а не узкогрупповых интересах; поддерживая, не нарушая социальную и политическую стабильность в обществе» [1].

Выводы

Государственная политика перевода экономики на инновационный тип развития и укрепления национальной безопасности должна быть подкреплена соответствующей нормативной правовой базой, регламентирующей, в частности, взаимоотношения субъектов инновационной деятельности. При этом на государстве лежит ответственность за его соблюдением, сбалансированным использованием административных (иерархических) и рыночных (синергетических) принципов управления, поддержание и развитие инновационного партнерства государства, бизнеса, науки и образования [8].


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Возможности развития реального сектора роcсийской экономики в условиях мировых кризисов // Известия УрГЭУ. – 2009. – № 4.
2. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. – М. : Дело, 2004.
3. Чернецова Н.С. Теория и методология исследования экономических интересов. – М. : МИЭМ УЧЛИТВУЗ, 2001.
4. Милль Дж.С. Основы политической экономии / Под общ. ред. А.Г. Милейковского. Т.1. – М. : Прогресс, 1980.
5. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. – Свердловск, 1990.
6. Миндели Л.Э. Совершенствование государственной научно-технической политики в процессе формирования национальной инновационной системы / Л.Э. Миндели, В.А. Васин // Инновации. – 2008. – № 1.
7. Экономическая теория (Политическая экономия): учебное пособие. – М. : Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 1997.
8. Инновационный тип развития экономики: учебник. – М. : Изд-во РАГС, 2007.